16:03 / 29 марта 2014

Ритмы городского сердца

Moor

Александр Моор о сердце города, решении проблемы пробок и пауэрлифтинге.

Время 17 часов. Директор 49-й гимназии Ольга Золотарёва вместе со мной осматривает классы на 3-м этаже, в которых в этот момент не идут занятия. Это вовсе не дежурный обход: с минуты на минуту все ждут приезда главы администрации города Тюмени Александра Моора – выпускника, окончившего эту гимназию с золотой медалью 23 года назад.

Он  приезжает, как договаривались, ровно в 17:30, не опоздав ни на минуту. На мой вопрос: «В каком классе вы предпочли бы отвечать на вопросы?» – соглашается на любой свободный.

— Может, химия?

— Свою самую первую и единственную двойку в жизни я получил в седьмом классе, и именно по химии, – смеется Александр Викторович.

— Тогда, наверное, не стоит идти туда и окунаться в неприятные воспоминания? – шучу я в ответ.

— Двойка эта сыграла свою положительную роль: уже через год я победил на городской школьной олимпиаде по химии, – улыбаясь, продолжает Моор. –Так что выбирайте любой класс.

В кабинете химии шел урок, и мы зашли в кабинет математики, где больше 30 лет назад отличник Александр Моор первым решал контрольные по этому предмету, причем сразу оба варианта. Об этом здесь помнят до сих пор.

tmn_2014_1_IMG_4427_0

 

Валерий Гут: Первый вопрос о гимназии, где учатся трое ваших детей и где вы сами проучились с 1-го по 10-й класс. Почему именно она?

Александр Моор: Все оченьпросто: к этой школе относиласьулица Калинина, где жила моя семья. Наш бывший дом находитсяпримерно в километре отсюда.

Мои самые яркие и теплые воспоминания связаны именно сошкольными годами. До сих пор,поздравляя учителей, я чувствую,как дрожит голос и к горлу подступает комок. Многие из моихнаставников по-прежнему работают здесь, и когда я сюда прихожу, то испытываю непередаваемые ощущения, связанные сгодами ученичества…

В начале 1990-х, когда директором стала Нина ПрокопьевнаЛохман, школа получила второерождение. Ею были внедрены современные технологии, педагогические инновации, приглашены на работу лучшие учителя…

Во времена вашего обучения школа выглядела не так хорошо, как сегодня? (Тут я имею в виду отлично сделанный ремонт. – Прим. авт.)

Она и три года назад хорошо не выглядела. (Улыбается.) В интернете писали: «Моор, пользуясь случаем, ремонтирует школу, где работает его мама». (Алевтина Нестеровна Моор до сих пор работает здесь учителем математики. – Прим. авт.) Думаю, никто не может обвинить меня в протекционизме, ведь за последние два года за счет средств бюджета были сделаны комплексные капитальные ремонты в десяти тюменских школах, в том числе и в гимназии № 49.

Дети педагогов обычно ведут себя по двум сценариям: либо учатся очень хорошо, либо, наоборот, в знак протеста – из рук вон плохо. Как было у вас?

Я учился легко и с большим удовольствием. Никто меня особо не контролировал. Думаю, что даже был недозагружен. В начальной школе родителям постоянно предлагали перевести меня классом старше: в то время в моде были вундеркинды, которые заканчивали программу за восемь лет. Моей маме хватило мудрости не делать этого, дать мне возможность пройти все этапы развития личности.

Были предметы, которые давались сложнее остальных?

Повторюсь, учеба давалась мне легко! Разве что приходилось преодолевать себя в написании сочинений… Не потому, что мне трудно было рассуждать на заданную тему. Я был приверженцем постулата «краткость – сестра таланта». Стоит отметить, что темы в школе давали очень сложные, приходилось раскрывать свое понимание героев произведения, как они действуют и какие цели преследуют, – даже взрослому подчас нелегко бывает понять действия другого человека и тем более составить об этом логичный рассказ. Некоторые мои одноклассницы писали сочинения на 24 тетрадные страницы… Я же выражал мысли коротко, не считая нужным повторять их дважды. При этом писал грамотно.

Кто был главным вашим учителем в школе?

