we-enter
17:09 / 16 Сентябрь 2015

Над съемочной площадкой

Над съемочной площадкой

Как российский разработчик беспилотников покоряет Голливуд.

we-enter

Владимир Белый построил бизнес на стыке дизайна и инженерного дела. Теперь дроны его компании используют кинопроизводители в России и на Западе.

В знойный июльский день два года тому назад российский робототехник Владимир Белый проснулся в вагончике съемочной группы фильма «Ярость». В Голливуде он участвовал в съемках блокбастера –  предоставлял дроны и системы стабилизации кинокамер. Спустя четыре дня Владимир понял, что хочет открыть собственное дизайн-бюро, конструирующее роботизированные системы для кино.

Интерес к съемкам и роботам у Белого появился в молодости. Образование он получил двойное – дизайнера и инженера автоматических систем управления. Еще в институте вместе с другом основал студию, где партнеры занимались дизайном интерьеров, снимали рекламные и корпоративные ролики, используя непопулярные тогда цифровые технологии. Со временем появились серьезные заказы –  корпоративные документальные фильмы для РЖД, программы для MTV и региональных телекомпаний. Но партнеров тянуло к настоящему полнометражному кино.

«Мы обращались на разные киностудии, но получить удалось только стажировку по кинопроизводству и режиссуре рекламных видеороликов», –  вспоминает Белый. В начале 2000-х он с партнером продал бизнес и занялся новым делом –  организацией мероприятий

 

Инженерное прошлое

Скоро в жизни Белого всплыло инженерное прошлое. В 2006 году знакомый предложил ему работу, от которой не смог бы отказаться ни один инженер, –  заняться разработкой человекоподобных роботов. Следующие пять лет Белый провел в секретном государственном производственном объединении (выполняет заказы для Роскосмоса и Министерства обороны) и получил хорошую профильную подготовку.

В 2011 году вместе с несколькими партнерами он зарегистрировал фирму Alpha Smart Systems. На старте в проект было вложено около $1 млн, из которых 2 млн рублей –  гранты посевного фонда Microsoft и фонда имени Бортника, остальное –  собственные средства. На эти деньги группа из нескольких человек занялась разработкой систем распознавания мимики и эмоций человека.

Через год партнеры предложили Белому возглавить венчурный фонд, инвестирующий в проекты в области робототехники и искусственного интеллекта. Предприниматель понял, что принять предложение может, только повысив квалификацию. В это время основатели Alpha Smart Systems как раз подумывали открывать офис в США, и Белый понял, что самое время отправиться в Нью-Йорк учиться на специалиста по венчурным инвестициям.

В Нью-Йорке предприниматель познакомился с сотрудниками BBC, которые заинтересовались разработками Белого и решили приобрести их для проведения съемок. Через телевизионщиков Белый познакомился с голливудскими кинопроизводителями, которые предложили россиянину поработать техническим субподрядчиком на съемках фильма о Второй мировой войне под названием «Ярость». По чистому совпадению исполнительным продюсером этого фильма с бюджетом $80 млн стал сын экс-главы «Газпром Медиа холдинга» Михаила Лесина Антон, а на главную роль пригласили Брэда Питта.

Для съемок «Ярости» Белый разработал конструкцию робота-вертолета для съемок с воздуха (в киноиндустрии их называют дронами), а также приспособления для камер –  систему стабилизации и устройство для дистанционного контроля фокуса

Через несколько месяцев, завершив проект в Лос-Анджелесе и учебу в Нью-Йорке, вдохновленный разработчик вернулся в Россию, где решил развивать разработки для киноиндустрии.
 
 
 

«Нет даже дюймовых болтов»

В России тема коммерческих дронов только набирала популярность. Использование их ограничивалось доставкой грузов при помощи устройств преимущественно китайского производства. По разным оценкам, в 2012 году в России было продано несколько сотен беспилотников, через год –  тысяча, а сейчас общее количество используемых аппаратов составляет около 50 000 штук. Объем мировых продаж в 2014 году, по оценке партнера инвестиционного фонда Kleiner Perkins Caufield & Byers Мэри Микер, составил 1,5 млн штук ($750 млн). Одной из первых продвигать дроны в России начала компания CopterExpress –  в 2013 году она занялась разработкой собственных конструкций, но, по словам основателя Олега Парфиленка, большим спросом продукция не пользовалась.

Белый решил, что самое время организовывать собственное производство. «Для начала мы с коллегами разобрали конструкции почти всех существующих импортных марок, изучили все плюсы и минусы», –  вспоминает он.

Над первым дроном инженеры корпели около трех месяцев. Белый рассчитывал на российские комплектующие, но оказалось, что в стране никто не производит не только подходящих двигателей, но даже дюймовых болтов. Двигатели пришлось заказывать в Китае и Германии.

Производство несущих конструкций Белый заказал на небольших частных производствах в Магнитогорске, Сергиевом Посаде, Москве и Борисове. Разработку «мозга» для дронов –  полетных микроконтроллеров, позволяющих управлять аппаратом, –  Белый организовал в собственной лаборатории, для чего нанял четырех инженеров. Еще три человека занялись финальной сборкой аппаратов. Двух программистов взяли для написания программного обеспечения, загружаемого в дрон. С его помощью устройство без участия человека может летать по заданному сценарию, выполнять маневры, в том числе облетать препятствия. За всю историю компании с задачей не справились всего три дрона –  потерпели крушение во время краш-тестов.

Сейчас на разработку дрона под специфические задачи уходит около месяца, на сборку –  не более трех дней. В год компания производит около 150 беспилотников 15 различных модификаций, каждый из которых стоит в среднем 1-1,5 млн рублей при себестоимости около 700 000 рублей. Некоторые специализированные беспилотники могут обойтись заказчику в 30 млн рублей. Фирма Белого не единственная в России использует дроны для киносъемок, но никто кроме нее не разрабатывает собственные.

Годовая выручка компании от оказания киноуслуг –  около $1,5 млн. Две трети приходится на сдачу в аренду дронов с пилотным сопровождением (120 000 рублей за съемочный день), еще 20% дает производство радиофокусов для дистанционного контроля фокусом камеры на расстоянии (именно такой аппарат использовался на съемках «Ярости»)

Остальное –  производство сопутствующих изделий –  полетных контроллеров, систем стабилизации камеры, манипуляторов, модулей защиты от столкновений, а также обучение их пилотированию (месячный курс –  около €1000).

Среди заказчиков Белого есть как российские, так и американские и европейские продюсерские компании. Этим он тоже отличается от конкурентов. «Мы не работаем на зарубежном рынке, здесь заказов хватает», –  утверждает Павел Фадюшин, владелец компании TV Copter, которая также сдает в аренду дроны для кино- и телесъемок. Стратегию Белого легко объяснить: в России за съемочный день фирма получает обычно не более 120 000 рублей, в Голливуде –  около $15 000, по нынешнему курсу –  в восемь с лишним раз больше. Есть у предпринимателя и «нетематические» клиенты. Так, для владельца нью-йорского кафе Carcosa и туристической компании Besttours Джеймса Бонни команда Белого с помощью дронов снимала рекламные ролики. «Российские дроны не уступают по качеству и в три раза дешевле американских», –  утверждает заказчик.

В 2014 году через общих друзей в Facebook Белый познакомился с продюсером и режиссером Сариком Андреасяном и тот предложил ему принять участие в съемках фантастического боевика «Защитники» с бюджетом 320 млн рублей. В мае нынешнего года дроны Белого уже бороздили небо над съемочной площадкой. 

Источник: Forbes

we-enter