we-enter
16:07 / 6 Июль 2013

Электронная Тюменская область

Электронная Тюменская область

Информационные технологии меняют привычный образ жизни. Как они смогли повлиять на нашу власть, рассказывает Александр Албычев, директор департамента Информатизации Тюменской области.

we-enter

Проект «Электронное правительство» на протяжении нескольких лет реализуется в регионе, особенно активное развитие он получил в последние два года: растет количество новых информационных сервисов и дополнительных возможностей для пользователей. Оперативность, современность и экономичность нового формата общения оценили и чиновники, и жители региона.

«Тюмень»: «Электронное правительство» – это шаг навстречу населению. Какой отклик у наших жителей получил проект?

Александр Албычев: Основная цель проекта – сократить до минимума временные затраты и другиенеудобства, связанные с получением государственных и муниципальных услуг. С начала 2012 года свыше77 тысяч раз жители области были избавлены от необходимости обращаться в органы власти и стоятьв очередях: нужные сведения былизапрошены и получены в электронном виде. Сегодня достаточно зарегистрироваться на Едином порталегосуслуг – www.gosuslugi.ru – и получать многие услуги через Интернет. Всего на данном ресурсе будетопубликовано 306 услуг Тюменскойобласти, на сегодняшний день из нихдоступно 90. Летом текущего годаготовятся к запуску еще 80 услуг, аостальные – в течение 2014 года.Пожалуй, самым долгожданным дляжителей региона было открытие модуля «ЖКХ – оплата коммунальныхуслуг через Интернет». Количествозарегистрированных пользователейпортала госуслуг, а также получателей электронных услуг ежедневнорастет.

В чем секрет быстрой и качественной обработки данных?

Наиважнейшим элементом «Электронного правительства» является система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Данная система обеспечивает возможность защищенного и юридически значимого обмена сведениями, хранящимися в ведомственных информационных системах муниципального, регионального и федерального уровней. Благодаря механизмам СМЭВ, не только оперативно и без потерь осуществляется обмен информацией между ведомствами, но и значительно повышается уровень контроля сроков и качества оказания услуг. На сегодня через СМЭВ уже можно запросить информацию более чем из 50 баз данных федеральных структур: налоговой службы, Пенсионного фонда, Росреестра, ГИБДД и так далее.

Позволяет ли «Электронное правительство» связаться с правительством реальным?

Конечно, в регионе функционирует официальный портал органов исполнительной власти Тюменской области – www.admtyumen.ru – площадка для обратной связи с населением: здесь работают блоги первых лиц региона, где всегда можно высказать свое мнение и получить ответ, действует электронный сервис отправки обращений граждан. Кроме того, на сайте размещена полная и актуальная информация о деятельности органов власти, а также все необходимые контактные данные.

Что вы делаете для того, чтобы электронные услуги, сервисы стали доступными для всех категорий граждан?

Параллельно с проектом «Электронное правительство» мы реализуем масштабный проект «Расширяя горизонты», направленный на повышение уровня компьютерной грамотности населения и доступности сети Интернет. Программа «пилотно» стартовала в 2010 году, на сегодня функционирует 34 учебных класса во всех муниципальных районах области. За два года более 73 тысяч человек прошли бесплатные компьютерные курсы – это порядка 10–12% активного населения. На 2013 год запланировано обучить еще восемь тысяч человек.

Какие трудности возникают при обучении и при получении электронных услуг?

Часто люди старшего возраста просто «боятся» компьютера. В таком случае в качестве альтернативы существует более привычный и общедоступный вид связи: по единому номеру телефона 8-800-100-12-90 специалисты Центра телефонного обслуживания помогут записаться на прием к врачу, предоставят справочную информацию о государственных и муниципальных услугах. Кроме того, до конца года мы планируем открыть сеть многофункциональных центров (МФЦ) в городе Тюмени, а к 2015 году – по всей области. МФЦ – это учреждения, в которых будут приниматься заявления на весь спектр госуслуг по принципу «одного окна». Таким образом, у жителей области не должно возникать проблем с получением государственных услуг – необходимо лишь выбрать наиболее удобный способ взаимодействия с госорганами: Единый портал государственных услуг, посещение МФЦ или обращение непосредственно в орган власти, а консультации по любому из этих способов предоставит единая информационно-справочная служба.

Интернет уже стали называть инфраструктурным элементом, как дороги или здания. В Тюменской области эта инфраструктура развивается?

Мы делаем все, чтобы Интернет стал еще более доступным для всех жителей региона. Сейчас в областном центре в популярных местах отдыха, а также культурных, образовательных и медицинских учреждениях открыто 57 точек доступа к региональной сети бесплатного Интернета TyumenFree. Пользователями точек Wi-Fi стали 60 тысяч тюменцев. В мае этого года региональная сеть бесплатного Интернета появилась также в Тобольске, Ишиме, Заводоуковске и Ялуторовске.

При создании проекта «Электронное правительство» на чей опыт вы ориентировались?

При проектировании «Электронного правительства» в Тюменской области изучались наработки стран, имеющих успешный опыт подобных проектов. В частности, использовались подходы, нашедшие практическое применение в Эстонии, Сингапуре, Великобритании. Что касается субъектов Российской Федерации, то Тюменская область успешно справляется с вопросами внедрения электронных госуслуг и функционирования СМЭВ, а результаты реализации программы повышения компьютерной грамотности населения позволяют нашей области занимать лидирующие позиции в РФ наряду с другими передовыми регионами.

Универсальная электронная карта (УЭК) – еще один элемент «Электронного правительства». Какие возможности она открывает перед человеком?

УЭК – популярный сегодня IT-продукт?

Универсальная электронная карта – это прототип электронного паспорта. Я уже получил такую карту и сейчас пользуюсь ею для входа на Единый портал госуслуг, что, несомненно, более удобно, чем авторизация с помощь логина и пароля. На сегодняшний день применение УЭК предоставляет множество возможностей ее владельцам: карта содержит электронную цифровую подпись, которую можно использовать для идентификации, официально включает полис ОМС; предусмотрено банковское приложение, позволяющее рассчитываться картой как в Интернете, так и через терминалы.

Дорабатывается возможность использования УЭК в качестве электронной транспортной карты. Однако в полную силу УЭК заработает, когда станет документом, удостоверяющим личность, но это не означает отмену традиционных документов на бумажных носителях.

С начала 2012 года свыше 77 тысяч раз жители области были избавлены от необходимости обращаться в органы власти и стоять в очередях: нужные сведения были запрошены и получены в электронном виде

Каков вектор развития «Электронного правительства»?

Сегодня и в ближайшем будущем все силы направлены на увеличение и улучшение взаимодействия граждан через Интернет со всеми ведомствами и организациями, участвующими в оказании государственных и муниципальных услуг, что позволит жителям области получать большинство этих услуг, не выходя из дома. Еще одна цель – расширение возможностей МФЦ и создание системы «единого окна». Ну и конечно же, оптимизация и автоматизация процессов внутри органов власти для повышения эффективности деятельности правительства области в целом.

текст Полина Волкова
фото Владимир Семёнов

we-enter