13:08 / 4 августа 2015

Сергей Шатохин

С. Шатохин

Управление фирмой: базовые константы от природы

Законы природы универсальны для управления любыми объектами, в том числе наделенными интеллектом. Пока не существует признанных доказательств этой гипотезы, однако наука постепенно выявляет эти божественные (не ищите религиозного смысла), то есть исходные и вечные закономерности самоуправления материи. Определенные обобщения базовых законов такого самоуправления сделали философы. При этом самые дальновидные из них поняли, что данные константы распространяются и на социальную материю, то есть объекты, наделенные способностью думать и действовать в соответствии с выбранными решениями. Также они распространяются и на собственно процесс мышления людей.

Это позволяет, как мне представляется, использовать универсальные законы саморазвития (самоуправления) природы для формирования базовых констант управления (развития) интеллектуальными объектами, в том числе организуемыми в ходе развития общества для производства продукции и услуг. Знание этих неизменных во времени матриц миропорядка даст возможность предпринимателям успешно вести свой «корабль» в любых экономических условиях и на любом этапе жизненного цикла компаний.

Думается, что при выстраивании управления компанией мы должны всегда и прежде всего иметь в виду главную природную константу – постоянство саморазвития, то есть мироздание всё время меняется, и эти изменения ведут, в одних случаях, к угасанию жизнеспособности объекта, а в других – к росту его способности влиять на окружающий мир. Отслеживать внешние изменения рыночной среды, в которой развивается компания, ее внутренние изменения, формируемые внешним воздействием этой среды и жизненной позицией персонала, – главная задача владельца предприятия и руководителя. Чтобы оставаться востребованным на рынке, надо всё время соответствовать изменяющимся потребностям общества, а еще лучше – предвосхищать их. Ведь будущее всегда уже присутствует в жизни, просто мы плохо умеем определять, какое оно. Поэтому для предпринимателя не праздное занятие – размышлять о будущем.

Заглядывая за горизонт бытия, менеджмент компании будет способен генерировать ее изменение в нужном направлении, в требуемые сроки и в возможных масштабах

Еще одна константа природы – масштаб объекта имеет значение для саморазвития. Чем больше компания, тем медленнее идут и проводятся в ней внутренние изменения, тем единообразнее внутреннее строение и ограниченнее внутренняя свобода ее структурных элементов. Но в то же время масштаб предприятия гарантирует ему повышенную безопасность от внешних воздействий, огромные возможности в быстром маневре корпоративными ресурсами в случае любых внешних форс-мажорных обстоятельств, мощный потенциал «гравитационного» притяжения и захвата внешних малых объектов, обладающих более высокой предпринимательской свободой.

Логика и скорость изменений диктуется предпринимателю не только масштабом компании, но такими вечными константами, как законы диалектики природы. Поэтому надо помнить о константе перехода количественных изменений в качественные и что эволюционные по характеру количественные изменения обязательно накапливают такую критическую массу, когда качество объекта развития (управления) меняется в критически ограниченные сроки. А это требует от владельца бизнеса систематического контроля трендов изменений и манипулирования ими.

Другой диалектический закон – отрицания отрицаний – обозначает константу повторяемости саморазвития материальных объектов, его движения во времени по спирали к исходному положению (состоянию), но на более высоком (низком?) уровне этой спирали развития. Понятно, что выявление спиральной траектории – это пока не предпринимательского ума дело, здесь главное понять, что свое будущее надо искать в собственном прошлом, и тогда возможно направить изменения на корректировку будущего. А судьба предпринимателя, как и «Ивана, не помнящего родства», обычно имеет погибельную траекторию.

Еще один закон диалектики природы – это константа единства и борьбы противоположностей. Объект может существовать, только имея в своей структуре противоположные по силе воздействия элементы, а их борьба за лидерство как раз и вызывает те постоянные во времени изменения, которые мы называем саморазвитием материи. Аналогия для выстраивания управления (развития) компанией достаточно абсурдна: в компанию нужно приглашать отличных по ментальности, взглядам на жизнь и профессию людей, но, вспомните, разве не абсурдным изначально называется всё, что в дальнейшем именуют открытиями.

Поэтому берите в свои коллективы разных людей: молодых и зрелых, оптимистов и пессимистов, романтиков и прагматиков, творцов и исполнителей, – главное, чтобы они имели амбиции бороться, в том числе между собой, и объединяться за дело, которому присягнули и которому служите вы

Вспомните самое примитивное доказательство рассматриваемой здесь константы развития (управления) от природы – первый закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Только опираясь на тех, кто способен возражать, вы не провалитесь, когда вам надо будет подняться над обыденностью, потому что рожденная в споре истина делает таких, изначально оказывающих сопротивление, самыми верными союзниками, если вы их убедили в правильности своих решений. Только не выстраивайте корпоративный процесс так, чтобы все были «за», а «Баба Яга» была «против». Люди сочинили сказки, где кто-то стал положительным героем, а кто-то отрицательным персонажем, а для бизнеса всё может оказаться как раз наоборот…

Управление компанией – это, конечно, планирование, организация и контроль дела. Увидеть, как в каждом из этих процессов присутствуют и калибруют изменения в нашем деле вышеуказанные константы от природы, очень трудная задача. Но стоит пробовать, иначе дело может зачахнуть, да и жить не очень интересно…

Текст: Сергей Шатохин, генеральный директор
ЗАО «Консалтинговая компания «ПРЭФИШ»

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика