02:02 / 18 февраля 2018

LIFE is LIFE

Как Виталий Красноштанов стал главным игроком на рекламном рынке Тюмени?

В 2009 году компания Life+ занимала меньше 2% рынка рекламных поверхностей. Спустя восемь лет она имеет в активе более 500 рекламных поверхностей и статус ведущей компании в этом сегменте. Как им это удалось?

Глава компании Life+ редко дает интервью. «Не считаю свои достижения особенными», – можно услышать от него в частной беседе. Тем не менее его пример по-своему уникален. Год за годом его компания, работающая на традиционно падающем рекламном рынке, только росла. Но Виталий в последние годы сосредоточен не только на собственном бизнесе, но и на социальных проектах, одним из которых является «Портал добрых дел». Какие мотивы подвигли бизнесмена к работе над повышением качества жизни в городе? Журнал tmn впервые публикует подробное интервью с действующим лидером рекламного рынка Тюмени.

 
 
 
 

Валерий Гут: В 2008 году вы получили от главы города почетную грамоту «За большой вклад в экономическое развитие города Тюмени». В чем именно выражался ваш вклад?

Виталий Красноштанов: В том, что мы предоставляли поверхности для социальной рекламы, и не только в рамках тех 5%, которые обязаны размещать по закону. В частности, очень серьезно поддерживали акцию «Покупаем тюменское» на первых ее шагах, хотя в нее не многие тогда верили. Честно говоря, когда узнал об этой грамоте, то сам был приятно удивлен. Мы всегда стараемся активно участвовать в жизни города и поддерживать знаковые события.

 

Почему вы традиционно закрыты и не даете интервью? Ведь вы уже совсем не маленькая компания.

Не считал нужным выходить в публичную сферу прежде всего потому, что не считаю свои достижения большими. К этому еще предстоит прийти.

 

Но в прошлом году все-таки появилась пара интервью с вами.

Да. Я вышел в публичное пространство, когда осознал, что могу принести своему городу пользу не только как предприниматель, но и как общественный деятель, как активный гражданин. Есть социальные проекты, которые надо продвигать. А вам согласился дать интервью, потому что tmn – лидер среди деловых журналов Тюмени.

 

Как вы относитесь к бизнесу в целом? Что он значит для вас?

В нашем обществе довольно часто негативно относятся к финансово успешным людям. Думают, что они всё это приобрели нечестным путем. Но надо понимать: люди в России могут честно зарабатывать, честно платить налоги, честно создавать полезный продукт. И таких людей становится всё больше. С каждым годом мы будем всё дальше уходить от сырьевой зависимости, и именно малый и средний бизнес должен постепенно приобретать ведущую роль.

Меня радует, как много у нас молодых предпринимателей. Они обеспечивают занятость. В общих чертах, любая полезная деятельность – это всегда благо для общества в целом. Конкретно наша компания получает деньги за то, что создает эффективную рекламу. 

А вообще бизнес – это очень тонкая материя. Грубо обходиться с ним – значит погубить его. Или серьезно деформировать. На бизнес оказывает влияние любая внешняя среда, он не находится в вакууме. Одно могу сказать точно: успешные люди никогда у меня зависти не вызывали. Наоборот, я старался учиться у них.

 

Почему именно такое название – LIFE+? Вы его придумали?

Да. Изначально компания называлась LIFE, а чуть позже появился плюс. Кстати, мы получили патент на нашу торговую марку – долго к этому шли.

«Виталий» в переводе с латыни означает «жизненный». И мне хотелось подобрать такое название, чтобы оно просуществовало долго. Ведь не секрет, что рекламные агентства открываются и закрываются, сгорают быстро, как спички. А LIFE – это жизнь, это то, что длится, что имеет протяженность. И я вкладывал в это название прежде всего смысл долговечности: несмотря на кризисы, спады и прочие колебания рынка наша «ЖИЗНЬ» будет продолжаться. А еще хотел подчеркнуть, что эта работа, это агентство – это моя жизнь. И не только моя, но и всех наших сотрудников. И мне очень нравится, что многие сотрудники живут нашим агентством, даже отдыхают коллективом. Да более того: у нас уже в коллективе три пары образовались из работающих сотрудников, поженились, детей родили. (Смеется.)

 
 

Я вкладывал в название LIFE прежде всего смысл долговечности: несмотря на кризисы, спады и прочие колебания рынка наша «ЖИЗНЬ» будет продолжаться

 
 

Кто сильнее всего повлиял на вас в том, чтобы вы стали заниматься бизнесом? Родители? Обстоятельства?

