12:07 / 5 июля 2013

Сильная сторона региона

d64030

Слово «франчайзинг» легко прижилось в бизнес-лексиконе Тюмени. Предприниматели нашли во франшизе панацею от рисков, а власть – возможность выхода на новый уровень рынка.

Отличительной особенностью Всероссийского форума по франчайзингу стало присутствие на нем успешных региональных франшиз. Андрей Пантелеев, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, рассказал, чего ожидать от франчайзинга.

 

«Тюмень»: Андрей Вадимович, форум «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов» проходил в течение двух дней, на выставке участники увидели свыше 50 франшиз. Мероприятие выросло за год…

Андрей Пантелеев: Совместно с Российской ассоциацией франчайзинга мы решили изменить формат проведения. В этом году к нам приехали представители 18 регионов, и в первый день мы работали только с ними по принципу ликбеза – объясняли суть и миссию франчайзинга. Второй день посвятили практике: мастер-классам, обучению, презентациям, чтобы даже начинающий предприниматель получил полное понимание франчайзинга изнутри. В общей сложности в работе форума приняли участие более 500 человек.

Какие франшизы на выставке вызвали наибольший интерес?

Большой ажиотаж возник вокруг прачечных европейского типа «Сам прачка». Американское оборудование можно разместить в общежитии, многоквартирном доме, в отдельном здании. Услуга гарантированно получит спрос, например, среди студентов. Интерес вызвало «Пузыри-Шоу» – недорогая, но очень эффектная франшиза, в которой предусмотрено порядка 26 шоу. Традиционно актуальны предложения по торговле продуктами питания. Мы знаем, что тюменская ТК Холдинга «Партнер» уже купила международную франшизу SPAR и стала ее представителем по всей Тюменской области. Думаю, скоро в Ялуторовске, Заводоуковске, Ишиме, Тобольске появятся магазины и супермаркеты SPAR. Отмечу новые тюменские франшизы магазина «Молоток» и детского образовательного центра «Ступеньки». Очень доволен работой Эдуарда Омарова и компании «Кванта+», представившей качественное, продуманное франчайзинговое предложение. Однако все это просто наши наблюдения – о реальных сделках можно судить не раньше чем через полгода. Так, например, франшиза «Арсенал+» в свое время нашла покупателей и сегодня реализована в 20 муниципальных образованиях.

Почему предприниматели так охотно покупают «чужое»?

Объясню на простом примере. Сейчас на рынке франчайзинга появился известный даже за рубежом российский стейк-хаус GOODMAN. Представьте, что этот ресторан открылся в Тюмени. Нам не нужно больше ехать в Москву, чтобы попробовать хороший стейк, – он будет у нас, и спрос на продукт будет высокий, а деньги, которые мы заплатим, останутся в нашем регионе. А теперь переведите этот пример в масштабы области или страны. Чаще всего по франшизе предлагают более качественный продукт за меньшие деньги. С появлением международных, федеральных и успешных тюменских брендов в муниципальных образованиях уровень сервиса и качество услуг возрастают в несколько раз. Любой франчайзер передает в «аренду» не только свои технологии, но и традиции, престиж, репутацию, поэтому четко следит за соблюдением всех условий договора. В итоге культура потребления даже в отдаленных уголках страны повышается. Кроме того, прибыль остается на местах.

Какие регионы России наиболее активны в этом сегменте бизнеса?

В региональном франчайзинге лидируют Новосибирск, Пермь. Не так давно мы ездили в Сочи на форум по развитию придорожного сервиса. В 2014 году здесь пройдут зимние Олимпийские игры, а набережная до сих пор выглядит, как 15 лет назад. Могу сказать, что франчайзинг для Сочи – единственный вариант, который поможет быстро выровнять ситуацию в сфере обслуживания.  

С появлением международных, федеральных и успешных тюменских брендов в муниципальных образованиях уровень сервиса и качества услуг повышается в несколько раз 

Насколько нам известно, на франшизу можно вывести практически любой вид предпринимательской деятельности. Вот и нашелся спасательный круг для малого бизнеса.

Конечно. Еще франшиза способствует качественному становлению предпринимателей средней руки – для российского бизнеса это пока ноу-хау. Снова приведу пример. Почти каждый военный на Западе к пенсионному возрасту скапливает определенную сумму денег и покупает недорогую франшизу. В итоге успешно зарабатывает, путешествует, живет счастливо. На Западе это называется утилизацией кадров. А у нас принято думать, что с выходом на пенсию активная деятельность заканчивается. Благодаря франчайзингу мы сможем решитьэту проблему.

Стоимость франшизы определяет только ее продавец?

Как и все условия сделки. Из чего состоит франшиза: первое – паушальный взнос за право представления бренда на определенной территории, второе – стоимость оборудования и третье – роялти, то есть периодические платежи, которые франчайзи будет платить в течение всего времени, пока вы находитесь в отношениях. Есть франшизы без паушального взноса или без роялти, все зависит от индивидуальных условий сделки.

На ваш взгляд, какие действия со стороны власти могут помочь в развитии регионального франчайзинга?

В первую очередь власть может информировать заинтересованных в открытии своего бизнеса людей и мотивировать их на работу по франчайзингу. Органы власти на региональном уровне должны определить технологии продвижения франчайзинга, сформировать информационную базу франшиз и оказывать содействие развитию франчайзинга и появлению региональных франшиз. В Тюмени мы ведем эту политику продуктивно, теперь наша задача – идти дальше. Глава органа местного самоуправления должен понимать, какие отрасли хозяйства в муниципальном образовании наименее развиты, чтобы усилить их с помощью франчайзинга. Как это определить? Нужно понять, за какими услугами или категориями товаров человек вынужден уезжать в соседние крупные города. Это и есть тот дефицит, нуждающийся в заполнении. При этом необходимо установить, в каких сферах развитие франчайзинга нуждается в поддержке, разработать план, технологию продвижения франчайзинга в муниципальном образовании, сформировать пул потенциальных инвесторов. Важно отношение местной власти к франчайзинговым предприятиям как к полноценным инвестиционным проектам.

 текст Татьяна Паласова

фото Александр Зубков

Loading...