19:03 / 1 Март 2019

Интервью с режиссером Георгием Сурковым

Интервью с режиссером Георгием Сурковым

В Тюменском драматическом театре премьера «Обыкновенное чудо» по Евгению Шварцу. По этому поводу мы поговорили с режиссером спектакля

В Тюменском драматическом театре скоро премьера спектакля «Обыкновенное чудо» в постановке режиссера Георгия Суркова, урожденного юрмальчанина, выпускника Академии культуры, курса Михаила Груздова и Индры Роги, а также магистратуры Школы-студии МХАТ. Его постановки шли на подмостках театров Риги, Даугавпилса, Вильнюса, Москвы. А теперь на очереди Тюмень. Здесь, на большой сцене ТБДТ, 8, 9 и 10 марта состоится премьера спектакля «Обыкновенное чудо».

 
 
 

Вы закончили Латвийскую академию культуры по специальности «Режиссура драматического театра», в 2012-м – Высшую театральную школу им. Людвика Сольского (мастерская Кристиана Люпы) (Краков, Польша), сначала на режиссерском факультете, а затем на актерском. Как Вы пришли к режиссерской деятельности? Итак, как же всё начиналось?

Все не совсем так. Я окончил Латвийскую академию культуры по специальности «Режиссура драматического театра» (курс Михаила Груздова). Один год учился в Высшей театральной школе им. Людвика Сольского, в Кракове (курс Кристиана Люпы) по программе обмена, также режиссуре. В 2016 году окончил магистратуру школы-студии МХАТ по программе «Режиссура современного театра».

 

Ваше основное направление – режиссура, затем Вам стала интересна актерская деятельность? Почему?

Актерская деятельность меня никогда особо не привлекала. Однажды сыграл роль Тригорина в «Чайке» Чехова, мне было интересно проверить себя и увидеть процесс глазами актера. Но я также являлся и сорежиссером этого спектакля (Главным был Олег Шапошников).

 

Вам довелось поработать не только в театре, но и в кино, причем, актером. Это разные виды искусства. В чём для Вас заключается эта разница?

Когда я учился в театральной академии, достаточно часто играл в эпизодических ролях разных фильмов и сериалов, но всегда воспринимал это просто как работу. Мне кажется, человеку с режиссерскими мозгами очень трудно сниматься в кино, ведь там от тебя практически ничего не зависит, ты никак не можешь повлиять на финальный результат, ты даже не знаешь всей истории. (Конечно, я не говорю о главных ролях).

 

Встречались ли Вам люди, которые на Вас очень сильно повлияли как на профессионала?

Да, конечно. Это мой мастер Михаил Груздов, драматург Иван Вырыпаев и режиссер Кристиан Люпа.

 

На данный момент Вы являетесь режиссером Даугавпилсского государственного театра (Латвия), а чем Вам интересна Тюмень?

В штате Даугавпилского театра я отработал всего один год, после окончания учебы в 2013 году. С тех пор я дружу с этим театром и стараюсь регулярно приезжать туда на постановки. Моя режиссерская география очень широка. Театр – это способ познания мира, и чем больше в моей биографии «театральных городов», тем интереснее становится мое исследование мира.

 

Интервью с режиссером Георгием Сурковым

Сейчас могу сказать только, в Тюменском театре высоко профессиональные артисты, у которых можно многому научиться

 
 
 

Почему выбор пал на постановку спектакля «Обыкновенное чудо» — пьесу драматурга Евгения Шварца?

Эту пьесу мне предложил руководитель театра Сергей Осинцев. Я, не раздумывая, согласился, о чем до сих пор не жалею.

 

Схож ли сюжет телевизионного фильма Марка Захарова «Обыкновенное чудо» с постановкой?

Сюжет останется почти неизменным, за исключением одной сцены в финале. Но этого я не расскажу, пусть останется сюрпризом.

 

Выбор актеров. Что для Вас было главным на утверждении их на роли?

Актеров я всегда выбираю интуитивно. Мне сложно аргументировать причину выбора.

 

Как Вам работалось с тюменской труппой?

В полной мере я смогу ответить на этот вопрос после 8-го марта. Сейчас только могу сказать, что это высоко профессиональные артисты, у которых многому учусь.

 

Режиссер по пластике – Сергей Захарин. Он неоднократно ставил постановки на сцене ТБДТ. Почему выбор пал именно на него?

Как и пьесу, Захарина мне порекомендовал театр, до этого мы не работали вместе. Сергей Захарин очень талантливый человек. Я очень рад, что он в нашей команде.

 

Какую главную идею Вы хотите выразить в своей постановке, что должен понять зритель?

На этот вопрос я предпочитаю не отвечать, чтобы не программировать потенциального зрителя. Пусть каждый сам решит, о чем для него этот спектакль.

 

Какие проекты в Вашей творческой карьере из тех, что Вы уже ставили, самые сложные?

Для меня сложность проектов, в первую очередь, состоит не в материале, теме, сроках, а прежде всего в команде. Если с командой удается найти общий язык и стать единомышленниками, любой проект кажется легким. В обратном случае работа превращается в борьбу и результат редко соответствует ожиданиям.

 

Интервью с режиссером Георгием Сурковым

 

Сюжет спектакля останется почти неизменным, за исключением одной сцены в финале. Пока это секрет, зрители все увидят сами

 
 
 

Как Вам кажется, что самое сложное в работе режиссера?

Для меня, как для режиссера-кочевника, самое сложное – выстраивание отношений с новой труппой. С людьми, в дом которых ты приходишь, и которые видят тебя в первый раз. Это сложный процесс «притирания».

 

По какому принципу Вы отбираете пьесы для постановки?

Принцип крайне простой – попало/не попало. Я читаю много пьес. Если пьеса попадает в меня, в то, о чем я думаю, что меня волнует, что я чувствую, то я ищу место для ее постановки. И конечно, сам текст должен обладать какой-то поэзией, театральной магией.

 

Бывает ли такое, что Вы приходите на постановку и думаете: «А я бы сделал по-другому, лучше». Проецируете ли Вы свои режиссерские компетенции на работы Ваших коллег по цеху?

Конечно. Все время так думаю, когда смотрю чужие спектакли. За редким исключением, когда не понимаю, как спектакль создан. И вот такие моменты очень люблю.

 

Какой совет Вы можете дать тем, кто хочет попробовать себя в актерской или режиссерской профессии?

Театр – это не просто работа, это образ жизни, способ мышления, в чем-то даже вероисповедание. От этой работы невозможно отдохнуть. Выходные в театре для того, чтобы готовиться к репетициям. Театр – это безжалостная среда, которая может как возвысить, так и бросить с этой высоты вниз. Если человек готов к этому, то почему бы и нет. И главное: Театром нужно заниматься только в том случае, если ты не можешь этого не делать.

 
 
 


Текст: Елена Селивёрстова
Фото из личного архива