we-enter
14:03 / 28 Март 2014

Сергей Осинцев

Сергей Осинцев

Директор Тюменского драматического театра о Депардье, театре и детях.

we-enter

Девять спектаклей за сезон. Столько сейчас ставит Тюменский драматический театр. Он удивляет количеством и покоряет качеством. На международном театральном форуме «Золотой Витязь», куда актеры ездили в начале декабря, во время просмотра спектакля «Старший сын» плакали даже критики. Как такое возможно, журнал «Tюмень» узнал у директора театра Сергея Осинцева, но начали мы все-таки с…

«Тюмень»: …Депардье не приехал?

Сергей Осинцев: И слава богу! (Смеется.)

Понятно, что за шуткой стоял блестящий PR-ход, причем как для театра, так и для всего города, ведь об этом несколько дней писали российские СМИ. Если не считать «утки» с Депардье, что говорят о нашем драматическом за пределами региона и говорят ли вообще?

Конечно, говорят. Поводом тому и замечательное здание, построенное для Тюменского драматического, и участие в фестивалях, откуда мы привозим награды. Для меня важно, чтобы театр развивал регион. Как важно и то, чтобы каждый человек, который живет в этом регионе, знал, где находится драмтеатр, читал произведения, по которым ставятся пьесы, а родителям было не жаль купить своему ребенку билет на спектакль вместо того, чтобы потратить эти же деньги на что-то менее важное.

В марте исполнится три года, как вы «у руля». Взгляды на театр и руководство как-то изменились за это время?

Взгляды не изменились. Как и стратегия, которую выбрала команда Тюменского драматического театра: за первые три года полностью обновить репертуар, далее – получить лояльность зрителя и продвигаться на фестивальных площадках. А финальная точка – это максималная заполняемость зала и такая же стопроцентная отдача от искусства в социальную среду. Люди должны понять, что театр – один из основополагающих аспектов их жизни, это градообразующее «предприятие», ибо без искусства как части культурного слоя очень сложно говорить о духовности.

В таком театре, наверное, многие хотят работать?

Да, резюме приходят и от актеров, и от драматургов, от режиссеров, художников…

Было то, которое вас удивило?

Резюме от молодого человека, который написал, что он гений и только у нас может работать. Потому что это гениальный театр, а в гениальном театре ему легче раскрыться. (Улыбается.)

Современный театр, по-вашему, должен представлять из себя успешную бизнес-модель?

Театр и бизнес – это вещи несовместимые, потому что на подмостках нельзя одновременно зарабатывать деньги и культивировать духовность. Тем не менее, мы стремимся к тому, чтобы максимально увеличить свою доходную часть. Опять же, исключительно для того, чтобы улучшить ту область, которая называется искусством.

Люди должны понять, что театр – один из основополагающих аспектов их жизни, это градообразующее «предприятие», ибо без искусства как части культурного слоя очень сложно говорить о духовности.

Какое главное достижение – драмтеатра и ваше как руководителя – можете отметить к этому моменту?

Последние полтора года я нередко слышу от театроведов, что у нас высокопрофессиональные актеры. Западные критики после просмотра на фестивале спектакля «Старший сын» сказали, что они испытали неимоверное чувство гордости за русский театр, который не простосохраняет традиции репертуарного, но и вызывает такие сильные эмоции, что они, критики, плачут.

У вас даже тема диплома звучит как «Новая концепция развития Тюменского драматического театра».

Именно. В 2013 году я окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства.

Планируете развиваться дальше?

Это непрерывный процесс. Мне бы хотелось, чтобы и команда драмтеатра обретала новый опыт, поэтому приглашаем тех, у кого можно поучиться. В декабре с семинарами по театральному менеджменту и работе с проектами к нам приезжала один из ведущих специалистов в этой области Ольга Сенаторова. Новых педагогов ждем уже в начале 2014 года.

Как за эти три года изменилась жизнь вашей семьи, ваша лично и репертуар актрисы Жанны Сырниковой?

То, что Жанна Сырникова – жена директора, на ее карьеру особо не влияет. Потому что для меня важно, чтобы актеры были заняты равномерно. (Пауза.) А вообще без нее мне сложно было бы находиться в этом кресле. Учитывая, что нашей младшей дочери семь лет, а на работе я сейчас провожу по 18 часов, на жене вся основная нагрузка по дому.

И как же вы оцениваете себя как отца?

Когда я рядом с детьми, то пытаюсь дать им все по максимуму.

Книги дочери читаете?

Да, но как нормальный отец засыпаю на второй странице. (Смеется.)

Вы хотите, чтобы она знала весь репертуар драмтеатра?

Думаю, так и будет. Кстати, пока она видит себя в будущем исключительно директором театра.

Кстати, как часто директора компаний посещают драмтеатр?

На премьеры мы приглашаем всю бизнес-элиту. Втягиваем в свои сети руководителей, чтобы они привлекали собственных работников. К тому же у нас очень хорошие отношения с Тюменским деловым клубом, который регулярно приводит на спектакли новых и новых участников и даже придумывает для актеров награды.

Скажите, а как часто нужно ходить в театр?

Есть мнение, что в театр ходят богатые и счастливые люди. Если вы хотите чувствовать себя богатым и счастливым, ходите в театр как можно чаще.

текст Вера Комарова
фото Владимир Чебалдин

we-enter