17:10 / 5 октября 2018

Есть ли будущее у социального предпринимательства в России?

Несмотря на активное развитие социального предпринимательства, российские бизнесмены ежедневно сталкиваются с множеством проблем: непонимание со стороны чиновников и общества, недостаточное финансирование, неумение выстраивать бизнес-модели. О современных тенденциях, актуальных проблемах, а также о том, какое будущее ждет социальное предпринимательство в России, рассказала Марина Бакулина – Председатель комитета по социальному предпринимательству Тюменского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», собственник и руководитель детского развивающего центра «Ступеньки».

 
 
 

Про социальное предпринимательство

Марина, в этом году на форуме СУП в Тюмени была организована специальная площадка «Социальное предпринимательство», куратором которой вы и выступили. Скажите, насколько сейчас актуальна эта тема?

Тема социального предпринимательства появилась очень давно. Именно «трендом» она стала, наверное, два года назад. Тогда об этом заговорили на федеральном уровне: была вероятность, что примут закон о социальном предпринимательстве. К сожалению, этого не произошло, но мы ждем.

 

Почему социальное предпринимательство требует разработки отдельного законопроекта?

Основная проблема, конечно, в финансировании. На сегодняшний день государство и органы муниципальной власти выделяют средства для поддержки социальных проектов. Некоторые действительно нуждаются в ней, как, например, работа с людьми без определенного места жительства. Но это финансирование очень маленькое, его едва хватает на зарплату сотрудникам. А как развиваться такому предприятию? Это очень сложный вид бизнеса. Подобным социальным проектам необходима финансовая помощь со стороны государства. Всё это должно решаться на законодательном уровне.

 

На ваш взгляд, какие именно различия есть между социальным и обычным предпринимательством?

Социальное предпринимательство – это всегда решение какой-либо значимой социальной проблемы. Оно подразумевает под собой, что ты столкнешься с чьей-то болью и трудностями, которые нужно будет преодолевать. К этому нужно быть готовым. Обычный бизнесмен, нацеленный на получение прибыли, в подобные ниши вряд ли пойдет. Социальное предпринимательство, на мой взгляд, – это бизнес с любовью и от души.

Однако вместе с этим важно помнить, что социальное предпринимательство – это, прежде всего, предпринимательство, а не благотворительность. Эта отрасль так же нуждается в частных инвестициях, а главное, ее необходимо выстраивать, как четкую бизнес-модель. Чтобы социальный проект жил и даже масштабировался, необходимо сесть и четко прописать все бизнес-процессы, стратегии и схемы, продумать риски и способы, которые позволят этих рисков избежать.

У нас в обществе принято, что добрые дела делаются молча и бесплатно, поэтому многие социальные предприниматели стыдятся брать деньги за свой труд

 
 

Какие сферы социального предпринимательства в последние годы набирают популярность?

Очень активно развиваются образовательные проекты и проекты, связанные с молодежью и здоровым образом жизни. Актуализировалась тема абилитации (лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или морально подорванным людям, направленные на адаптацию их к жизни. – Прим.ред.) и реабилитации.

 

Какая сфера, по вашему мнению, нуждается в большем внимании сейчас?

Менее актуальна, но очень важна тема помощи заключенным. Она очень неоднозначная. Многие зарубежные компании и бренды предоставляют людям из мест лишения свободы возможность работать. Если я не ошибаюсь, даже Victoria Secret использует труд заключенных. Однако здесь уже вопрос к нашему обществу: когда мы будем готовы изменить свое отношение к подобным вещам?

 
 

Ресурсы для социально ориентированного бизнеса

Если вернуться к теме ресурсов. Считается, что заниматься социальным предпринимательством не выгодно с материальной точки зрения. Так ли это на самом деле?

Социальное предпринимательство, как и любой бизнес, требует ресурсов. Никто не отменял арендную и заработную плату, налоги и прочие расходы.

Однако нельзя связывать неудачи социального предпринимательства с недостаточным финансированием со стороны государства. Есть еще две не менее значимые проблемы.

Во-первых, многие социальные предприниматели не умеют заниматься бизнесом. А эта отрасль, как ни одна другая, требует четкого бизнес-плана, от которого нельзя будет отступать ни на шаг. Бывает, что кто-то с горящим сердцем рвется спасти весь мир, но проект не выживает, а человек уже вложил в него все свое имущество. Так делать нельзя. Сначала нужно освоить базовые знания в сфере бизнеса, и только после этого разрабатывать и реализовывать социальный проект. Тем более, сейчас есть невероятное количество различных курсов, тренингов и мастер-классов. Нужно только найти то, что подходит именно тебе.

