18:07 / 25 июля 2012

Мишель Осински: «В России много интересных идей и технологий, но нужно научиться их продавать»

e8fb26

В июле директор по стратегическому развитию компании 3М в странах Центральной и Восточной Европы Мишель Осински приехал в Екатеринбург, чтобы принять участие в официальных мероприятиях, запланированных в рамках Уральской международной выставки «Иннопром – 2012». Цель приезда – обсудить с представителями местных органов власти вопросы продвижение иностранного бизнеса в Урало-Сибирском регионе. В своем интервью Мишель Осински поделился своим взглядом на перспективы развития рынка инноваций в России.

– Мишель, вы один из самых опытных сотрудников компании 3М. Именно вы занимались разработкой стратегии предприятия в разных странах, в том числе и в России. В чем специфика работы в нашей стране? И чем принципиально отличается стратегия развития российских и европейских компаний?

– Вы знаете, обычно сложности моей работы связаны не с конкретной страной и национальными особенностями, а со спецификой самой компании 3М. Дело в том, что 3М – многопрофильная международная производственно-технологическая корпорация, которая на сегодняшний день выпускает более 100 тысяч уникальных инновационных продуктов. У нас столько разнообразных направлений, что порой бывает очень нелегко получить маркетинговые данные по всем интересующим областям. Для этого необходимы специальные подходы и методики. Что касается стратегии развития российского и зарубежного бизнеса, то думаю, что западные компании чуть более серьезно относятся к R&D (НИОКР): больше инвестируют в это направление, чем российские предприниматели. К примеру, компания 3М вкладывает 5–8% от продаж в научные и исследовательские разработки. Также западные организации больше уделяют внимания области интеллектуальной собственности, регистрируют и защищают идеи, патенты, торговые марки.

 

– Как раз на тему развития бизнеса в Урало-Сибирском регионе в рамках выставки «Иннопром – 2012» состоялась встреча предпринимателей с председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым. Вы были приглашены на эту встречу как представитель иностранной корпорации, чей бизнес активно развивается на территории России. Можете прокомментировать, какие вопросы показались особенно интересными?

– Тема встречи была обозначена как «Строим будущее: промышленный рост для человека». Рассчитана она в основном на местных предпринимателей. Но затрагивались и очень интересные для компании 3М вопросы. В основном это необходимость создания инфраструктуры и законодательной базы, способствующих развитию инноваций в России. Думаю, если большинство интересных идей, которые были озвучены на встрече, найдут свое воплощение, это даст хороший толчок для развития бизнеса в стране.

 

– Какие конкретно шаги, на ваш взгляд, необходимы для этого?

Сегодня в России сделано очень многое для поддержки культуры инноваций, и это прекрасно. Но есть ряд аспектов, требующих доработки. Нужно сокращать жизненный цикл инноваций. Интервал времени их внедрения должен быть намного короче. Для этого необходимо изменение законодательства в сфере госзакупок. Сейчас они осуществляются на основе цены изделия, а должны – по цене эффекта, который инновационное решение может дать. Приведу пример: самые современные абразивные материалы, выпускаемые компанией 3М, очень дороги, если рассчитывать их стоимость по цене за квадратный метр. Но если рассчитывать их эффективность применения для полировки изделий, скажем, из металла, то наши решения окажутся самыми дешевыми. Когда идет тендер на госзакупку, это не учитывается. Получается, что современные технологии не внедряются благодаря несовершенству законодательства. Также необходимо ускорять введение новых технологий в нормативные документы, а это достаточно медленно происходит в России.

 

Нужно сокращать жизненный цикл инноваций. Интервал времени их внедрения должен быть намного короче

– То есть остались еще старые регламенты, отраслевые стандарты?..

– Да, многие остались еще со времен Советского Союза. Их никто не пересматривал 20 лет. Это первая тема. Вторая – это таможенные пошлины. Необходимо ввести разграничение в кодах ТН ВЭД ТС на сырье и готовый продукт. А то на сегодняшний день получается, что нам проще и дешевле импортировать готовый продукт, чем сырье, которое можно было бы использовать для местного производства с использованием собственных рабочих ресурсов. Третья область, которую необходимо модернизировать, это налогообложение. В принципе в России налогообложение для корпораций вполне посильное, но это только в теории. Потому что все затраты на производство, которые компании несут, оплачиваются не до налогообложения, а после. И это влечет увеличение стоимости продукции. Опять же приведу пример по опыту компании 3М: при разработке новых продуктов нам очень часто приходится использовать услуги других предприятий, которые находятся за рубежом, при этом мы не имеем права оплачивать эти услуги до налогообложения. Все это увеличивает себестоимость и уменьшает привлекательность бизнеса в России.

