14:01 / 23 января 2018

Станислав Орехов о стандартах в профессии дизайнера, общении с заказчиком и таланте

Московский дизайнер Станислав Орехов выступил спикером четвертой встречи проекта MORE DESIGN IN TYUMEN с темой «Авторский надзор – система. Как выгодно реализовать проект». Руководитель «Студии Станислава Орехова» рассказал 1tmn о том, зачем стандартизировать профессию, как правильно общаться с заказчиком и что такое талант для дизайнера.

 
 

1tmn.ru: Какие твои впечатления от встречи с тюменскими дизайнерами?

Станислав Орехов: Я удивился, что почти все меня заочно знали. Интересные вопросы задавали – уже заканчивалось время, а вопросы всё продолжались. Вообще здорово, когда есть возможность передать опыт по стандартам профессии, по организационным вопросам – то, что «прошли» в Москве внедрить здесь.

 

Работа твоей студии отличается четким структурированием. На что ты ориентировался при работе над стандартом профессии?

Дизайнер – творческая профессия. В нее идут по призванию, потому что не могут заниматься другим. Но есть проблема: творчеством дизайнеры занимаются 10% времени, а остальное время – выясняют отношения с клиентом, с прорабом, со строителями. Дизайнеру нужно автоматизировать процесс – понимать всю административную часть и забыть про нее. Есть специальный человек – менеджер или помощник, – который позволяет тебе заниматься твоей работой.

Пару лет назад к нам за помощью обратился коллега, который хотел разработать стандарт профессии по малым архитектурным формам. Я зашел на сайт Министерства труда, начал копаться в документах, чтобы понять самому, зачем это нужно. И понял, что есть потребность создания стандарта и для нашей профессии. Мы собрались инициативной группой для обсуждения, и в итоге у нас получилось 10 непересекающихся функций. Сегодня по нашим стандартам учат студентов, именно тем знаниям и навыкам, которые нужны. Эту систему сложно оспорить, она работает.

Кроме того, на основе стандартов профессии работает школа дизайна, где мы обучаем творчеству и организационным правилам, договорам, взаимоотношению с клиентом, визуализации и черчению, а выпускников берем к себе на работу.

 

Каких заказов у вашей студии больше: B2B или B2C?

Мы стараемся брать больше частных заказов – это процентов 80% от общего количества. Наша ключевая компетенция – мы знаем, как вести частные проекты. Наша студия работает в свое удовольствие, в своем ритме. А это не всегда возможно, когда делаешь дизайн ресторана или офиса, когда нужно открыться как можно быстрее. Там действуем иначе – все взялись, сделали проект, потом неделю отдыхаем.

 

Во время четвертой встречи в рамках проекта MORE DESIGN IN TYUMEN, организованного журналом tmn и салоном Respect Home
(Тюмень, 30 ноября, отель Double tree by Hilton Tyumen)

Дизайнеру нужно автоматизировать процесс – понимать всю административную часть и забыть про нее. Есть специальный человек – менеджер или помощник, – который позволяет тебе заниматься твоей работой

 
 

В студии все работают удаленно. Удобно управлять дистанционно?

Управлять не нужно, если люди знают, что делать.

 

Но ведь нужно ставить какие-то задачи…

Есть глобальные сценарии – как должен проходить дизайн-проект. Процесс этот описан на 20 страницах, прописаны все действия. Менеджер и ведущий дизайнер идут по сценарию: что делать с клиентом, чертежником, дизайнером, визуализатором, какой продукт должны получить, когда сдать. Иногда вмешиваться руководителю – даже лишнее.

Я в этом смысле птица вольная и могу заниматься чем угодно. Могу не входить в проект, быть арт-директором, когда проект мне интересен, я – ведущий дизайнер, могу быть руководителем и наблюдать результат. Зависит от того, насколько мне интересен проект.

 
Какую долю занимают в ваших проектах зарубежные?

Процентов 20. Мы не то что бы стремимся что-то делать за рубежом специально. Просто иногда получатся так, что клиенты находят нас.

 

Интересно, что зарубежные клиенты находят вас сами…

Нас вообще все клиенты находят сами. Студия старается привлекать клиентов своей экспертностью. Мы организуем мероприятия, публикуем статьи, я делаю обзоры – рассказываю про проекты на YouTube-канале. Так находятся и новые дизайнеры, которые хотят учиться, и клиенты.

 

Во время четвертой встречи в рамках проекта MORE DESIGN IN TYUMEN, организованного журналом tmn и салоном Respect Home
(Тюмень, 30 ноября, отель Double tree by Hilton Tyumen)

Все клиенты нас находят сами. Студия старается привлекать клиентов своей экспертностью. Мы организуем мероприятия, публикуем статьи, я делаю обзоры – рассказываю про проекты на YouTube-канале. Так находятся и новые дизайнеры, которые хотят учиться, и клиенты

 
 

Как правильно дизайнеру работать с заказчиком?

Мало кто понимает, что когда ты сдаешь работу тебе недостаточно просто отправить проект по почте, или даже презентовать его. Тебе нужно утвердить все комментарии к проекту и подписать его. Если этого не сделать, клиент на следующем этапе может захотеть что-то поменять.

 

Вы переделываете проект до тех пор, пока клиенту не понравится?

Нет таких случаев – настолько детальное техническое задание. У нас анкета на 300 вопросов, ведущий дизайнер три-четыре часа задает их заказчику, показывает ему возможные варианты интерьеров. У дизайнера должен быть талант переговорщика, чтобы узнать, чего хочет заказчик.

 

А нужен ли талант, чтобы быть дизайнером?

Если ты интересуешься профессией, тебя тянет к ней, значит талант есть. Хочешь быть дизайнером – надо пробовать. Но главное – целеустремленность и действие. Не только энтузиазм.

 
 


*Полную версию интервью читайте в журнале tmn № 35


Беседовала: Вероника Мелконян
Текст: Ольга Долгих
Фото: Тимерлан Карин