Другая проблема – личное отношение к деньгам. У нас в обществе так принято, что добрые дела делаются молча и бесплатно. Поэтому многие социальные предприниматели стыдятся брать деньги за свой труд. Они думают, что этому человеку они могут помочь бесплатно, другому сделать скидку… Человек может быть на грани выживания, и при этом пытаться бесплатно помочь остальным. Так делать тоже нельзя. Если ты уже определил для себя, что занимаешься предпринимательством, то выстраивать бизнес, мыслить и действовать нужно соответственно.

 

Где сейчас предприниматели находят ресурсы для реализации своего социального проекта? Часто ли инвесторы поддерживают их?

Инвесторы очень редко берутся за социальные проекты. У них срок окупаемости больше десяти лет. Не всем это интересно. Однако начали появляться так называемые «преобразующие инвесторы». Это люди, готовые вложить деньги в социальный бизнес и не ждать быстрой прибыли. Им важен социальный эффект. Чаще всего это те, кто столкнулись с каким-то горем, а теперь готовы помочь другим. Яркий пример – Константин Хабенский.
Финансовую помощь можно найти на краудфандинговых платформах или, например, выиграть грант. Хотя у грантов тоже есть свои ограничения: там четко прописано, на что можно потратить средства, а это иногда становится серьезным препятствием. Другая проблема – грант когда-нибудь закончится, и тысячи людей останутся без помощи.

Социальное предпринимательство, на мой взгляд, – это бизнес с любовью и от души

 
 

Будущее социального предпринимательства

Как вы считаете, в целом, у социального предпринимательства в России есть будущее?

Я думаю, что будущее есть. Сейчас даже говорят о том, что 80% решений социальных проблем хотят отдать в частные руки, чтобы создать конкуренцию и повысить качество услуг в социальной сфере. Причем государство готово финансировать эти 80%.

Главное – создать условия для развития социального предпринимательства. Нужны различные площадки, фонды, акселерационные и образовательные программы и многое другое.

Необходимо донести до всех начинающих и даже действующих предпринимателей, что они должны учиться и развиваться постоянно. Причем учиться не у теоретиков, которые тяжелее ручки ничего в руках не держали, а у практиков, которые знают бизнес изнутри и на личном опыте прошли через все ошибки.

 

Если говорить про Тюмень, есть ли перспективы развития социального предпринимательства в нашем городе и области?

Однозначно есть. На мой взгляд, у нас одни из лучших условий для ведения бизнеса в целом. Недавно в Тюмени прошел форум «Мы вместе» для социально ориентированных некоммерческих организаций или СОНКО. Даже Александр Моор, в тот момент он был еще врио губернатора Тюменской области, в своем выступлении на форуме выделил тему социального предпринимательства. Значит, наши власти понимают важность этой темы, и, надеюсь, будут ее активно поддерживать.

 
 

Советы начинающим социальным предпринимателям

Как понять, есть ли у социального проекта перспективы для роста и развития?

Нужно просто подойти к вопросу с точки зрения предпринимательства: прописать финансовый план, составить бизнес-модель, продумать этапы развития проекта. Иначе ничего не выйдет. Конечно, есть везунчики, перед которыми открываются все двери, к которым приходят нужные люди. Однако даже в таком случае нужно всегда четко следовать плану, а не терять голову. С головой надо дружить.

Чаще всего инвестором становится тот, кто столкнулся с каким-то горем, а теперь готов помочь другим

 
 

Можете напоследок дать пять советов тем, кто решает открыть социально ориентированный бизнес?

Во-первых, нужно понять, точно ли это твое. Можно сходить на какие-либо курсы по социальному предпринимательству, чтобы попробовать себя и определить, подходит оно тебе или нет.

Во-вторых, стоит найти людей с миссией, познакомиться и пообщаться с ними. Войти в профессиональное сообщество.

В-третьих, обязательно идти и учиться.

В-четвертых, необходимо найти то, что будет поддерживать тебя и веру в то, что ты делаешь. В душе должна быть огромная любовь к миру, которая будет поддерживать тебя.

И главное, научиться сохранять себя. Социальное предпринимательство требует огромных душевных затрат. Однако если ты «сгоришь», то и твое дело не будет развиваться, а люди не получат помощь, в которой нуждались.

 
 


Текст: Елена Селивёрстова
Фото предоставлены пресс-службой СУП–2018