15:08 / 21 августа 2012

Бизнес-цивилизация в Тюмени

Журнал «Тюмень» публикует интервью с заместителем губернатора Тюменской области Сергеем Дегтярем. Разговор был приурочен к Всероссийскому форуму «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов», который прошел в Тюмени 23 мая. Сергей Анатольевич рассказывает об институте франчайзинга в Тюменской области: ход развития, преимущества, польза, особенности и перспективы.

По мнению нашего собеседника, заместителя губернатора Тюменской области Сергея Дегтяря, потребительский рынок на сегодняшний день является наиболее развивающимся сектором российской экономики, и Тюменская область в этом не исключение.

В 2011 году доля торговли в структуре валового регионального продукта Тюменского региона составила 16% и тем самым оказалась на 2-м месте после обрабатывающих производств; доля занятых от общего количества в экономике области – почти 13%. Что характерно, за последние пять лет в два раза выросли торговые площади. Сейчас стоит задача перехода от количественных показателей к качественным, а для этого необходимы серьезные структурные изменения и использование современных экономических механизмов.

«Покупаем тюменское», присматриваясь к именитым брендам

Тюмень: Сергей Анатольевич, мы беседуем с вами в просторном здании Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа, нашего технопарка, в создании и работе которого и вы приняли деятельное участие. Весной этого года здесь прошел форум по франчайзингу, который стал заметным событием, но оставил и ряд вопросов. В частности, у нас много говорится о необходимости защиты региональных товаропроизводителей, малого бизнеса. И в то же время в самом бизнесе делается ставка на франчайзинг. Эти вещи не противоречат друг другу?

Сергей Дегтярь: Нет, не противоречат, более того, они дополняют друг друга. Мы ни в коем случае не разделяем наши усилия по реализации проекта «Покупаем тюменское» с франчайзингом. Просто понятно, что жить вне какого-то общего экономического, рыночного пространства, в которое мы уже отчасти интегрированы, невозможно. А с вступлением в ВТО будем интегрированы еще и в мировую экономику. Это очевидно. И сегодня вариться в собственном соку и довольствоваться доморощенными, в хорошем смысле, наработками не то чтобы неправильно, а несправедливо по отношению к экономике Тюменской области. С одной стороны, мы привносим в нее новые знания, бизнес-технологии, которые несут с собой франшизы извне, прежде всего мировые бренды, а с другой, на последнем форуме по франчайзингу в основном подписывались договоры по продаже наших, региональных франшиз. Такие компании, как «Мебельвилль», «Этажи», «Кванта Плюс», «Максим», «Арсенал+», которые родились в нашем регионе, выросли до того уровня, когда можно тиражировать свой опыт, методы работы. Более того, мы видим определенную синергию в части франчайзинга, его полную адаптацию к проекту «Покупаем тюменское».

ТМН: Тюменская фанера поставляется во многие страны мира, 75% тюменской мебели идет на экспорт. Тюмень еще может дать какие-то новые бренды, которые будут востребованы если не за границей, то в других регионах? И как правительство области намерено стимулировать этот процесс? Ведь проще купить франшизу, чем создавать что-то свое, вкладывая собственные деньги, раскручивая бренд, занимаясь продвижением товара.

С.Д.: В Тюменской области реализуется региональная программа развития торговли, основной целью которой является удовлетворение потребностей в качественных товарах и услугах населения с разным уровнем доходов.

Так, например, стимулирование потребительского спроса у населения с невысокими доходами осуществляется путем и за счет создания сельскохозяйственных рынков посредством бюджетного финансирования затрат на подводящие коммуникации, в соответствии с действующим постановлением правительства области.

Для потребителей среднего и высокого уровня доходов региональной программой предусмотрено развитие института франчайзинга.