 

– Как повлияет «Иннопром – 2012» на развитие компании 3М? И что это вообще за явление такое – world ехро?

– Думаю, это очень хороший проект, который имеет только положительные стороны, возможность посетить весь мир в пределах 10 гектар. Своеобразная мировая экскурсия за несколько дней, когда можно увидеть в одном месте все самое лучшее, что на данный момент предлагает каждая страна, каждая крупная компания, что дорогого стоит. Несомненно, выставка принесет пользу как отдельным посетителям, так и населению в целом. Для нашей компании положительный момент в том, что областная администрация пригласила нас для диалога. Это значительный шаг. Кроме того, подобные международные проекты позволяют нам расширять знания в разных областях и находить новых партнеров.

 

– Какой эффект оказывают подобные мероприятия на экономику страны в принципе понятно. А интересно было бы узнать, какое влияние оказывают инновационные технологии конкретно компании 3М на развитие российского хозяйства?

– Считаю, что нельзя двумя словами обозначить какое-то конкретное влияние. Технологии компании 3М постепенно и гармонично входят в разные сферы экономики, просто это не всегда видно. Наши проекты нашли отражение в авиастроении, сегодня при сборке практически каждого автомобиля в той или иной степени используются изделия, разработанные нашей компанией. В большинстве новых трубопроводов, которые сейчас устанавливаются, также применяются материалы компании 3М. Они есть в медицине, в пожаротушении, просто в быту. И много где еще. В этом специфика 3М.

 

– Как в мозаике? Из крошечных кусочков складывается изображение…

– Да, точно! Это прекрасное сравнение. Именно так и работают наши технологии – везде и всюду.

 

Сила компании 3М в том, что мы умеем продавать, объединять, беречь и комбинировать наши технологии

– Почему инновации, которые разрабатываются в России, очень часто так и остаются на стадии идей, и в чем секрет успешного внедрения инноваций компании 3М?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение инновации, как его понимают в компании 3М. С нашей точки зрения, инновация – это внедренная идея, то есть тот продукт, за который кто-то готов платить. Это не просто идея, изобретенная и полюбившаяся ученым, но никому не нужная. Инновация – продукт бизнеса, имеющий конкретное воплощенное применение, за которое другие участники рынка готовы платить деньги. В России же до сих пор нет четкого понимания этого. Люди не умеют свои идеи продавать. Немного специалистов, которые могут просто хорошо рассказать о своих разработках и тем самым привлечь инвестиции для реализации решений. А ведь это очень важно. Нужно уметь довести идею до коммерциализации, потому что сила рынка именно в покупателе. На заре работы компании 3М идеи наших изобретателей очень часто оказывались невостребованными. Это время очень похоже на то, что сейчас происходит в России. Только когда наши инноваторы и ученые поняли, что нужно разрабатывать не просто продукт сам по себе, а продукт, который нужен людям, когда сумели объединиться со службами производства, реализации и продаж, компании стало проще создавать востребованные товары. Сильная сторона компании 3М в том, что мы способны объединять, обмениваться опытом, беречь и комбинировать наши технологии, и мы умеем их продавать.

 

– Могли бы вы дать несколько советов молодым компаниям, развивающим инновационные продукты в России?

– Знаете, как раз молодые компании в России не нуждаются в моих советах. В России есть все необходимые ингредиенты для создания инновационных продуктов и решений. Здесь много молодых, энергичных и перспективных предпринимателей, которые прекрасно знают, как действовать в той или иной ситуации, как выстраивать свои отношения с клиентом. Есть ряд молодых людей, просто фонтанирующих изумительными идеями, разработано множество технологий. Последнее время в стране в большом количестве создаются именно такие маленькие, но перспективные предприятия, за ними будущее. Они уже готовы работать по-новому. Но, повторюсь еще раз, необходимо выстраивать и ускорять процесс перехода от концепта до коммерческого продукта – это очень жесткая дисциплина, которую необходимо усвоить предпринимателям в России. И помочь в этом должны органы власти.





СПРАВКА

Мишель Осински родился в Бельгии. Работает в компании 3М уже около 20 лет, ведет проекты по продажам, логистике, финансам, Шесть сигм в различных странах мира. Занимал должность директора по слияниям и поглощениям региона Центральной и Восточной Европы.В 1992–1995 годах Мишель входил в команду, занимающуюся развитием бизнеса компании 3М в России на начальном этапе, а в 2010 году продолжил здесь работу в качестве директора по стратегическому развитию.

Loading...