В то, что в Тюмени можно построить завод, который будет эффективнее многих европейских и азиатских конкурентов, не верил, похоже, никто. Однако совместные усилия и амбиции первых лиц все же совершили столь долгожданное чудо.
Вназначенное время мы встречаемся с генеральным директором завода «Тюменьстальмост имени Тюменского Комсомола» Станиславом Кушнаренко (в прошлом – заместитель губернатора ЯНАО) в его кабинете, чтобы обсудить удобное место для беседы. Через минуту должен подойти тот, кого на предприятии рабочие называют не иначе как батя, – 70-летний исполнительный директор Григорий Бондаренко. Во всей стране его знают как производственника от Бога.
«Вы не будете против, если мы поговорим с вами прямо в цехе?»–интересуюсь я.
«Мы – нет, но ведь там негде сидеть. Хотя можно что-нибудь придумать», –смеется Кушнаренко. Шутку подхватывает вошедший Бондаренко: «Когда я хочу отдохнуть, я всегда иду в какой-нибудь цех. Так что я не против».
По дороге туда они оживленно обсуждают дела, попутно вспоминая какие-то истории из советского прошлого. В производственном цехе мостовых конструкций под номером 10 грохотали сварочные станки и с разных концов доносился визг шлифовальной машинки.
«Это вас не смутит? Все-таки шумно…», – на всякий случай уточняю я. Они оба со смехом признаются, что в такой атмосфере, прямо в цехе, сидя на металлической балке, дают интервью в первый раз в жизни, и добавляют: «Тем интереснее». В процессе разговора я убеждаюсь в правильности решения беседовать с двумя руководителями сразу: именно их согласованность привела к тому, что Тюменьстальмост признан самым эффективным производством в России среди себе подобных…
Валерий Гут: Григорий Григорьевич, на протяжении двух десятков лет вы работали на легендарном заводе металлоконструкций имени И.В. Бабушкина в Днепропетровске. Как сложилось так, что оказались в Тюмени?
Григорий Бондаренко: Я родился в Запорожской области, там и институт окончил. В 1972 году по зову сердца уехал в Улан-Удэ, на завод мостовых конструкций, который специально был основан под строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМа), где проработал до 1986 года: последние шесть лет – в должности главного инженера. Но по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Украину.
И там 21 год проработал директором «Днепропетровского завода металлоконструкций имени И.В. Бабушкина». В 65 лет вышел на заслуженную пенсию. Отдохнул два с половиной года, а потом прилетели учредители завода и сказали: «Хватит тебе отдыхать – пора дальше работать!» Так по приглашению собственников в июне 2011-гоя был назначен исполнительным директором Тюменьстальмоста.
Станислав Кушнаренко: (Улыбается.) Это неправда! Ему некуда было очень большую украинскую пенсию девать, вот он и решил инвестировать ее в Тюменьстальмост! (Оба громко смеются.)
Кстати, чем прославился Бабушкинский завод?
Григорий Бондаренко: Он был самым большим в Советском Союзе. Проектная мощность – 110 тысяч тонн металлоконструкций в год. На деле доходило до 125 тысяч! Еще только Челябинский завод металлоконструкций мог сравниться с этим гигантом. Главная причина такого успеха – отличный, сплоченный коллектив, инженерно-технические работники с огромным стажем в 30–40 лет. Работали целыми династиями – от дедов до внуков. И семейственностью этой очень гордились.
Станислав Григорьевич, помогает ли вам опыт работы в госструктурах управлять крупным бизнесом?
Станислав Кушнаренко: Конечно. Это дополняющие друг друга направления деятельности. Госслужба очень расширяет кругозор, обеспечивает опыт взаимодействия, в том числе и с трудовыми коллективами. В условиях новой России я работал в системе администрации ЯНАО: был полномочным представителем губернатора по работе с Газпромом, потом возглавлял госпредприятия. Как замгубернатора я занимался конкретными делами. В моем ведении было строительство, архитектура, содержание дорог и их строительство, все виды транспорта, ЖКХ, энергетика. Обеспечивал реализацию программы развития ЯНАО через сотрудничество государства с коммерческими структурами. Было не до политики!
Вот и сейчас у меня лежит предложение Общероссийского народного фронта пройти праймериз на участие в выборах депутатов Тюменской городской думы. Но мне это не нужно: я себя не вижу в этой среде и не представляю, чем бы я мог быть полезен на этом поприще. Сейчас нет никакого желания возвращаться на государственную службу – я вполне комфортно себя чувствую на производстве.
После того как вы возглавили Тюменьстальмост, завод добился рекордных показателей – свыше 33 тысяч тонн готовых конструкций. Что вы тут такого сделали?
Григорий Бондаренко: (Широко улыбается.) Первое: учредители подобрали хороших руководителей. (Выдерживает паузу и весело моргает в сторону Станислава Кушнаренко.) И второе: у нас технически очень грамотный инженерный состав с огромным потенциалом. И главный инженер, и главный конструктор, и главный технолог – это молодые люди. Может, в какой-то мере у них не хватает опыта, но зато есть огромное желание трудиться, а их высокая ответственность просто поражает.
Мосты очень похожи на людей: им ведь даже паспорт выдается на 80 лет – срок службы
И конечно, золотой фонд завода – рабочий класс!
Нам ставят планы и сроки– мы их выполняем. В 2013 году поставили планку – 40 тысяч тонн продукции в год. Мостовые и строительные конструкции для страны – это и освоение Севера, и развитие инфраструктуры Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Волгограда, других городов.
Станислав Кушнаренко: Недавно у нас побывал со своими помощниками генеральный директор одной московской компании – у него, кстати, тоже тридцатилетний опыт работы на подобных производствах – и сказал, что такой завод мостостроительной промышленности, такую оснащенность и такой трудовой ритм, как здесь, он видит впервые! Нам было приятно.
Мы оказались среди таких монстров, как Воронежстальмост, Улан-Удэстальмост, Курганстальмост, тот же Челябинский завод металлоконструкций, выпускающий и мостовые конструкции, и группа Ижорских заводов в Санкт-Петербурге. Но по нахождению в одном месте такого оборудования и такой оснащенности наш завод в России единственный! А по оценке гиганта мостостроения в России –«Мостотреста» – мы являемся наиболее перспективной организацией отрасли на территории России.
Российским заводам действительно можно на вас равняться?
Григорий Бондаренко: В принципе да! Наша молодежь, может, не так работает, как маститые труженики, которые только посмотрят на вышедший из строя станок и в ту же минуту знают, что надо делать дальше. Но! У молодых есть большое стремление и, главное, возможность совершенствоваться не «на коленке», а по новым технологиям, при помощи технологов и конструкторов на современных машинах и оборудовании – из Германии, Италии и Австрии – мировых лидеров в металлообработке.
Станислав Кушнаренко: (Улыбается.) Недавно у нас была делегация комитета по социальной политике Тюменской областной думы. Ко мне походит один человек и говорит: «Все вроде хорошо, но вот у вас запах краски в малярном цехе…» А я отвечаю: «А вы разве в «Тараскуль» приехали?» (Смеется.) Есть, конечно, к чему стремиться, но нужно понимать и специфику. Мы дали области полторы тысячи рабочих мест.
Что касается эффективности производства, то поначалу ставили норму 8–9 тонн выработки металлоконструкций на человека за 45 дней. Но с приходом бригад, которые сформировал Григорий Григорьевич, появилась состязательность. Теперь этот объем –16 тонн на человека! Он же еще говорит: «Семнадцать с половиной– и ни килограммом меньше!» В Германии и Японии, у лидеров отрасли, этот показатель – 14 тонн на одного рабочего в месяц. Есть кого догонять.
Почему была сделана ставка на молодежь?
Станислав Кушнаренко: За 20 лет после развала СССР, к сожалению, опытных специалистов остались единицы. Основатель завода Александр Забарский достоин высших наград страны только за то, что деньги потратил не на куплю-продажу, а на строительство производства. Во-первых, создал рабочие места, а во-вторых, организовал один из самых производительных заводов мостовых конструкций в Российской Федерации.
Производство надо любить, надо понимать, знать его и видеть в первую очередь людей, а не деньги. Мы вахтовые смены наших работников обеспечиваем трехразовым питанием, на работу и с работы доставляем; зарплата по заводу в среднем в два раза повысилась (средняя сегодня 37 тысяч рублей). Конструкторов и технологов, и даже рабочих, мы перевели на сдельную оплату, и это оплата весьма достойная. Они не просто получают деньги, а зарабатывают их. Сейчас появляется все больше молодых, которые хотят трудиться, которые принимают установленные нами правила игры. Нам это выгодно: создается работоспособный коллектив, которому по плечу любые поставленные задачи. Мы уверены в таком персонале.
Григорий Бондаренко: Если человек хочет, старается, если болеет душой за производство, за родной завод – пожалуйста, получай больше. У нас нередки случаи, когда рабочие могут получать в два раза и даже больше, чем в предыдущие месяцы, только потому, что значительно перевыполнили план. Такая система существует не на многих заводах страны, уж поверьте.
Признаюсь вам, требовательность мы повышаем регулярно: если раньше главным был объем производства и платили сдельно, то сейчас применяем сдельно-премиальную систему оплаты труда. Принимается во внимание качество продукции: приемка ее ОТК и мостовой инспекцией. Для этого мы совершаем множество расчетов, чтобы все могли на бумаге узнать, кому и как будет начислено.
А за нарушение техники безопасности наказываем очень жестко. Я еще помню ленинские слова о том, что ни один показатель не стоит капли крови человека.
В 65 лет я вышел на пенсию. Но через 2,5 года ко мне в Днепропетровск прилетели учредители завода и сказали: «Хватит тебе отдыхать – пора дальше работать!» так я оказался в Тюменьстальмосте
Григорий Григорьевич, слышал, что коллектив относится к вам с очень большим уважением и даже называет между собой не иначе как батя. Как вам удается так располагать людей к себе? Есть какой-то секрет?
Григорий Бондаренко: Я придерживаюсь принципа: высокая требовательность к себе, а потом и к другим. Нужно быть примером. Пообещал – обязан сделать. И коллег по работе учу, что они должны быть строги с людьми, но справедливы. А второе: будь проще – и люди к тебе потянутся! Когда человеку говоришь, что нужно что-то сделать сегодня и не иначе, и остаешься с ним до последней минуты его работы, он понимает: раз это так важно руководству, я это сделаю правильно, в срок и не подведу.
Над какими заказами работаете в настоящее время?
Станислав Кушнаренко: Только закончили и отгрузили мостовые конструкции, которые установят под Волгоградом. Сейчас работаем над проектом для западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга: первую партию в 500 тонн уже отгрузили, а с апреля эта цифра увеличится до 800–1000 тонн. Продолжаем изготавливать конструкции для Надымского совмещенного моста, с апреля приступаем к заказу мостовых конструкций для Астаны– 4000 тонн.
Но в приоритете – однозначно Тюмень! Наши основные заказчики – Мостострой-12 и Мостострой-11. В ближайшее время состоится конкурс по определению подрядчиков на строительство трех новых мостов через Туру. Кто бы ни стал победителем, изготавливать конструкции, скорее всего, будем мы!
Для моста по улице Монтажников в Тюмени тоже вы изготавливаете конструкции. Как собираетесь поступать с этим объектом: так же опережать сроки?
Григорий Бондаренко: В обязательном порядке. У нас изготовлено 2,5 тысячи мостовых конструкций, которые находятся на заводском складе. По планам строительство должно быть завершено за четыре года и восемь месяцев. Городские власти попросили сдать эту развязку в эксплуатацию в течение двух лет. Если Мостострой-12 будет наращивать темп работы, завод своевременно обеспечит его конструкциями.
Станислав Кушнаренко: Стоит добавить, что мы идем в нормальном графике по изготовлению металлоконструкций и для дорожной развязки на улице Мельникайте. В середине мая полностью закончим поставку – это даст возможность Мостострою-11 к концу года сдать ее в эксплуатацию.
В одном из ваших интервью я встречал тот факт, что вы вернули к жизни идею рацпредложений, когда рабочие опускают в специальный ящик бумажки со своими пожеланиями и предложениями. Помогает?
Григорий Бондаренко: Каждый рабочий имеет право внести рационализаторское предложение. Мы их поощряем деньгами (в приказе формулировка «за инициативу»), тем самым стимулируем людей постоянно думать. А если эти идеи могут принести и вполне реальный экономический эффект, улучшить качество продукции, организацию труда–люди получают ощутимое материальное вознаграждение, причем происходит это в течение двух-трех дней после поступления такого предложения. Самое интересное предложение: перенести Курганстальмост в Тюмень! (Смеется.)
