16:07 / 6 июля 2013

Электронная Тюменская область

f2d418

Информационные технологии меняют привычный образ жизни. Как они смогли повлиять на нашу власть, рассказывает Александр Албычев, директор департамента Информатизации Тюменской области.

Проект «Электронное правительство» на протяжении нескольких лет реализуется в регионе, особенно активное развитие он получил в последние два года: растет количество новых информационных сервисов и дополнительных возможностей для пользователей. Оперативность, современность и экономичность нового формата общения оценили и чиновники, и жители региона.

«Тюмень»: «Электронное правительство» – это шаг навстречу населению. Какой отклик у наших жителей получил проект?

Александр Албычев: Основная цель проекта – сократить до минимума временные затраты и другиенеудобства, связанные с получением государственных и муниципальных услуг. С начала 2012 года свыше77 тысяч раз жители области были избавлены от необходимости обращаться в органы власти и стоятьв очередях: нужные сведения былизапрошены и получены в электронном виде. Сегодня достаточно зарегистрироваться на Едином порталегосуслуг – www.gosuslugi.ru – и получать многие услуги через Интернет. Всего на данном ресурсе будетопубликовано 306 услуг Тюменскойобласти, на сегодняшний день из нихдоступно 90. Летом текущего годаготовятся к запуску еще 80 услуг, аостальные – в течение 2014 года.Пожалуй, самым долгожданным дляжителей региона было открытие модуля «ЖКХ – оплата коммунальныхуслуг через Интернет». Количествозарегистрированных пользователейпортала госуслуг, а также получателей электронных услуг ежедневнорастет.

В чем секрет быстрой и качественной обработки данных?

Наиважнейшим элементом «Электронного правительства» является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Данная система обеспечивает возможность защищенного и юридически значимого обмена сведениями, хранящимися в ведомственных информационных системах муниципального, регионального и федерального уровней. Благодаря механизмам СМЭВ, не только оперативно и без потерь осуществляется обмен информацией между ведомствами, но и значительно повышается уровень контроля сроков и качества оказания услуг. На сегодня через СМЭВ уже можно запросить информацию более чем из 50 баз данных федеральных структур: налоговой службы, Пенсионного фонда, Росреестра, ГИБДД и так далее.

Позволяет ли «Электронное правительство» связаться с правительством реальным?

Конечно, в регионе функционирует официальный портал органов исполнительной власти Тюменской области – www.admtyumen.ru – площадка для обратной связи с населением: здесь работают блоги первых лиц региона, где всегда можно высказать свое мнение и получить ответ, действует электронный сервис отправки обращений граждан. Кроме того, на сайте размещена полная и актуальная информация о деятельности органов власти, а также все необходимые контактные данные.

Что вы делаете для того, чтобы электронные услуги, сервисы стали доступными для всех категорий граждан?

Параллельно с проектом «Электронное правительство» мы реализуем масштабный проект «Расширяя горизонты», направленный на повышение уровня компьютерной грамотности населения и доступности сети Интернет. Программа «пилотно» стартовала в 2010 году, на сегодня функционирует 34 учебных класса во всех муниципальных районах области. За два года более 73 тысяч человек прошли бесплатные компьютерные курсы – это порядка 10–12% активного населения. На 2013 год запланировано обучить еще восемь тысяч человек.

Какие трудности возникают при обучении и при получении электронных услуг?

Часто люди старшего возраста просто «боятся» компьютера. В таком случае в качестве альтернативы существует более привычный и общедоступный вид связи: по единому номеру телефона 8-800-100-12-90 специалисты Центра телефонного обслуживания помогут записаться на прием к врачу, предоставят справочную информацию о государственных и муниципальных услугах. Кроме того, до конца года мы планируем открыть сеть многофункциональных центров (МФЦ) в городе Тюмени, а к 2015 году – по всей области. МФЦ – это учреждения, в которых будут приниматься заявления на весь спектр госуслуг по принципу «одного окна». Таким образом, у жителей области не должно возникать проблем с получением государственных услуг – необходимо лишь выбрать наиболее удобный способ взаимодействия с госорганами: Единый портал государственных услуг, посещение МФЦ или обращение непосредственно в орган власти, а консультации по любому из этих способов предоставит единая информационно-справочная служба.

Интернет уже стали называть инфраструктурным элементом, как дороги или здания. В Тюменской области эта инфраструктура развивается?

Мы делаем все, чтобы Интернет стал еще более доступным для всех жителей региона. Сейчас в областном центре в популярных местах отдыха, а также культурных, образовательных и медицинских учреждениях открыто 57 точек доступа к региональной сети бесплатного Интернета TyumenFree. Пользователями точек Wi-Fi стали 60 тысяч тюменцев. В мае этого года региональная сеть бесплатного Интернета появилась также в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске и Ялуторовске.

При создании проекта «Электронное правительство» на чей опыт вы ориентировались?

При проектировании «Электронного правительства» в Тюменской области изучались наработки стран, имеющих успешный опыт подобных проектов. В частности, использовались подходы, нашедшие практическое применение в Эстонии, Сингапуре, Великобритании. Что касается субъектов Российской Федерации, то Тюменская область успешно справляется с вопросами внедрения электронных госуслуг и функционирования СМЭВ, а результаты реализации программы повышения компьютерной грамотности населения позволяют нашей области занимать лидирующие позиции в РФ наряду с другими передовыми регионами.

Универсальная электронная карта (УЭК) – еще один элемент «Электронного правительства». Какие возможности она открывает перед человеком?

УЭК – популярный сегодня IT-продукт?

Универсальная электронная карта – это прототип электронного паспорта. Я уже получил такую карту и сейчас пользуюсь ею для входа на Единый портал госуслуг, что, несомненно, более удобно, чем авторизация с помощь логина и пароля. На сегодняшний день применение УЭК предоставляет множество возможностей ее владельцам: карта содержит электронную цифровую подпись, которую можно использовать для идентификации, официально включает полис ОМС; предусмотрено банковское приложение, позволяющее рассчитываться картой как в Интернете, так и через терминалы.

Дорабатывается возможность использования УЭК в качестве электронной транспортной карты. Однако в полную силу УЭК заработает, когда станет документом, удостоверяющим личность, но это не означает отмену традиционных документов на бумажных носителях.

С начала 2012 года свыше 77 тысяч раз жители области были избавлены от необходимости обращаться в органы власти и стоять в очередях: нужные сведения были запрошены и получены в электронном виде

Каков вектор развития «Электронного правительства»?

Сегодня и в ближайшем будущем все силы направлены на увеличение и улучшение взаимодействия граждан через Интернет со всеми ведомствами и организациями, участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг, что позволит жителям области получать большинство этих услуг, не выходя из дома. Еще одна цель – расширение возможностей МФЦ и создание системы «единого окна». Ну и конечно же, оптимизация и автоматизация процессов внутри органов власти для повышения эффективности деятельности правительства области в целом.

текст Полина Волкова

фото Владимир Семёнов

Loading...