we-enter
12:06 / 17 Июнь 2015

Платить налоги — это выгодно

Платить налоги — это выгодно

Контрольная деятельность налоговых органов становится все более эффективной.

we-enter

Хотя количество выездных проверок из года в год снижается. Эта тенденция сохранится и впредь, уверен председатель общественного совета при региональном управлении ФНС, заместитель руководителя Тюменского городского отделения Ассоциации юристов России, генеральный директор Консалтинговой группы «ГОРСИ» Михаил Горетый.

tmn: Какие организации сегодня попадают в число проверяемых?
Михаил Горетый: Как известно, с 2007 года действует концепция планирования выездных налоговых проверок, в которой четко обозначены все критерии и прописан алгоритм отбора. Вкратце он таков: налоговые органы анализируют всю имеющуюся у них информацию, в том числе из внешних источников, и определяют так называемые зоны риска.

Среди критериев – низкая по сравнению со среднеотраслевой налоговая нагрузка, рентабельность и заработная плата; стабильная убыточность; неоднократная миграция налогоплательщика из одной инспекции в другую... Однако, на мой взгляд, основным признаком, по которому предприятие попадает в план выездных проверок, является наличие финансовых взаимоотношений с недобросовестными налогоплательщиками, так называемыми фирмами-однодневками.

Справка

Общественный совет при Управлении Федеральной налоговой службы по Тюменской области создан в 2014 году для обеспечения защиты и согласования интересов граждан, общественных объединений, организаций, органов госвласти для решения вопросов в сфере деятельности Управления.

В совет входят главы ряда областных ассоциаций (рыбопромышленников, предприятий розничной торговли и сферы бытовых услуг, предприятий с иностранными инвестициями, кредитных организаций), руководители региональных отделений общероссийских организаций («ОПОРА России», «Ассоциация юристов России»), представители Общественной палаты Тюменской области, Тюменского госуниверситета, а также региональный бизнес-омбудсмен.

Но стремление бизнеса уменьшить налоговую нагрузку вполне естественно…
Согласен, но одно дело – оптимизировать налоги законными способами, а другое – уклоняться от их уплаты. Например, субъекты малого и среднего предпринимательства могут использовать упрощенную систему налогообложения. Это разумный и совершенно законный путь. К тому же в нашем регионе действует пониженная с 15 до 5% ставка для тех, кто выбрал объектом налогообложения «доходы минус расходы». А вот начислять зарплату меньше прожиточного минимума и тем самым умышленно занижать суммы налога на доходы физических лиц и других обязательных платежей, выводить деньги через фирмы-однодневки – это уже совсем другая история. В целом, если деятельность налогоплательщика прозрачна, он в полном объеме и вовремя исчисляет и платит налоги, вероятность выездной проверки крайне мала.

Однако ошибки можно допустить по незнанию, без умысла…
Сейчас это случается не так часто, как раньше: информированность налогоплательщиков заметно возросла. Если ошибки все же допущены и проводится проверка, нужно использовать все возможности досудебного урегулирования, конструктивно отстаивая свою позицию. Причем налоговые органы в этом тоже заинтересованы: цель налоговой проверки – устранение выявленных ошибок, а не привлечение к ответственности. И когда в штате организации нет опытных юристов, привлекать их со стороны надо как можно раньше, на этапе рассмотрения возражений на акт выездной проверки: это позволит минимизировать возможные санкции.

С каждым годом количество выездных налоговых проверок уменьшается, но они становятся более результативными. И если в дальнейшем дело доходит до арбитража, все чаще принимаются решения в пользу налоговых органов. В 2014 году, например, тюменские налоговики выиграли 87% судебных споров. В 2015-м, по нашим прогнозам, цифра превысит 90%.

Предположим, налогоплательщик все-таки оспаривает решение налоговой инспекции…
Здесь нужно сделать несколько уточнений. Во-первых, по окончании выездной проверки налогоплательщику вручается акт, в котором указаны все суммы подлежащих к уплате налогов. Если налогоплательщик соглашается с доводами налоговых органов и все оплачивает, то с учетом смягчающих обстоятельств сумма штрафа может быть снижена в несколько раз. Если же он категорически не согласен с решением налоговых органов, то может и должен его оспаривать. Однако если решение вступит в силу и не будет исполнено, налоговые органы обязаны передать материалы проверки в следственный комитет для возбуждения уголовного дела, что крайне нежелательно для предпринимателей.