Конечно, мама. И не только потому, что готовила меня к экзаменам по математике…

Я всегда вспоминаю с огромной теплотой нашу классную руководительницу Лидию Васильевну Ершову.

У нас была замечательная пионервожатая, с которой мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения… Обо всех наставниках есть что вспомнить и рассказать, они все – в моем сердце. Не хочу кого-то забыть. В 49-й школе нам повезло с педагогами.

Вы, кажется, хотели поступать в Новосибирский государственный университет. Кому принадлежала идея?

Я хотел пойти по стопам тети, папиной сестры: она не раз побеждала во всероссийских школьных олимпиадах по химии, с отличием окончила школу и уехала в Новосибирск. Я готовился поступать на химический или физико-математический факультет НГУ. Но обстоятельства сложились так, что я туда не поехал, поступил в Тюменский государственный университет. О чем, кстати, не жалею.

Главным качеством тюменского характера считаю основательность – серьезное и совестливое отношение ко всякому достойному делу

Когда пришло желание заниматься политикой?

Никогда об этом не мечтал, но счел предложение Владимира Владимировича Якушева поработать в новой для меня сфере интересным.

Работать во власти – примерно то же, что быть родителем: ни на минуту нельзя отойти от дел, теряется ощущение границ работы и личной жизни. И, прежде всего, невозможно снять ответственность, даже на время. У вас есть порог, за которым вы чувствуете, что перестаете держать руку на пульсе 24 часа в сутки?

Я вам больше скажу: человек, у которого нет этого «внутреннего переключателя», глубоко несчастен. Рано или поздно это приведет к образованию трещины в семейных отношениях, что в конце концов негативно отразится и на работе. Мой переключатель – на пороге дома. Понятно, что там с меня ответственность не снимается, и я по-прежнему могу размышлять на профессиональные темы, но это никак не отражается на моей семье. Более того, я практически никогда не рассказываю супруге о рабочих проблемах, разве только о радостных случаях. Несмотря на деловую загруженность руководителя, вопрос поиска времени для своих близких – по-настоящему ключевой. Всегда важно находить время на то, чтобы пообщаться с женой и детьми.

Если говорить о вашей работе в качестве главы администрации, каким вопросом вы сейчас занимаетесь активнее всего? Какая мысль постоянно крутится в голове?

Недавно на «Губернаторских чтениях» прозвучал такой тезис: одна из главных причин снижения экономического роста в России, по исследованиям различных агентств, – низкая эффективность государственного и муниципального управления. Первое место в рейтингах занимает Сингапур, а Россия по этому показателю находится далеко внизу. Честно говоря, стало обидно, ведь мы имеем соответствующее образование и огромное желание работать, стараемся, но факт остается фактом: в целом система не дает желаемых результатов. Поэтому для меня сегодня актуальна идея повышения результативности работы городской администрации как коллектива людей. Я не хочу сказать, что сейчас она неэффективна, но ее производительность может быть выше. Понимая, что это залог успешного развития города в целом, мы начали коллективно обсуждать этот вопрос. Кто-то скажет, мол, город у нас и так неплохой, в рейтингах всегда на высоте, можем чуть-чуть расслабиться… Категорически не согласен с такой позицией. Чем дольше работаю, тем больше вижу направлений для совершенствования. Сегодня утверждается новая парадигма жизни и экономики, ключевым ресурсом в которой становится интеллектуальная составляющая человека. Поэтому повышение командной и индивидуальной эффективности – очень интересная и многосторонняя задача. Я рад тому, что есть над чем работать, и самое главное – есть с кем.

Недавно Тюмень как раз признали самым комфортным городом для проживания в России. Многие другие рейтинги тоже выдвигают нас на первые места по разным показателям. Абстрагируйтесь от вашей должности и скажите как житель города: чем Тюмень больше всего привлекает вас?

