we-enter
13:05 / 27 Май 2013

Владимир Якименко: воспоминания о будущем

Владимир Якименко: воспоминания о будущем

В Тюменской области я оказался в 1952 году. На Севере в то время ловили рыбу, добывали пушнину, пасли оленей. Промышленное бу­рение, освоение недр Севера начали в 1954-м, однако в преданиях ненцев […]

we-enter

В Тюменской области я оказался в 1952 году. На Севере в то время ловили рыбу, добывали пушнину, пасли оленей. Промышленное бу­рение, освоение недр Севера начали в 1954-м, однако в преданиях ненцев и ханты были рассказы о том, как горят огни. Когда в ЯНАО люди выходили к болотам и озерам, они часто наблюдали нефтяные и керосиновые пятна неизвестного происхождения. Кроме того, гео­логи в 30-х годах XX столетия, по своим наблюдениям, отмечали перспективу нефтега­зоносности нашего региона. Поз­же сформировалась комплексная геологоразведочная экспедиция, возглавляемая Вадимом Бованен­ко, которого я хорошо помню. Мне и моим друзьям посчастливи­лось познакомиться с этим заме­чательным человеком в Салехар­де, где мы учились в школе № 1.В городе на месте церкви была спортивная школа. Она стала для меня и моих друзей дорогой к хра­му высокого человеческого духа, благородства, красоты. Здесь Вадим Дмитриевич после весенних, летних и осенних полевых работ, после ко­лоссальной нагрузки часто играл в баскетбол вместе с коллегами и моими товарищами, а я занимался спортив­ной гимнастикой. Это был образованный, интеллекту­альный и контактный человек, несмотря на занимаемый пост (руководитель экспедиции ЯНКГР. –Прим. ред.). Я и мои друзья до сих пор удивляемся, почему в Салехар­де не установлен в его честь памятник.

В 1965 году я уехал учиться в Москву. За время учебы и после нее мне удалось побывать во многих уголках стра­ны, и вот что отметил: душевные качества людей Край­него Севера часто на порядок выше. Мне никогда не при­ходилось сталкиваться с национальной неприязнью. Люди Севера всегда были открыты друг для друга, не за­пирали дверей, а если случалась пурга и дома заносило снегом по крышу, то откапывали их все вместе. Навер­ное, жизнь в сложных климатических условиях особым образом сближает людей.

Тюменская область – прежде всего энергодобывающий регион, и это наше самое большое преимущество. Однако есть немало других точек роста

У этого края уникальная история, и здесь происхо­дило разное. Вблизи Салехарда пролегала знаменитая 501-я стройка, где не только погибали невинные люди, но и содержались преступники, власовцы, убийцы детей. Од­нажды меня, маленького, украли заключенные, тащили в мешке вдоль женской колонии. Тогда женщины отбили меня у них, спасли жизнь. Люди, родившиеся и выросшие на высоких широтах Тюменского Се­вера, отличаются сегодня от общей массы: сильные, честные, способ­ные сопереживать и оставаться не­равнодушными к чужому горю.

С точки зрения природно-ре­сурсного потенциала Тюменская область – прежде всего энерго­добывающий регион, и это наше самое большое преимущество. Однако есть немало дру­гих точек роста. Юг Тюменской области перспективен в сельском хозяйстве, мы уже кормим сами себя, а способны прокормить страну. Есть все предпосылки развития про­мышленности, в том числе деревообрабатывающей, судо­строительной и других. Очень важно при этом не хищни­чески расходовать ресурсы, а постоянно их возобновлять. На территории от северной части Ямала до Алтайских гор под землей обнаружены запасы пресной воды. Это еще один кусок «пирога», который нам достался.

Другое несомненное достояние нашего региона – при­рода. Если вы хоть раз в жизни видели цветущую весной тундру, когда солнце не заходит за необъятный горизонт, вы поймете это. В этом зрелище – космос.

 

Автор колонки: Владимир Якименко, действительный член Евро-Азиатского астрономического общества (Международного астрономического союза), преподаватель ТюмГУ

Иллюстрация: Марат Салимжанов

we-enter