we-enter
10:02 / 22 Февраль 2015

Ради чего теперь жить?

Ради чего теперь жить?

В последние годы имя Эдуарда Омарова можно встретить в прессе все чаще как главы Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ».

we-enter

Взаимодействие с властью, проведение молодежных мероприятий федерального уровня, посещение форумов в Москве – новости о событиях с его участием появляются в СМИ в течение года. На что же все-таки направляет наибольшие усилия успешный предприниматель: на общественные проекты или на свой бизнес?

 

Валерий Гут: Вы создали один из самых известных брендов в регионе – «КВАНТА+» – и стали одним из самых популярных людей в Тюмени. И когда видят в СМИ публикации с вами, идет довольно типичная реакция: «Опять пиарится! В бизнесе, что ли, плохи дела?» Как вы прокомментируете такое отношение?
Эдуард Омаров: (Пауза.) Начал почему-то со сложного вопроса. Я никак не реагирую на подобные комментарии. У кого-то ведь пообсуждать что бы то ни было – это просто потребность. Они не только меня – они всех обычно обсуждают. И не лично меня, а человека, который в чем-то «выпятился» – сам или его выпятили.
Теперь про пиар. Любому руководителю, которому есть что продвигать, нужно это делать. Любому. Я начал «показывать свое лицо» как представитель компании гораздо позже, чем она стала работать, – примерно на 8-м году жизни «КВАНТА+». И тогда я понял: был неправ, что так долго оставаясь в тени. Благодаря росту и развитию все чаще возникают ситуации, когда компанию может представлять только первый руководитель, независимо от того, бизнес это или общественная работа.

Что вами движет, когда вы ощущаете себя в роли предпринимателя?
Многие мои коллеги считают, что бизнес – это извлечение прибыли. И точка. Безусловно, без прибыли бизнес не развивается. Но я мыслю другими категориями. А именно: улучшаю среду вокруг себя. И сколько мне отпущено сил, столько я и должен придерживаться этой главной задачи. В этом причина того, что сегодня все больше и больше времени я уделяю работе главы «ОПОРЫ РОССИИ» в Тюменской области.

При любой серьезной смене деятельности существует некое событие, которое катализировало этот процесс. Что было у вас?
(Долгая пауза.) Был такой случай: супруга уехала с родителями на лечение, а мы с детьми остались дома. И нам приходилось каждый день ужинать в кафе. После второго или третьего вечера ребенок говорит мне: «Хороший ты человек, пап». Ему семь лет. Я спрашиваю: «Что ты имеешь в виду?» «А когда мы с тобой сюда приходим, здесь становится весело, и нас хорошо принимают». И я стал задумываться об этом. На самом деле, меня везде хорошо принимают. А почему? А потому, что я дарю позитив, интересные мысли, хорошее настроение. И люди платят тем же. Я уже больше 10 лет занимаюсь общественной деятельностью: участвую в различных мероприятиях, даю экспертную оценку, выступаю с докладами. Потом эта деятельность аккумулировалась в отдельную организацию, называемую Тюменское региональное отделение «Опора России». Теперь я имею возможность привлечь еще больше людей, которые собственное развитие видят через развитие общества. Я понял, что у меня есть колоссальные ресурсы влиять на это.

А в каком году вы это почувствовали?
Два года назад, когда я в первый раз выступал в Москве на очередном форуме. Я понял, что могу влиять на развитие общества. С тех пор отношение к жизни стало другим и качество работы повысилось. И как результат – деятельность нашего тюменского отделения признана одной из лучших, ее ставят в пример. Хоть представительство в Тюмени и работает с 2002 года, фактически о нас говорят последние три года.

Давайте поговорим с вами об «Опоре России». Вы возглавили ее в 2010 году. Почему вы сделали выбор в пользу именно этой организации?
Если честно, в тот момент времени я не особо хотел этого. Я занимался наукой, у меня была написана диссертация, и я готовился к ее защите. Вторым после бизнеса видом деятельности я видел именно науку – психологию, я в нее полностью погрузился. И как раз в этот период мне тут намекают (смеется): «Знаете, у нас есть проблема с развитием общественных институтов. Можете этим заняться?» Я знал, что есть такая организация, но меня долго пришлось убеждать в нее вступить. Не до конца поверив в то, что это чрезвычайно важно для развития страны, я полетел в Москву на встречу с президентом «Опоры России» Сергеем Ренатовичем Борисовым. После беседы с ним и было принято окончательное решение. 

Были отдельные социально ориентированные бизнесмены, но не существовало организации, к мнению которой можно было бы прислушаться, которая могла бы давать экспертную оценку органам власти

Вас выбрали в Москве?
Все было сделано по Уставу. В сентябре 2010 года в Тюмень съехались председатели различных региональных подразделений, чтобы представить меня широкой общественности в качестве лидера Тюменского отделения. Тогда в «Ремезове» собрались влиятельные бизнесмены, общественные деятели, представители прокуратуры, МВД. И когда вице-президент «Опоры России» по региональному развитию Павел Сигал начал меня представлять, его перебили: «Что вы нам его хвалите? Мы и сами все о нем знаем!» (Смеется.) Сказали, что в «Опоре» сделали хороший выбор.
Позже у нас с вице-президентом состоялся такой диалог:
— Слушай, а как ты их всех здесь собрал?
— Просто сказал, что нужно прийти. У нас в Тюмени очень дружный коллектив.
— И они вот так просто взяли и пришли?
Он был шокирован тем, что только что выбранный председатель уже пользуется таким авторитетом.