Я люблю Тюмень как свою «малую родину», а не за то, что она первая в рейтинге по комфортности. Здесь по-прежнему живут мои родные и близкие. В городе много мест, которые я люблю. Когда мы жили на улице Калинина, в школу я мог дойти только в резиновых сапогах, потому что за 400 метров до дома заканчивалась дорога. И ничего – любил город, воспринимал все как есть! Вспоминаю студенчество: на остановке Мориса Тореза ждешь этот 15-й (номер автобусного

маршрута. – Прим. авт.) бесконечно, а в итоге идешь пешком по Червишевскому тракту до окраины города… И снова никаких переживаний, никого не ругал, был молод, влюблен и радовался жизни! Поэтому я отношусь к городу не как потребитель к товару. Я люблю его таким, какой он есть. И самое главное: прожив в нем уже 40 лет, я вижу, как он меняется на глазах. Меня это радует. Тюмень – город-праздник, город – деловой центр и город, который прекрасен в любое время года.

moor

 

Вас переизбрали на должность главы администрации города подавляющим числом голосов депутатов городской думы. Полагаю, ничего удивительного в этом событии для вас не было. Многие говорили, что это простая формальность. И тем не менее что на самом деле для вас значили эти выборы?

Если я скажу, что до последнего момента не был уверен, каким окажется итог голосования, это будет лукавством: непосредственному заседанию думы предшествовали разные мероприятия, в том числе конференция партии «Единая Россия», на которой меня утвердили в качестве кандидата на должность главы администрации. Я понимал, что 28 человек из думы за меня проголосуют, но важно было, кому отдадут свои голоса остальные восемь участников, представляющих другие партии, потому что глава администрации – должность консолидирующая. В итоге никто не проголосовал против. Некоторые воздержались. Но я думаю, что это молчаливый карт-бланш и показатель определенного доверия: мол, ты делай, а мы посмотрим.

Несколько философский вопрос: если представить Тюмень как единый организм, что могло бы быть его «сердцем»? Что гоняет «кровь» по нашему городу и дает ему развиваться? Хочу услышать вашу метафору.

Давайте рассуждать. Сначала нужно понять, что есть «кровь», и тогда мы придем к пониманию того, что такое «сердце». Если пофантазировать: может быть, «кровь» – это люди? Кровяные тельца, которые выполняют самые разные задачи. В таком случае «сердце» – это не физическая величина, а энергетическая субстанция. Совокупность энергий всех индивидуумов, их стремлений, потребностей и желаний… Чем согласованнее все эти частицы двигаются, тем сильнее толчки «сердца» и деятельнее «организм». А если союза этих энергий нет, значит, и город не сможет развиваться. Вообще, мне представляется, что стук сердца каждого тюменца слышен в общем ритме города.

Мы с вами не так давно были на одном круглом столе в технопарке, где приглашенный гость Василий Дубейковский (основатель профессионального портала о брендинге российских городов Citybranding.ru. – Прим. авт.) высказался о том, что бренд – это объединяющая людей идея. Как вы считаете, такая идея сегодня у Тюмени есть?

Согласен, бренд нельзя придумать. Он должен возникнуть естественным образом, словно бы изнутри. Здесь нужен особый творческий полет. К тому же на круглом столе прозвучала статистика: 90% всех попыток создать бренд своему городу в России терпят полный провал, – поэтому торопиться в этом вопросе нет никакой необходимости.

Я отношусь к городу не как потребитель к товару. Я люблю его таким, какой он есть. И самое главное: прожив в нем уже 40 лет, я вижу, как он меняется на глазах

В 2011 году в Тюмени стартовал конкурс общественного признания «Тюменский характер». Он вызвал большой резонанс в городе, о нем много говорили, а победителей награждали, в том числе, лично вы. Что вы назвали бы тюменским характером?

Конкурс позволил выявить активных, творческих людей, которые вносят свою лепту в развитие города. Благодаря публичному голосованию по большей части были отмечены простые люди, которые работают не за деньги, славу или почет, а потому что любят свою профессию и Тюмень, искренне отдают делу время и душу. Когда вручали победителям награды, участники конкурса искренне были взволнованы, потому что внимание и высокая оценка их действий, которые они наверняка считали скромными и обычными, стали для них неожиданностью.

Главным качеством тюменского характера считаю основательность – серьезное и совестливое отношение ко всякому достойному делу.

Какой из последних увиденных городов за границей или в России вас особенно впечатлил? И почему?