Правительством области принято решение о поддержке субъектов малого предпринимательства сферы торговли, которые могут получить грант на безвозвратной основе с целью создания собственного бизнеса, в том числе на оплату паушального взноса по договору коммерческой концессии в сумме до 300 тысяч рублей. И данный механизм работает. К примеру, гостиница «Спасская» уже получила грант, реализовав свой проект. В 2011 году через Фонд микрофинансирования Тюменской области были выделены микрозаймы на приобретение франшиз в размере 3 млн 200 тысяч рублей, и это только начало.

Достойным примером успешного частно-государственного партнерства в сфере развития регионального франчайзинга является региональная программа «Расширяя горизонты», цель которой – повышение компьютерной грамотности жителей области. Региональная компания «Арсенал+», партнер программы, успешно тиражирует франшизу, о чем свидетельствует открытие в муниципальных образованиях 18 центров продаж, где представлена линейка социальных компьютеров. Безусловно, такое взаимодействие интересов власти и бизнеса позволяет получить мультипликативный эффект.

 

 

ТМН: Как развитие франчайзинга может изменить конкурентную борьбу на внутреннем потребительском рынке? Говорят, что открытие одного супермаркета под известным брендом убивает 2–3 магазина шаговой доступности.

С.Д.:  Мы не навязываем потребителю какой-то определенный формат, а создаем равные условия и для магазинов шаговой доступности, и для торговых сетей. Если в чем-то проигрывают крупноформатные предприятия, то выигрывают в цене за счет крупных оптовых поставок. Но для магазинов шаговой доступности остается своя ниша: они в большей степени заточены на сохранение своей конъюнктуры, у них меньше торговый оборот, но есть свои постоянные покупатели. Думаю, что в сфере торговли у всех найдется свое место. Что касается конкуренции. Сегодня в регионе назрела острая необходимость в создании новых современных объектов придорожного сервиса с качественно иным уровнем обслуживания и более широким спектром предоставляемых услуг. К сожалению, здесь сегодня почти полностью отсутствует конкурентная среда.

Поэтому содействие развитию придорожного сервиса стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства области. Использование франчайзинговых технологий в данной сфере не только позволит быстро и качественно поднять уровень развития придорожной инфраструктуры, но и будет способствовать совершенствованию сопутствующих отраслей и местности в целом. Работа по выбору франшиз применительно к придорожному сервису активно проводится совместно с Российской ассоциацией франчайзинга.

Франчайзинг как фактор бизнес-цивилизации

ТМН: Практика показывает, что в малом бизнесе трудовые договоры либо не заключаются, либо заключаются на минимальную зарплату. Остальная часть выплачивается по теневой ведомости. Как вы думаете, работа под известным брендом заставит предпринимателя соблюдать закон?

С.Д.: Я думаю, что отношения работодателей, осуществляющих деятельность по франшизе, с работниками кардинально меняются, так как любая негативная информация о бренде, неважно, где он представлен, серьезно портит репутацию компании. Кому из именитых владельцев захочется прочитать на сайте прокуратуры, к примеру, что руководители предприятия, работающего под этим именем, были оштрафованы за выдачу зарплаты в конвертах или ее задержку? Это серьезный удар по бренду. Такое трепетное отношение к нему предполагает цивилизованную форму не только торговли, но и трудовых взаимоотношений. Договор франшизы или коммерческой концессии – это объемный документ, в котором все подробно расписано, начиная с того, какого размера должны быть буквы на вывеске, и заканчивая отношениями с клиентами.

ТМН:  Собственник бренда контролирует соблюдение этого договора?

С.Д.: Вы знаете, такой контроль становится еще эффективнее, чем можно представить. Цена франшизы, которую покупает местный предприниматель, достаточно высока – доходит до полутора, а то и трех миллионов рублей. И никто не хочет, заплатив за франшизу такие деньги за год, лишиться права использования бренда через три месяца. Правила очень жесткие. Просто приезжают, снимают вывеску, лишают компанию имени – и работай дальше как хочешь.

