we-enter
10:06 / 4 Июнь 2015

Нефтегазосервис: право на защиту

Нефтегазосервис: право на защиту

Интервью с Владимиром Борисовым (ТАНК) и Сергеем Шатохиным (Совет Западно-Сибирской Правовой Палаты).

we-enter

1tmn.ru: Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев неоднократно высказывался о том, что процесс импортозамещения позволит заметно диверсифицировать отраслевую структуру российской экономики и увеличить объемы отечественного ВВП. Тем не менее, это не самоцель экономического развития нашей страны. А ваши предпринимательские объединения сегодня ставят импортозамещение во главу угла. Почему?

Владимир Борисов

Владимир Борисов

президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний

Соглашусь с Дмитрием Анатольевичем в том, что импортозамещение – это только защита отечественного рынка. Наступление, в свою очередь, – это создание инновационной экономики, когда наши продукция и услуги или лучше того, что есть на мировом рынке, или вообще обладают другими потребительскими свойствами. Но правительство, и это очевидно в нынешней ситуации, не смогло решить задачу по такой перестройке отечественной экономики, а в мировой экономике импортные операции для России были определенным образом ограничены.

Сергей Шатохин

Сергей Шатохин

председатель Совета Западно-Сибирской Правовой Палаты

Отечественный юридический бизнес не может оставаться в стороне от работы по социально-экономическому развитию России. Некоммерческое партнерство «Западно-Сибирская Правовая Палата», объединяющее ведущие юридические и консалтинговые компании региона, считает крайне актуальным выстраивание комплекса благоприятных правовых условий для ускоренного развития отечественных нефтегазосервисных услуг и специализированного машиностроения. Именно эти сферы обеспечат устойчивое функционирование нефтегазовых компаний в Тюменской области. Сегодня нефтегазосервис не только не является приоритетом, но даже не имеет идентификации в кодах ОКВЭД.

Наш опрос нефтегазосервисных компаний Тюменской области показал, что законодательное закрепление импортозамещения в сфере нефтегазосервиса считается одним из самых актуальных задач.

Для развития нефтегазосервисного бизнеса нужно исключить режим «ручного» управления отраслью и защитить интересы отечественных подрядчиков в части получения необходимого объема работ. Это позволит конкурировать с иностранными подрядчиками, предоставляющими аналогичные услуги.

 

Но ведь нормы ВТО, куда вступила Россия, не позволяют представлять преференции отечественным предприятиям, которые не были оговорены при вступлении в эту организацию?

Владимир Борисов: Китай, Канада и Норвегия тоже входят в ВТО, но там доля нефтегазосервисного рынка, отдаваемого иностранным компаниям, не превышает 30-40%. В России сегодня все наоборот – доля отечественных компаний составляет 35%. 
Нужно понять, какое праворегулирование помогло этим странам обеспечить такой позитивный результат, не нарушая норм ВТО. Хотя сегодня, глядя на то, как лихо вводятся экономические санкции США и Евросоюзом в отношении других стран – без решения ООН, без соблюдения правил ВТО – в голову приходит одна здравая мысль: «Надо действовать!»

Нефтегазовые компании еще не почувствовали недостаток специализированных мощностей, возникающий на рынке сервисных услуг. Пока добычные промыслы работают без крупных аварий и дефицита оборудования, необходимого для строительства новых скважин или для замены того, что устарело и требует ремонта
Между тем, в предыдущие годы иностранные компании замыкали на себя 2 / 3 объема российского рынка нефтегазосервисных услуг, а это почти 20 млрд долларов США. Сегодня они практически не заключают договоров с нашими машиностроителями на поставку оборудования, которое заказывали раньше. Секторальные санкции запрещают такие поставки из-за рубежа. Таким образом, мы наблюдаем тренд, когда добычные мощности нефтяной и газовой промышленности могут начать останавливаться.