Я не очень много городов видел, чтобы сравнивать. Малонаходился в Азии. Не бывал вамериканских городах. Но если

оценивать с точки зрения архитектуры, то, конечно, меня впечатлил Париж. А поездка в Стокгольм стала познавательной в плане организации городского хозяйства, если переходить уже в профессиональную плоскость. Это красивый, ухоженный, столичный имперский город с продуманным подходом к городскому пространству. На встрече с представителями муниципалитета Стокгольма мы заметили, что по большинству пунктов «городской жизни» мыслим абсолютно одинаково. Просто они ушли чуть дальше и действуют более последовательно.

moor

 

Из вашей предвыборной программы следовало, что большое внимание вы планируете уделять работе ЖКХ: сделать платежи более прозрачными, решение коммунальных проблем – более эффективным. Для этого на портале администрации города www.tyumencity.ru был создан проект «Тюмень –наш дом», где любой житель может оставить жалобу. Какие результаты вы уже отмечаете в этом направлении работы? Как часто сами заглядываете на этот сайт?

Заглядываю каждый день, читаю поступившие обращения. Главное наше достижение – мы на все жалобы обязательно отвечаем. Идея создания сайта имела вполне практическую цель: мы приняли решение выложить в общий доступ информацию по капитальному ремонту домов и дорог, благоустройству дворов и другим наиболее актуальным вопросам с указанием того, кто, когда и какие виды работ выполнял. Этим проектом мы реализовали идею народного контроля.

Год только начался, а на портале уже опубликован список объектов, которые вошли в планы капитальных ремонтов и реконструкции на 2014-й. У жителей многоквартирных домов есть возможность сообщить о любых нюансах, на которые они считают нужным обратить внимание в преддверии капремонта, а специалисты должны их учесть и своевременно внести корректировки на этапе проектирования. Для нас эта обратная связь представляет особенную ценность.

Вторая цель, которую мы преследовали, когда в мае только начинали реализовывать проект, – дать возможность жителям обращаться с самыми насущными проблемами напрямую к администрации. Среди наиболее популярных обращений: содержание домовых территорий, вывоз мусора, эвакуация брошенных автомобилей. У нас принят жесткий регламент по срокам подготовки ответов на письма – всего восемь дней. И это не отписка, а официальный ответ по существу, подписанный лично руководителем департамента, что, конечно, повышает статус «реакции» на обращение гражданина и позволяет ответственно подходить к решению проблемы, обозначенной жителем. Механизм общения посредством портала более эффективен, чем отправка письма или звонок в администрацию, потому что все публично и находится в открытом доступе. Кстати, некоторые сотрудники администрации в свою очередь воспользовались возможностью послать запросы через сайт и через восемь дней получили ответ и решение вопроса. Я тоже зарегистрирован как пользователь, но жалоб не оставлял. (Смеется.)

Мы не сомневались в популярности этого сайта у горожан, когда «запускали» его, а сегодня он насчитывает уже 3330 зарегистрированных пользователей. Теперь думаем, как вовлечь их в обсуждение других вопросов, например наименования улиц. Конечно, у нас есть специальная комиссия, но почему бы не вынести это на всеобщее обсуждение? Несколько тысяч пользователей из 700 000 жителей – это, может быть, немного, но для нас важно, что есть динамика. Чем больше людей к нам присоединится, тем больше окажется возможностей для взаимодействия с активными гражданами.

У нас 20 лет люди идут к собственности, берут ипотеку, хотя весь мир арендует жилье и не привязывает себя к одному месту

Многие считают необходимым задать вопрос о пробках на дорогах. Как в Санкт-Петербурге часто говорят про дождь, так и у нас часто – о пробках. Я хотел бы поступить иначе и спросить вас про общественный транспорт: считается, что именно здесь кроется один из вариантов ответа. Возможно ли пересадить людей из личных автомобилей в общественный транспорт?

Практически все взрослое население Тюмени перемещается на автомобиле из дома на работу, другие передвижения менее «значимые» – это доставка детей в секции, детский сад, школу. Причина пробок кроется глубоко: взрывной рост города и не до конца продуманная в свое время градостроительная политика – у нас разделены жилые микрорайоны и рабочие зоны.