Скажите честно, были ли среди предпринимателей те, кто не понимал, зачем вы за это взялись? Говорили ли вам это открыто?
Говорили тогда, говорят и сейчас. Самый интересный вопрос: «Ты что, в депутаты собрался?» Почему-то думали, что я таким образом прокладываю себе дорогу. Очень мало людей верило в то, что это можно делать просто так, а не с какой-то корыстной целью.

 

1

 

О чем вы думали в тот вечер после того, как уже вернулись домой? Выработали ли вы для себя какой-то план, которого придерживаетесь до сих пор?
Я никогда не думаю о том, что же будет завтра. Никогда не ставлю планов на будущее. Так было и в тот раз. Просто у меня добавилось новое поле деятельности. И я стараюсь заниматься этим делом по тем же правилам, что и остальными, – по тем правилам, которые культивировались в моей семье. У меня появилась возможность делать еще одну работу хорошо. И я буду выполнять ее качественно и до конца. Это наше семейное правило.
Я не размышляю о том, что могут возникнуть проблемы. Если говорить образно, я никогда в подробностях не рисую корабль, который хочу иметь. Я просто выбираю путь и иду по нему. Я хочу, чтобы наше общество было сильнее, развитее; чтобы производительность труда была выше, а качество жизни лучше. Определил это для себя один раз, и все, придерживаюсь этого пути.

В самом начале деятельности вам сказали, на чем именно нужно сфокусировать внимание, или вы были вольны делать то, что хочется вам?
Генеральная линия «Опоры» – защита интересов предпринимательства. Одна из основных функций – оценка регулирующего воздействия тех нормативно-правовых актов, которые принимает государство. Оценка всех отделений по стране консолидируется и в форме обратной связи отправляется обратно в Правительство. Оцениваются вероятные или уже существующие последствия. Здесь же вносятся возможные корректировки.

Давайте заниматься каждый своим делом – мы не политики. Мы бизнесмены, экономисты и предприниматели. А бизнес – это кормилец! Нужно думать о том, как сокращать издержки производства, как повышать производительность – вот этими действиями мы улучшим положение в стране

Какое действие в роли председателя стало первым? С чего вы начали?
Передо мной стояли две задачи. Во-первых, набрать людей. И во-вторых, всем вместе определить слабые места бизнеса. Самой большой проблемой, на наш взгляд, было полное отсутствие голоса у бизнес-сообщества. Были отдельные социально ориентированные бизнесмены, но не существовало организации, к мнению которой можно было бы прислушаться, которая могла бы давать экспертную оценку.

Каким был ваш первый успех?
За первый год деятельности я сделал то, что не сделало ни одно отделение в стране. Я проехал по городам и районным поселкам Тюменской области, встретился со всеми главами. У меня была задача убедить главу муниципального образования, что это выгодно – иметь в оппонентах предпринимательское сообщество. Я заверял, что у них будет возможность услышать людей и определиться, с кем стоит общаться, кому нужно помогать, кто искренне хочет развивать эту территорию. Мне верили все главы и помогали мне создавать у них местное отделение. В Москве вообще испытали шок, когда я рассказал им об этом. Меня благодарили и главы, и предприниматели. Это и стало фундаментальной победой.
Мы изменили состав предпринимательских советов. Вместо подавляющего большинства чиновников установили такой расклад: 70% предпринимателей, 30% чиновников. Эту модель взяли за основу и потом уже следили, чтобы состав совета был сбалансирован именно так. Затем я предложил, чтобы господдержку получали 80% из муниципалитетов, а 20% из областного центра, а не наоборот, как это было раньше. Ведь в Тюмени бизнесмены и сами находят поддержку, а в муниципалитетах – нет. Я лично встречался с предпринимателями и убеждал их обратиться в фонд за помощью. Сколько бизнесменов мы поддержали! Это тоже общественная заслуга.
Когда мы говорим про общество, нужно понимать, что у всех разный функционал. Мы должны сбалансировать свое участие и влияние. Когда мы не сотрудничаем друг с другом, то получается, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Одна из задач, которую я для себя и для всей организации поставил, – это консолидация общества. Как в семье: хвалить тех, кто хорошо что-то делает, ругать и наказывать тех, кто плохо справляется.