Сергей Шатохин: К сожалению, нам также известно, что такие крупнейшие зарубежные компании, как, например, Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes, с начала года практически ничего не заказали тюменским производителям нефтегазового оборудования. И у меня возникает вопрос по поводу информации о приобретении Schlumberger крупнейшего отечественного нефтегазосервисного актива – ООО «Буровая компания «Евразия». Я думаю, многие знают, что в Восточной Европе даже достаточно крупные и брендовые заводы и фирмы постепенно переставали подавать признаки жизни после таких поглощений конкурирующими западными компаниями.

 

5 июня вы планируете провести в Тюмени Межрегиональную конференцию по теме создания благоприятных правовых условий для импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг. Какие вопросы будут на ней рассматриваться?

Сергей Шатохин: Программа конференции выстроена с учетом результатов недавнего опроса руководителей тюменских нефтегазосервисных компаний о проблемах, мешающих их развитию. Подтвердилось, что эти проблемы связаны не столько с действием западных санкций, сколько с серьезным отставанием российского законодательства в обеспечении комфорта и динамики развития нефтегазосервиса.

В центре обсуждения окажутся и защита авторских и патентных прав нефтегазосервисных компаний, и разработка эффективных решений в области кадрового обеспечения их деятельности в новых экономических условиях, и юридическая защита в ходе своевременных расчетов с заказчиком.

Поэтому мы планируем обсудить разработку и внедрение общероссийского нормативно-правового акта, который бы определил нефтегазосервис как отдельный объект правового регулирования. Поговорим и о создании нормативных актов, обеспечивающих получение и использование финансовой господдержки, для импортозамещения. Кстати, именно к июню правительство РФ обещает обнародовать окончательную версию плана организации импортозамещающего процесса в нашей стране. Видимо, в июле на очередном заседании Госсовета этот план будет рассмотрен и начнет воплощаться в полной мере в жизнь.

Владимир Борисов: Действительно, сроки расчетов за выполненные работы сегодня составляют 2–3 месяца после их приемки заказчиком. Между тем государство требует выплатить НДС с этих объемов работ еще до их оплаты. Чтобы это не загоняло нефтегазосервисные компании в полосу банкротств, по-видимому, следовало бы изменить в этом отношении налоговое законодательство.

Сергей Шатохин: Несмотря на то что в нашем праве определена «свобода договора» и его стороны вправе самостоятельно определять сроки расчетов, следовало бы вспомнить о положениях антимонопольного законодательства. Возможно, их следовало бы доработать в отношении договорного поведения на рынке нефтегазовых монополий.

 

Кто примет участие в Межрегиональной конференции?

Владимир Борисов: Приглашаются руководители нефтегазосервисных компаний, машиностроительных предприятий нефтегазового профиля, специализированных научно-технических организаций, топ-менеджеры нефтяных и газовых компаний, работающих на росcийском рынке. Заинтересованы в проведении этого мероприятия и Национальная ассоциация нефтегазового сервиса (Ханты-Мансийск), и профильные предприятия других регионов РФ.

Сергей Шатохин: В ходе подготовки конференции планируется разработать предложения по дополнению федерального и областного законодательства новыми нормами праворегулирования сферы развития нефтегазосервиса. Тема конференции крайне актуальна, поэтому мы надеемся на поддержку не только региональных, но и федеральных органов власти. Представители Минэнерго и Минпромторга России, Комитета по энергетике Госдумы РФ уже заявили о своем участии. Стратегическим партнером конференции выступило ОСАО «Ингосстрах». Регистрация участников открыта на обоих официальных сайтах наших некоммерческих профобъединений.

 

Гостеприимный партнер – Ресторанный холдинг «МаксиМ».

Деловой партнер – Тюменский филиал САО «ВСК».

Партнер – ООО «Центр лизинговых инвестиций».

Специальный информационный партнер – компания «полное ПРАВО» (Региональный центр КонсультантПлюс по Тюменской области).

Зарегистрироваться в качестве участника
конференции можно на сайтах:
zspp.ru, tangsk.ru,
тел. 8 (3452) 50-50-06, e-mail: [email protected]
и 8 (3452) 46-86-46, 64-20-40, e-mail: [email protected]

we-enter