Есть и другие диспропорции: вновь строящиеся микрорайоны не имеют развитой инфраструктуры, поэтому родители сначала вынуждены ехать с ребенком в детский сад в один район, а после – на работу в другой. Из-за такой сложной логистики и нужен автомобиль.

Есть еще один нюанс: наша потребность в передвижении между домом и работой проистекает из-за нежелания быть социально мобильными. В Европе более 50% жилья – арендное. И если сегодня я поменял работу, то и квартиру сниму поближе. Но у нас никто не думает о том, чтобы из-за работы продать жилье в одном районе, а купить в другом. У нас 20 лет  люди идут к собственности, берут ипотеку, хотя весь мир арендует жилье и не привязывает себя к одному месту. Более того, во всем мире владеть собственностью –дорого, потому что человек отвечает не только за свое жилье, но и за придомовую территорию, черновое имущество, дороги. Мы к этому еще не готовы.

Концептуально можно минимизировать использование личного транспорта. В дальнейшем у нас появится более грамотная политика формирования «самодостаточных» районов с точки зрения не только социальной инфраструктуры, но и рабочих мест. Чудес не случится, но повлиять на ситуацию или хотя бы минимизировать проблему сможем точно.

Здесь возникает психологический вопрос: как пересадить людей из автомобиля в общественный транспорт? Да, для многих из нас важны вопросы комфорта в транспорте, и поэтому большинство людей пока делают выбор в сторону автомобиля. Но есть и неожиданные моменты в развитии темы. Так, в Мюнхене, например, количество автомобилей стало сокращаться, потому что люди пересели в автобусы. Причина в социализации: в общественном транспорте можно углубиться в свои гаджеты, а за рулем общаться или находиться в Сети неудобно. Социальные изменения постепенно меняют и менталитет…

Подводя итог этой теме, самый реальный путь к преодолению пробок вижу в развитии общественного транспорта. Вопрос только в изменении отношения людей к нему на более благожелательное.

Moor1

Вы занимаетесь пауэрлифтингом и скандинавской ходьбой. Мало кто из политиков в России выбирает эти направления. Как это получилось у вас и насколько вы им привержены?

Мое увлечение силовыми упражнениями началось в детстве, когда я в библиотеке увидел в журнале страницу, где приведены комплексы упражнений для силовых тренировок. Взяв их за основу, я стал работать с весом собственного тела: подтягивания, отжимания… Потом папа специально для меня сварил дома два турника, купил гири и штанги. А потом я пришел в «Антей» – тогда все пути вели к Колтуну (Евгений Колтун – президент Тюменского атлетического клуба «Антей». – Прим. авт.). Мой лучший результат по бодибилдингу – второе место на Кубке России среди юниоров в 1994 году. Давно это было…

Хотелось выполнить нормативы мастера спорта по пауэрлифтингу; я уверенно прошел кандидата и остановился в шаге от мастера. Просто уже не хватало времени на восстановление, ведь, чтобы добиться высоких результатов, нужно соблюдать определенный режим. Конечно, если бы я с кем-то поспорил, что стану мастером спорта, то я бы сделал это. (Смеется.) Мне достаточно знать, что я это могу.

Что касается скандинавской ходьбы, это очень интересная и динамично развивающаяся тема в Тюмени. Всем рекомендую заниматься ею, независимо от возраста, а особенно полезна она людям старшего поколения: умеренные аэробные нагрузки всегда нужны, либо бег, либо ходьба. А скандинавская ходьба имеет ряд преимуществ перед бегом и просто ходьбой: во-первых, нагрузка идет не только на ноги, но и на руки, на верхний плечевой пояс и спину. Если правильно выполнять движение – не просто ходить, переставляя палочки, а следовать технике скандинавской ходьбы, – 90% мышц оказываются задействованы. Во-вторых, при правильной постановке рук практически полностью снимается нагрузка с позвоночника. В-третьих, скандинавская ходьба отлично подходит для того, чтобы сбросить вес: сжигается гигантское количество калорий. Также она очень полезна тем, у кого проблемы с давлением. Я постоянно использую аэробную нагрузку для того, чтобы поддерживать сердечно-сосудистую систему в работоспособном состоянии.