В большей степени мой отец. Он приехал в Тюмень в 1976 году, устроился обычным электриком на гормолзавод и вскоре стал главным энергетиком. После распада СССР открыл собственный бизнес: основал сеть магазинов по продаже продуктов питания. То, чем он занимался, мне было настолько интересно, что как только я получил водительское удостоверение, то сразу же сам предложил ему себя в качестве водителя. Старался таким образом, помогая ему, вникать во все мельчайшие детали. Постепенно на моих глазах выросла сеть из 15 магазинов. Компания отца была в десятке лидеров Тюмени в данном направлении. Сейчас он на пенсии и сдает эти магазины в аренду.

Для меня работа с ним стала настоящей школой. Повезло учиться бизнесу не по книгам и не только на собственных ошибках, но наблюдая со стороны. Это придало сил и уверенности в себе, и уже на четвертом курсе в 2000 году я открыл собственную продуктовую точку в селе Исетскоем на 50 м2. Мы быстро окупили ее и стали развиваться. Вскоре появилось уже пять магазинов. Но решили не углубляться в это направление, а сосредоточиться на рекламном бизнесе.

 

На кого-то ориентировались в тот момент?

Можно сказать, что своеобразным учителем в этом сегменте был Владимир Попов, директор компании «МИР», который тогда был крупнейшим игроком по всем направлениям: и в производстве, и по количеству рекламных поверхностей. А у меня не было на тот момент ничего. Поэтому я пристально наблюдал за ним, восхищался его работой и многому учился. Потом активно стала развиваться компания «Деловой Мир», и их подходы тоже многому нас научили.

Сегодня по данным «Эспар-Аналитик» мы занимаем первое место в Тюмени по количеству рекламных поверхностей, обогнав традиционных лидеров – компании «Деловой мир» и «МИР»: у нас более 500 поверхностей. (В 2009 году в Тюмени насчитывалось 2395 рекламных поверхностей, из них 1-е место с долей в 28,4% принадлежало компании «Деловой мир», а второе с долей в 7,4% – компании «МИР». Life+ занимала в тот год всего 6-е место с долей менее 2%. – Прим. ред.)

 

Как это произошло? За счет чего вы выбились в лидеры?

Мы часто выигрывали места на аукционах. Но основной стратегией нашего роста стала покупка более мелких компаний, работающих в сегменте наружной рекламы. Большая часть этих компаний испытывали серьезные затруднения уже в 2008–2009 годах, и их бизнес-модель стала убыточной. Мы же имели определенный запас прочности и вопреки всем прогнозам решили не сжиматься, а наоборот, двигаться против встречного ветра. Порой уходили в минус, но я верил в то, что мы всё равно выиграем в долгосрочной перспективе.

 

Благодаря чему вам удается постоянно расти?

Возможно, потому, что мы с первого дня ставили перед собой именно такую задачу – рост. Мы никогда не хотели достичь чего-то и сидеть сложа руки. Потому что, как только ты остановился, автоматически начинается стагнация. Остановка – это смерть. А движение, рост – это жизнь. Мы никогда не боялись запускать новые направления и всегда были открыты к различным вариантам партнерства. И расширяли поверхности, чтобы иметь самое лучшее предложение для крупных клиентов.

 

Какая сейчас у вас клиентская база?

Надо посмотреть в CRM. (Смеется.) Активных – до 400, а так за годы работы мы точно поработали или тесно пообщались как минимум с каждой второй компанией города. Около 40% наших продаж приходится на медийные баинговые агентства, расположенные в других городах России.

 

Я слышал о том, что в кризисный период вы не сократили ни одного человека. Сколько всего человек у вас сейчас работает?

75. В прошлом году было 45. Прежде всего потому, что мы открыли новое полиграфическое направление на улице Елецкая, 1. Закуплено очень хорошее оборудование – можем печатать белым цветом, лаком. Появились и другие интересные возможности для рекламных решений. Думаю, выбрали верное направление, потому что выручка растет каждый месяц. Там хорошая команда подобралась. В будущем надеемся зайти в сегмент бизнес-сувениров.

 

Какой ваш главный принцип в работе с клиентами?

Всегда и всем своим сотрудникам говорю: «Наш заказчик должен остаться доволен, даже если мы никаких денег на этом контракте не заработаем». Учу думать о клиенте в первую очередь, а не о том, что мы получим с клиента. И действительно считаю, что клиент всегда прав.

 

Собираетесь ли вы сейчас запускать новые направления?

Есть мысли по выходу на другие регионы, но к этому шагу нужно подходить с умом. Также мы думаем о том, чтобы осваивать рынок светодиодных экранов.

Один из проектов, в котором мы видим будущее, – это Центр коттеджного строительства «Свой Дом» на домене www.house-park.ru. Это уникальный проект, в России такого нет. Он работает в режиме выставки, и каждый, кто приходит, может обучиться нюансам строительства и своими руками потрогать различные разрезы. В случае удачного старта в Тюмени мы будем тиражировать его на всю страну.