Станислав Кушнаренко: Сегодня даже те, кто только устраивается на завод, знают наше отношение к людям и уже не спрашивают: «Сколько я буду получать?», а интересуются: «Сколько я буду зарабатывать?»
В 2010 году выручка едва дотягивала до 810 млн рублей, сегодня доросла уже до 3 млрд рублей
Два инженера на одинаковых должностях могут иметь разницу в зарплате в полтора-два раза.
Поэтому Григорий Григорьевич встречает и провожает бригады, смотрит, кто как загружен, проверяет, что рабочему в сухой паек положили, спрашивает у него, доволен ли он жизнью? Без этого не бывает нормального, хорошего коллектива, построенного на взаимном доверии. Да и благосостояние сотрудников растет: три года тому назад всего полтора десятка людей приезжали на работу на своих машинах. Сейчас посмотрите: на смену приезжают сотни полторы рабочих завода на личных автомобилях. Мы этим фактом очень гордимся.
Как еще стимулируете работников?
Григорий Бондаренко: В прошлом году учредители купили 20 квартир – мы их дали рабочим.
В этом приобрели еще 30; включили и ИТР. Это беспроцентный кредит на 20 лет, причем, если не будет просрочек, платежи последних пяти лет учредители берут на себя и оформляют работнику жилье в собственность. Нет никаких ограничений: хочешь трехкомнатную – бери ее. В этом году начнут строительство жилья в поселке Винзили, и мы планируем покупать квартиры уже тут. Люди смогут вообще пешком на завод добираться, а нам очень важно, чтобы работникам было комфортно.
Поэтому, когда говорим о целостной социальной программе, нельзя ориентироваться только на что-то одно. Например, переподготовка кадров, учеба – это не самоцель вырастить только своих. Захочет человек с Украины остаться, получить российское гражданство – мы обеспечим ему все условия. Это все помогает создавать единый коллектив.
Кто бы ни стал победителем на подряд по строительству трех мостов через туру, изготавливать конструкции, скорее всего, будем мы!
А как учите своих будущих специалистов?
Григорий Бондаренко: При заводе начало функционировать профтехучилище, люди уже проходят практику. Училище предназначено для подготовки работников по нужным заводу и всему холдингу специальностям. Например, и в Мостострой-12 тоже будут направляться специалисты, подготовленные в этом училище.
Станислав Кушнаренко: Это уникальный проект, который стал возможен благодаря поддержке Правительства Тюменской области и администрации Тюменского района. Только на оснащение учебного заведения было выделено 89 млн рублей из областного бюджета, не считая материальных ресурсов, переданных муниципалитетом. В течение пяти лет наше предприятие сможет полностью перейти на собственные кадры.
Вы открылись здесь в кризисные годы. Как переживали этот период?
Станислав Кушнаренко: В период кризиса перед заводом стояло несколько вариантов дальнейшего развития. У людей тогда была какая-то озлобленность. Но это понятно: человек идет домой, он расстроен – нет зарплаты, призрачные перспективы у самого завода.
А потом пошли заказы: легкоатлетический манеж в Тюмени потребовал 807 тонн металлоконструкций. Следом пришла заявка на изготовление эстакад Уренгойского газохимического комплекса. Завод «Стеклотех» также получил эстакады тюменского производства. Кара, Дема, Сура – немало северных рек обрели ожерелья в виде тюменских мостов. Это заслуга и учредителей, и конечно, работников. Помог с заказами еще торговый дом Тюменьстальмоста в Москве.
Сейчас нет никакого желания возвращаться на государственную службу – я вполне комфортно себя чувствую на производстве
Весной 2010 года из этих цехов выходило не более 600 тонн изделий в месяц, сегодня – более 3000 тонн. Выручка едва дотягивала до 810 млн рублей, сегодня доросла до 3 млрд рублей. Около 50% продукции поступает на объекты ООО «Мостострой-12», остальное уходит сторонним заказчикам.
Откроем небольшой секрет: изначально предприятие создавалось как вспомогательное подразделение ЗАО «Курганстальмост», занимавшего лидирующие позиции в регионе. Но прошло время, тюменский новичок встал на ноги, стал самостоятельным и составил мощную конкуренцию курганскому ветерану.