В пауэрлифтинге у вас какие рекорды? Помните точные цифры?

Да, конечно. Жим от груди – 190 кг, присед – 250 и становая тяга – 235 кг.

А для мастера спорта какой минимум нужен?

Нужно было бы до 270 дотянуть и присед, и тягу. Ну, 190 я жал без «майки» – с ней не пробовал, но правильно подобранная «майка» дает еще 20–30 кг при хорошей технике. Я тренируюсь три раза в неделю по утрам, особо не напрягаясь с питанием, при этом трудясь полный рабочий день, – так что, если дать мне полгода, я стану мастером спорта. (Улыбается.)

Бренд нельзя придумать. Он должен возникнуть естественным образом, словно изнутри. 90% попыток в России создать бренд своему городу терпят провал, поэтому торопиться в этом вопросе нет необходимости

Я недавно беседовал с Юрием Шафраником в Москве, и он говорил, что для него Тюмень существует в понятии «Большая Тюмень» – от рыбацкого поселка Гыда на севере до Исетска на юге, вместе с округами. А как вы воспринимаете географические границы этого слова – «Тюмень»?

Так получилось, что я почти всегда жил в районах, отдаленных от центра (на окраинах Тюмени): то в Березняках, то на Червишевском тракте, – и я помню, как мы в семье на вопрос «Куда поехал?» отвечали: «В город». То есть город Тюмень – это было «там»: за дорогой или за рекой. А если более глобально поразмышлять, то чем больше город становится, тем более мощной центробежной силой начинает обладать. И сегодня, когда столичные центры регионов говорят о своей стратегии развития, то имеют в виду развитие городской агломерации. Поэтому сейчас даже не географические, а экономико-географические границы Тюмени – это все, что вокруг города в радиусе 10–40, может, 50 километров. Помню, раньше поехать в деревню Онохино к бабушке было словно отправиться в другой мир, а сейчас население Онохино – это либо те, кто работает в Тюмени, либо жители города, выкупившие землю под дачи в этой деревне. Поэтому чем больше Тюмень будет становиться – а мы ежегодно растем на 20 000 человек, – тем больший характер агломерации будет приобретать, вовлекая в экономический оборот все населенные пункты, находящиеся рядом.

Александр Викторович, у меня вопрос не о вашей мечте, а о вашей базовой цели на ближайшие годы. Какие изменения в городе запланировали на ближайшие пять лет?

Распространяться о каждодневных хозяйственных задачах не буду. Но есть одна главная идея, которая давно витает в воздухе, и губернатор тоже говорил о ней. Помните, как у Конфуция: «Расскажите мне, и я забуду. Покажите мне, и я, может быть, припомню. Вовлеките меня, и я точно запомню».

Сегодня, принимая решения, даже правильные и нужные, мы зачастую делаем это, исходя из опыта работы, персональных соображений – на совещании… Конечно, есть вопросы, по которым я, как глава администрации, должен делать выбор лично; это моя зона ответственности. Или бывают ситуации, когда мнения горожан разделяются, тогда я тоже должен принять решение, исходя из своих полномочий, после изучения различных мнений.

Но существует огромное количество вопросов, которые мы должны обсуждать с населением. Поэтому идея, которую мне хотелось бы воплотить, – это создание быстродействующей, эффективной системы вовлечения активных жителей Тюмени в обсуждение, формирование решений. Мы могли бы внедрять их предложения в те программы, которые организуем и финансируем. Ведь есть масса задач, связанных с благоустройством города, касающихся названий улиц, установки памятников, развития территорий: что построить на конкретном месте или как еще его использовать? Пусть тюменцы обсуждают и решают.

Если бы удалось реализовать такую систему за пять лет – это был бы высший пилотаж. Важно хотя бы начать…

Все мы, люди, разные и по-разному используем свою энергию: кто-то глушит ее, кто-то расплескивает по окружающему миру на все подряд… Поэтому, если нам удастся аккумулировать и направить энергию жителей в русло позитивного развития, тогда сердце нашего города будет биться ритмичнее, сильнее.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.