Во-вторых, своевременное исполнение решения налоговых органов позволит избежать блокировки счетов предприятия и других негативных последствий. Особенно заинтересованы в отсутствии задолженности по налоговым платежам организации, участвующие в госзакупках. Поэтому я рекомендовал бы при наличии «свободных» денежных средств оплатить указанную в решении налоговых органов задолженность и в дальнейшем защищать свои права в арбитражном суде. Если спор будет выигран, налоговая инспекция вернет неправомерно взысканные платежи с учетом начисленных процентов за пользование денежными средствами.
 

Если деятельность налогоплательщика
прозрачна, он в полном объеме и вовремя
исчисляет и платит налоги, вероятность
выездной проверки крайне мала

 
Можно ли говорить о типичных ошибках, которые допускают налогоплательщики?
Как показывает судебная практика, одно из заблуждений – безоговорочное доверие к посредническим структурам, которые рекомендованы вполне надежными компаниями в качестве стороны по договору. Например, завод не продает произведенное оборудование напрямую, а работает через посредническую компанию. Вы приобретаете у нее товар, а потом оказывается, что она уклоняется от налогов, допускает другие серьезные нарушения. В итоге проблемы возникнут и у вас. Так что принцип «доверяй, но проверяй» должен действовать всегда, независимо от чьих-либо рекомендаций.

Что касается индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, здесь встречаются две основные ошибки. Первая – превышение лимита по доходам. Нужно помнить, что в него включаются доходы не только от бизнеса, но и полученные от продажи личного имущества, используемого в предпринимательских целях, например недвижимости. А предпринимателям с объектом налогообложения «доходы минус расходы» надо быть внимательными при вступлении в долевое строительство. Эти расходы можно учитывать при определении налогооблагаемой базы только тогда, когда объект, например жилой дом, уже сдан в эксплуатацию и производится его реализация как готового объекта, а не по договору переуступки прав до окончания строительства.

На какие нововведения стоит обратить внимание в этом году?
На одном из последних заседаний общественного совета при УФНС был рассмотрен вопрос, связанный с применением патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. В ряде случаев это очень хорошая возможность сэкономить на налогах.

В нашем регионе, например, это сдача в аренду недвижимого имущества. Получая за год, скажем, 50 миллионов рублей и используя «упрощенку», арендодатель уплатит в бюджет 3 миллиона рублей единого налога. А патент на год обойдется в 688 000 рублей (стоимость рассчитывается исходя из потенциально возможного дохода в 10 миллионов с учетом индекса-дефлятора). Выгода очевидна.

Для физических лиц, которые являются плательщиками НДФЛ, интересный инструмент–индивидуальный инвестиционный счет. Это новый формат инвестиций на фондовом рынке. Открывается такой счет в банке, инвестиционной или управляющей компании, имеющих брокерскую лицензию. На сумму в пределах 400 000 рублей можно купить любые ценные бумаги, которые торгуются на бирже. А по окончании года, сдав налоговую декларацию и соответствующую справку, получить вычет в размере 13% от потраченной на инвестиции суммы.

Какие еще вопросы попадают в поле зрения общественного совета?
Одна из важных тем – борьба с «серыми» зарплатами. В УФНС работает комиссия по легализации налоговой базы, но выявить работодателей, выплачивающих неофициальную или низкую заработную плату, не так-то просто. Немало хлопот налоговым органам доставляет миграция проблемных налогоплательщиков (юридических лиц). За девять месяцев прошлого года, например, за счет этого фактора суммарная налоговая задолженность в Тюменской области возросла более чем на полмиллиарда рублей.

В целом главная задача общественного совета – способствовать повышению информационной открытости налоговой службы. И надо сказать, что первый год нашей работы отчетливо показал: налоговики нацелены не на то, чтобы кого-то на чем-то «подловить», а на то, чтобы предоставить максимум информации, показать существующие тенденции, предостеречь от ошибок. И если внимательно за всем этим следить и быть дисциплинированным налогоплательщиком, вполне можно строить успешный бизнес.

текст Арина Соболева
фото предоставлено Консалтинговой группой «ГОРСИ»
журнал tmn №23 (апрель–май 2015)

we-enter