 
 

Давно заметил, что, когда ты что-то отдаешь обществу, делаешь что-то полезное для людей, твоя сила возрастает, а вовсе не теряется

 
 

Вы являетесь председателем комитета рекламы при ТПП Тюменской области. Почему вы его возглавили? Вас пригласили или это была ваша инициатива?

Это была наша инициатива, и спасибо Эдуарду Абдуллину за то, что он откликнулся и поддержал создание комитета, задача которого – решать системные проблемы на рекламном рынке города. Не всегда существовал диалог между игроками рекламного рынка и властью, а сейчас он налажен. Этот диалог позволяет отрасли развиваться.

 

С тех пор как вы стали активнее заниматься социальными проектами, более тесно сотрудничать с властью, что изменилось в вашем представлении?

Самое главное, что появилось более глубокое понимание того, как работает власть. Что ее конечная цель – это рост благосостояния горожан и развитие города. Одна из главных функций власти – создавать такие условия, при которых бизнес будет развиваться. Тогда он сможет платить больше налогов, оставаясь высокорентабельным, и всё общество от этого только выиграет.

Что касается самого себя, то заметил, что, когда ты что-то отдаешь обществу, твоя сила возрастает, а вовсе не теряется. Однажды удалось помочь в реализации проекта «Единой России» под названием «Дом для молодой семьи». Некоторые мои знакомые спрашивали с иронией: «Зачем тебе это?» Но когда своими глазами увидел, как семья с восемью ребятишками заселилась в него, – я не могу описать эмоции словами. Это благополучная семья, и многие ребятишки были талантливыми, но их жилищные условия были сложными. А теперь семья получила новый импульс, они стали чуточку счастливее. И, глядя на их эмоции, я сам себя почувствовал более счастливым человеком.

Многие бизнесмены предпочитают держаться от власти подальше, часто критикуют ее за конкретные ошибки. Что вы думаете по этому поводу?
Неоднократно замечал, что многие ярые критики власти со временем становятся ее сторонниками. Почему? Критика часто вовлекает человека в созидательный процесс (если он и вправду готов что-то изменить к лучшему), который сам по себе всегда непрост.

Власти взяли высокую планку в благоустройстве города, ведь он по многим характеристикам – один из лучших в России. Но удерживать эту планку будет сложно. Я не завидую нашему следующему мэру, ведь ему придется очень непросто. И мы, жители Тюмени, должны своим образом жизни помогать сохранять высокий уровень развития региона. Недавно был в командировке в Кургане, и у меня немой вопрос к власти: «Почему так? Почему вы так запустили дороги? Почему вы не занимались этим вопросом ни 10, ни 15 лет назад?»

 

Откуда берете время на социальные проекты? Ведь ваше время – это главный актив вашего бизнеса.

Одна из констант нашего бизнеса – постоянное оттачивание бизнес-процессов. И когда они улучшаются, высвобождается время. А свободное время надо куда-то вкладывать, сидеть нельзя. Именно с появлением свободного времени я и стал заниматься социальными проектами.

Однажды, гуляя по Амстердаму, восхитился чистотой домов. Думаю: «Ну надо же, как там коммунальные службы хорошо работают». А потом увидел, как вечером из магазинчика вышел хозяин и «Керхером» стал мыть витрины и стены. Сам. Там давно культура стала такова, что каждый сам вносит вклад в благоустройство своего города и считает это нормальным.

 

Каким социальным проектом вы больше всего гордитесь?

«Порталом добрых дел» на сайте фонд-добра.рф. Суть проекта – проявление гражданской активной позиции. Мы работаем над тем, чтобы он стал региональной, финансируем из собственных средств. В этот проект я и дальше буду вкладывать свои силы и ни в коем случае не собираюсь приостанавливать его.
Заявки на сайт поступают, они регулярно исполняются благодаря волонтерам, которых подключилось к проекту уже немалое количество. На сайте даже есть счетчик, скольким людям мы помогли.

 

Я всем традиционно задаю этот вопрос: «Считаете ли вы Тюмень лучшим городом земли»? Как относитесь к этой фразе?

Несомненно. Когда я первый раз увидел этот слоган, то подумал, что он больше похож на какое-то хвастовство. Да и фраза не уникальная – этот слоган есть и в других городах. Но с каждым годом всё больше проникаюсь этой фразой. В Тюмени родился я, родились все мои дети, вся моя жизнь связана с этим городом. Даже когда уезжаю, мысли обращены сюда.

Единственное, люди так устроены, что при получении желаемого они хотят большего. И тот уровень благополучия, которого мы достигли, придется повышать – такова человеческая природа. Но мне бы не хотелось потребительского отношения к Тюмени. Я хочу, чтобы мы думали о будущем наших детей и вкладывали в развитие региона и свои личные силы. 

 
 
 


*источник: журнал tmn №34 (сентябрь–ноябрь 2017)


 
 

Беседовал: Валерий Гут
Фото: Артём Сонсин