Содействие развитию придорожного сервиса стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства области

ТМН: Если говорить о Тюмени как о площадке для развития франчайзинга, то какие преимущества вы бы отметили – логистические, инфраструктурные, рыночные, административные?

С.Д.: Нет пределов совершенству, но то, что у нас представлены если не все, то многие известные бренды, говорит само за себя. Разумеется, мы будем наращивать присутствие этих имен, цивилизованных, прогрессивных бизнес-технологий, и для этого прежде всего важна городская среда. Чтобы было комфортно всем. Очень хорошо, что все известные бренды сегодня уже пересматривают свой стереотип – заходить только в города-миллионники. Они от этого отошли, и Тюмень как раз одной из первых заставила их сделать корректировку своих маркетинговых предпочтений. Успешное развитие регионального франчайзинга невозможно без взаимодействия с органами местного самоуправления. В настоящее время мы проводим активную работу по привлечению муниципалитетов к развитию института франчайзинга. В городах и районных центрах проходят выездные семинар-совещания, на которых мы разъясняем предпринимателям преимущества внедрения франчайзинга, консуль-тируем по вопросам государственной поддержки, проводим презентации франшиз.

Кроме того, приход иностранных и федеральных франшиз в регион способствует повышению конкуренции и, как следствие, развитию региональных, которые, в свою очередь, отработав эту технологию на малых городах и сельских населенных пунктах своего региона, смогут тиражировать ее в другие субъекты Российской Федерации, а затем, возможно, и за ее пределы.

Сигнал к действию

ТМН:  Что конкретно дает франчайзинг экономике Тюменской области?

С.Д.: Применение франчайзинга способствует нашей главной цели – формированию цивилизованного регионального потребительского рынка.

Данная бизнес-технология создает стимулы для взаимодействующих на данном рынке сторон, в том числе для потребителей – в приобретении все более качественных товаров и услуг; для девелопмента и инвестиционных компаний – в развитии достойной инфраструктуры, в том числе строительстве бизнес-центров и объектов торговли современных форматов; для предприятий потребительского рынка – в повышении качества реализуемых товаров и услуг.

Мероприятия по содействию развитию франчайзинга в Тюменской области с 2010 года осуществляются в тесном взаимодействии и сотрудничестве с Российской ассоциацией франчайзинга.

Одним из последних совместных мероприятий является прошедший в мае текущего года Всероссийский форум-выставка «Франчайзинг: новый потенциал в развитии регионов». Форум собрал в Тюмени более 300 участников из 11 регионов России, что стало неким сигналом к более эффективному развитию франчайзинга на территории области.

В этом году партнером данного мероприятия выступили комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, а также Сбербанк России.

На форуме, проведение которого курировал непосредственно губернатор области Владимир Якушев, состоялось подписание девяти соглашений о заключении договоров коммерческой концессии в сфере потребительского рынка, из них в семи как франчайзеры выступили местные предприниматели с собственными брендами.

Применение франчайзинга способствует нашей главной цели – формированию цивилизованного регионального потребительского рынка

Состоявшийся в рамках майского форума круглый стол на тему «Франчайзинг – инструмент развития муниципальных районов» позволил участникам рассмотреть вопросы продвижения франчайзинга в малые населенные пункты региона, преимущества развития данной технологии применительно к указанным местностям; изучить опыт работы местных франчайзеров в малых городах и сельской местности; презентовать банковские продукты для малого бизнеса; выстроить схему взаимоотношений власти и бизнеса.

Отмечу, что рассмотрение вопросов и практики других субъектов Российской Федерации по развитию франчайзинга на региональном уровне является живым и актуальным, поэтому нам видится целесообразным – и эта идея поддержана губернатором Тюменской области – в качестве ежегодной площадки для обмена опытом и обсуждения перспектив развития регионального франчайзинга использовать город Тюмень.

Текст: Алексей Носиков

Фото: Владимир Семёнов