we-enter
11:02 / 2 Февраль 2015

У страха глаза велики

У страха глаза велики

Предпосылок для экономического кризиса нет, уверена Наталия Орлова, руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка (Москва).

we-enter

Россияне судят о положении страны по данным на табло валютных обменников. Специалисты руководствуются не только этим, но все мы едины в неустанном отслеживании курса.

В 2008 году курс доллара вырос с 23 до 37 рублей. В 2014 году – с 34 рублей в начале до 54 рублей в конце*. Но в 2008 году рубль падал на фоне глубокой экономической рецессии. В 2009-м ВВП снизился на 8%, а показатели промышленного производства – на 15% ежемесячно. Сегодня же они демонстрируют относительный рост, да и ВВП хоть в небольшом, но плюсе. Тревогу усиливает внешняя ситуация. Обвал цен на нефть, по сравнению с 2008 годом, не сопоставим, но похож. Будет ли восстановление 90, 100 или 70 долларов – большой вопрос: играет роль технологический фактор сланцевой революции, повышение процентной ставки и вероятность оттока капиталов с нефтяного рынка. Однако не стоит сразу и радикально менять прогнозы, правда обычно где-то посередине, после падения подъем неизбежен. Мировая экономика в целом чувствует себя более комфортно, нежели шесть лет назад, несмотря на рецессию в некоторых европейских странах.

К внутреннему кризису может привести фактор внешнего долга. Сейчас у государства он составляет около 3–4% ВВП, корпоративный – около 20%, банковский – всего 10%. В первые два квартала 2014 года, несмотря на санкции, корпорации и банки могли наращивать внешний долг. В третьем квартале погашения составили примерно 16 млрд долларов, несмотря на то что Центробанк прогнозировал 50 млрд. Иностранные банки могут не давать новые кредиты, но частично пролонгировать существующие.

Наш бюджет накопил зависимость от цены на нефть. Во избежание дефицита баррель должен стоить 98 долларов. Если на следующий год цена останется в границах 70–80 долларов, небольшой дефицит неизбежен. Ситуацию стабилизируют резервные фонды, низкий долг по ВВП и возможная необходимость привлекать средства с финансового рынка. Но давайте учитывать то, что многие развитые страны живут с объемом долга по ВВП, достигающим 200%, и это считается нормой. Бюджетная политика станет жестче. Экономить и не позволять лишних трат в период замедления роста – наиболее верное решение.

Дуализация тоже не вызывает опасений. В 2008–2009 годах прирост валютно-розничных вкладов от населения составил 26 млрд долларов, за десять месяцев 2014 года снизился на миллиард. Люди научились управлять своими рисками: сейчас доля валютных кредитов составляет всего 2% вместо 15% в 2008 году. По всей видимости, в 2015 году продолжится повышение процентных ставок, поскольку равновесные ставки по экономике еще выше – порядка 10% от установленных Центробанком.

Страна зарабатывает на торговле: вопреки стоимости нефти сальдо текущего счета – положительное. Сокращение объемов импорта окажет нам поддержку

Говорить о перспективах можно с изрядной долей риска. В прошлый раз считалось, что экономика вернется к росту в 4–5%. Наша реальность демонстрирует подъем в 1%, а потенциальный рост оценивается в 1–2% из-за слабой динамики инвестиций в последние два года. Инфляция имеет все шансы достигнуть 10–12% к середине 2015 года. Это бросит вызов политике Центробанка и модели роста, последние годы опиравшимся на потребление. Реальные доходы снизятся, процентные ставки повысятся, что заставит нас скорректировать свои потребительские стандарты. Хотя в 2008 году качество кредитных портфелей банков было лучше: 1% просроченных кредитов, сегодня 4–6%.

В связи с этим на экономический рост не повлияет розница. Положительную динамику могут продемонстрировать компании, занимающиеся обработкой, металлургические предприятия, обслуживающие различные крупные инфраструктурные проекты. В некоторых регионах может обеспечить общий рост импортозамещение, связанное с сельским хозяйством. Нынешний курс облегчит жизнь тех предприятий, которые конкурировали с импортной продукцией, в небольшой степени – тех, кто занимался экспортом.

 

автор колонки Наталия Орлова,
главный экономист,
руководитель Центра
макроэкономического анализа
Альфа-Банка (Москва)

журнал tmn  № 6/21 (декабрь 2014–январь 2015)

 

 

we-enter