Художник Владимир Глухов родился в Душанбе, но с юности живет, как перекати-поле: не врастает корнями в почву, зато хранит родину внутри. Санкт-Петербург, Москва, Владимир, Тюмень… его «Дремотная Азия» всегда с ним.
Качим и кермек – два растения, которые, сплетаясь, образуют сухой шар, что ветер бросает из стороны в сторону. И сам художник подобен ему… Его новая выставка, кстати, так и называется «Качим-кермек». Она о Глухове и, похоже, о том, как тяжело жить вне родины. С художником за чашкой чая с медом беседовал корреспондент журнала «Тюмень».
Тюмень: В чем заключена ваша традиция, авторский почерк?
Владимир Глухов: Я думаю, вернее уверен, что я как художник вписываюсь в традицию и западную, и православную. Русскую. Разумом хотел бы полностью принадлежать ей, но опыт, темперамент, живописные предпочтения остаются в русле французского модернизма, импрессионизма, фовизма, русского авангарда 1920-х годов. Про свой почерк могу сказать одно: надеюсь, что он у меня есть.
ТМН: Жанровый вопрос…
В.Г.: Жанр для меня – лишь форма, которую я выбираю в зависимости от конкретной задачи. Она, как правило, возникает спонтанно, обычно одновременно с сюжетом картины.
ТМН: Какая выставка за последний год была для вас самой значительной?
В.Г.: В Союзе художников существует традиция: каждый по достижении 50-летнего возраста делает юбилейную выставку. Моя персональная в мае 2011 года была именно такой и стала для меня важным событием. Для нее я собрал все работы, которые были доступны тогда в Тюмени, как еще принадлежащие мне, так и купленные тюменскими коллекционерами. Все владельцы картин любезно предоставили мне их для экспонирования, в Москве такое встретишь нечасто. Говорят, что выставка получилась интересной, вызвала определенный резонанс.
Картины Владимира Глухова хранятся в музеях Душанбе, Москвы, Тюмени, а также находятся в российских и зарубежных частных собраниях живописи
ТМН: Вы не называете себя тюменским художником, это не ваш родной город, но есть что-то ценное в нем лично для вас?
В.Г.: Люди. Мои друзья – поэты, писатели, философы, музыканты. А еще, наверное, ценю жесткие и тяжелые условия – климатические, бытовые, социальные, в которых мне пришлось и приходится жить в Тюмени. Это мобилизует скрытые способности души и тела. И, конечно, главное – духа, что очень важно!
ТМН: Ценность искусства и его цена. Как соотносятся эти понятия сегодня?
В.Г.: Искусство сейчас стало атрибутом рынка, чьи правила игры лишают искусство главного – чистой души и духа. Так или иначе, рынок всегда присутствовал, но его доля в нашей жизни сегодня приняла угрожающие размеры. Во многих местах, в бывших культурных центрах планеты дух покинул искусство. Надеюсь, не навсегда. Есть еще островки нестяжания, где остается жив принцип – делаю это не благодаря, а вопреки. С этих островков, думаю, впоследствии и начнется возрождение. Человека можно научить понимать и ценить искусство прежде всего воспитанием. В том числе религиозным. Не фанатичным, конечно, а воспитанием в атмосфере любви. Огромную роль здесь играет сфера общения, культурный слой. Я не говорю о тех редких людях, у которых любовь и понимание красивого врожденные. Таких очень мало, но они встречаются.
ТМН: Есть ли у вас работы, которые вам сегодня хочется переписать?
В.Г.: Конечно. Почти все. Только больше – дописать, чем переписать. Иногда это доходит до болезни, и потому – во вред картинам. Именно поэтому, наверное, в моей мастерской работы не висят по стенам.
ТМН: Как вы считаете, Владимир Глухов сегодня в моде?
В.Г.: Нет. И не хотел бы. Мода – вещь преходящая. Суетная. Как говорится, широко известен в узких кругах. Но ни в коем случае не моден.
ТМН: Какую свою картину вы никогда не продадите?
В.Г.: Такой работы в моей коллекции нет. И вряд ли будет. Это все равно, что из любви к дочери не выдать ее замуж, лишить счастья. Картины, которые закончены, должны быть независимы от художника.
Текст Татьяна Паласова
Фото Павел Анущенко, Евгений Шульц