 

2

 

В 2013 году прошел молодежный форум «СУП» (Слет успешных предпринимателей – форум, организованный молодежным крылом Тюменского регионального отделения «Опора России». – Прим. ред.). Это была ваша личная инициатива?
Чем лучше условия мы создадим, тем больше кадров вырастет. В Тюмени уже проходили конкурсы по поддержке молодых стартаперов, только мы как организация не занимались этим. И у меня возникла мысль, что нужно принять эту модель и сформировать молодежное крыло. В Москве одобрили эту идею. Я вернулся в Тюмень и приступил к выполнению задачи. По-моему, раньше нас это крыло не создал никто. Я набрал группу, пригласил их всех на собрание, дал возможность самостоятельно выбрать совет и председателя. Им стал Артём Андросов. После этого по наработанной уже схеме мы пошли по городам и стали открывать молодежные крылья там.

Расскажите, как пришла идея проводить Слеты успешных предпринимателей.
Я заметил, что очень часто, если не всегда, при организации различных мероприятий не учитывается мнение приглашенных. Как обычно бывает в гостях: на стол навалили, хочешь, не хочешь – ешь. И многие не едят! Потому что этот «диабетик», тот «вегетарианец». Тогда я сказал: «Может, мы спросим, что нужно им?» Я стал прислушиваться к тому, чего желают предприниматели: «А кого хотели бы видеть спикером?», «А какую тему предпочитаете?» И когда они получили то, что хотели, они были счастливы. Я рассказал об этой истории в Москве на бизнес-форуме. Они заинтересовались: «А к вам можно?» Я возвращаюсь, говорю: «Ребята, народу нравится». Тогда было принято решение проводить всероссийский форум. Мы не сомневались, что справимся. Мы пришли со своей идеей в правительство, и губернатор сказал: «Проводи!»

Существуют ли съезды молодых предпринимателей в рамках «Опоры России» в других регионах страны?
Нет, это первый всероссийский съезд. Идею поддержали президент «Опоры России» и губернатор Тюменской области. Около 15–20 регионов были представлены на данном съезде. Даже из Азербайджана и Турции приехали! (Речь идет о II СУПе, который прошел в сентябре 2014 года в Тюмени и стал форумом федерального масштаба. – Прим. ред.)

Что участникам понравилось больше всего?
Энергетика и организация. Сказали, что все понятно и доступно. Еще понравился момент, когда все участники благодарили за проведение этого форума.
Любому бизнесу (а начинающему тем более) нужны две вещи – знания и связи. Форум дает и то, и другое. Более 300 предпринимателей со всей страны обменивались визитками, контактами и опытом, соответственно, поднимали свою компетенцию. Вокруг чувствовалось счастье. Люди фотографировались, были слезы, объятия, поцелуйчики дружеские. Не хотелось уходить. Мы всех буквально выгоняли. (Смеется.) На мероприятии присутствовал губернатор Владимир Якушев, и ему так понравилось, что в Правительстве области уже запланировали дату III СУПа в сентябре 2015 года, здесь в Тюмени.

Сейчас многие переживают: «Как нам жить дальше?» Как должна выстраиваться общественная деятельность вашей организации на ближайшие годы в целом?
Мы не можем влиять на курс доллара, так давайте влиять на то, на что можем оказать воздействие. Давайте быть более внимательны при создании тех законов, которые нам будут помогать в развитии. Это и станет выполнением гражданского долга. Давайте заниматься каждый своим делом – мы не политики. Мы бизнесмены, экономисты и предприниматели. А бизнес – это кормилец! Он кормит всех – и народ, и власть, – и это надо понимать. Нужно думать о том, как сокращать издержки производства, как повышать производительность – вот этими действиями мы приблизим стабилизацию и в экономике, и в политике.
Бывает, что для чиновников предприниматели – чужие люди. Что делать – злиться на этот факт? Нет. Консолидироваться, сближаться, общаться. И поверьте: надзорные органы могут быть неравнодушными. Мы в «ОПОРЕ РОССИИ» уже столько встреч с ними провели, что приучили их не штрафовать направо и налево во время проверок, а предлагать устранять нарушения, прежде всего. Консультировать бизнес на предмет того, что надо сделать, чтобы штрафовать было просто не за что. Теперь проверки для бизнеса – в десятки раз менее трагичны, чем это было еще 10 лет назад. Шаг за шагом, но мы прошли этот путь. И продолжаем в том же духе.

Разрешите задать вам непростой вопрос. Не ответите – ваше право. Есть ли у вас слабости? Что должно произойти, чтобы вы подумали: «Это мое поражение»?
Многие часто говорят: «Вот, все брошу – и уеду!» Что самое страшное в чужой стране? То, что мы не сможем там ни на что влиять. Мы там всегда будем никто и ничто. Нет совершенных стран – проблемы есть у каждой. И улучшать жизнь вокруг себя в той стране, где ты живешь, – это наша обязанность перед Богом. Уверен: Он об этом спросит после смерти. И я понял, что эту миссию, этот главный долг в своей жизни не смогу выполнить ни в какой другой стране мира, кроме России.

Текст Валерий Гут
Фото Александр Зубков
Журнал tmn №21 (декабрь 2014 – январь 2015) 

 

we-enter