Григорий Бондаренко: Мы, как и другие заводы, работаем в условиях рынка. Выбирать заказы, хорошие или плохие, нам не приходилось. Другое дело, что в ряде случаев заказчики приоритет отдают Тюменьстальмосту, видя в нем очень надежного партнера: мы выполняем все вовремя и сдерживаем обещания. В срок и качественно – так мы работаем. Много раз бывало, что мы и досрочно сдавали заказы. Например, в Казань мы поставляли около 7 тысяч тонн мостоконструкций для дорожной развязки: на полгода раньше выполнили заказ. Это позволило нашим монтажникам, «Мостострою-12», досрочно сдать этот объект.
Какие реализованные проекты вы можете назвать имиджевыми для завода, его своеобразной визитной карточкой?
Станислав Кушнаренко: Не бывает нелюбимых детей. Коллектив всеми конструкциями, которые изготовили на заводе, а потом собирались разными компаниями по всей стране, будь то Сочи, Казань, Надым или родная Тюмень, гордится в одинаковой мере.
Григорий Бондаренко: Около 9000 тонн металлоконструкций отправились в Ашхабад для строительства путепровода. В Казани в рамках подготовки к универсиаде президент Республики Татарстан Рустам Минниханов торжественно открыл грандиозную транспортную развязку в центре столицы, вобравшую 7500 тонн тюменских металлоконструкций и 18 000 тонн сборного железобетона (также объект ООО «Мостострой-12»).
Наша география расширилась и до Сочи: заводу довелось принять участие в строительстве олимпийских объектов –объем поставок для двух транспортных развязок в Адлере составил около 4000 тонн. Теперь благодаря инженерным конструкциям, созданным в цехах нашего предприятия, добираться из Большого Сочи до спортивных сооружений Красной Поляны станет удобнее и быстрее.
Станислав Григорьевич, у меня к вам вопрос. Очень часто говорят, что люди, которые долго жили на Севере, отличаются от других жителей страны. Вы прожили там 37 лет. Как Север воспитывает людей?
Станислав Кушнаренко: Север воспитывает тех, кто хочет работать. Там так: если ты не работаешь, тебе там делать нечего! Север таких отторгает. Он ничего не формирует, он просто фильтрует, отбирает тех людей, которые хотят работать! Причем необходимых Северу специальностей. Почему-то там за десятилетия так сформировалось, что буровики – это Краснодарский край, Башкирия и Татария; если строители – это Украина, Беларусь; если водители, механизаторы – подавляющее большинство из Донецкой области. На юге, включая Тюменскую область, этого не происходит. Здесь больше возможностей для иждивенчества, можно где-то что-то украсть, особо не напрягаясь существовать.
Я почему спросил: мне любопытно, вы этот «северный принцип» на заводе применяете?
Станислав Кушнаренко: Правильно Григорий Григорьевич сказал: мы создаем условия. Если человек хочет работать, он имеет возможность зарабатывать столько, сколько желает. У нас по принципу удочки: сколько поймаешь – все твое. Но при этом и требовательность к ответственности, в том числе и личной, высокая.
Было ли какое-то событие, которое повлияло на то, что вы пошли в мостостроение?
Григорий Бондаренко: Время повлияло. Мосты похожи на людей: им ведь даже выдается паспорт на 80 лет – срок службы. Так что пока мост «живет», у него, как и у нас, есть паспорт. Приятно детям, внукам – у меня их четверо – показывать и говорить: «Это построили при моем участии!»
Станислав Кушнаренко: С мостами меня раньше связывало лишь то, что я был заказчиком их строительства. Заказывал проектно-сметную документацию, проводил экспертизу, определял генерального подрядчика – и мне был важен только конечный результат.
Всю жизнь проработал на Севере Тюменской области, в Ямало-Ненецком автономном округе, но видимо, подошел предел: и по возрасту, и по жизни на Севере. Перебрался в Тюмень, она мне очень понравилась. Понравился и этот завод: мне импонирует жизненная позиция и подход к бизнесу нашего главного акционера. Мы с ним сидели, разговаривали, как сейчас с тобой. И когда он предложил возглавить Тюменьстальмост, я ни секунды не сомневался и сразу сказал да.
Григорий Бондаренко: Мне здесь тоже очень нравится. Хороший завод, прекрасные люди. Кстати, я заметил, что в теплый период года озеленение и оформление Тюмени даже красивее, чем во многих западных городах.
Текст:Валерий Гут
Фото: Владимир Семенов