15:10 / 30 октября 2012

Предприниматель и одиночество

4e9d20

Не надеясь на помощь со стороны, предприниматели становятся сильнее. Колонка от Александра Лядова, управляющего партнера инвестфонда Dekarta Capital.

Одна встреча года четыре назад врезалась мне в память. Уже тогда известный, а сегодня один из самых успешных интернет-предпринимателей страны, делился своей болью: «Не знаю, что мне делать… Рост бизнеса определяется маркетингом, а я мало в этом понимаю. Я нанимал экспертов и пробовал все интернет-агентства, но все без толку. А ведь я топовый рекламодатель страны в этом сегменте! Я лично вынужден держать связь с сотней сайтов, торговаться, планировать рекламу, отслеживать эффект. Мне так нужна маркетинг-стратегия, но никто не может мне помочь».

В его измученных глазах была тоска. Нет, не только от объемов работы и числа проблем. Это была тоска чрезвычайно одинокого человека. Он был один на один с реальностью вокруг него. Он отчаянно жаждал помощи снаружи, какой-то опоры, поддержки и перепробовал ради этого все, что мог, но снова остался один. Как и вчера, позавчера, год назад, всегда…

В его измученных глазах была тоска. Нет, не только от объемов работы и числа проблем. Это была тоска чрезвычайно одинокого человека

В моем любимом фильме «На грани» (The Edge) миллиардер (Хопкинс) и продюсер (Болдуин) терпят авиакатастрофу в тайге и пытаются спастись от гризли-людоеда. Их не замечает спасательный самолет, что повергает Болдуина в ужас: «Когда же он вернется?!». На что Хопкинс с тоской и твердостью в голосе говорит: «Самолет не вернется. Они будут прочесывать следующий квадрат. Нас никто не спасет. Надо идти». После приступа истерики, Болдуин медленно впитывает в сознание этот жестокий факт и встает на ноги.

Все предприниматели, которых я знаю, имеют ту же самую тоску-твердость в глазах. Они словно наблюдают раз за разом пролетающий мимо спасательный самолет и пьют эту чашу горькой правды. Их надежда на помощь извне остается жива всегда, но каждый раз в муках умирает.

Большинство людей плохо понимают эти муки. Мы растем в любви семьи, строгой заботе школы, в периметре университета, в предсказуемой структуре корпоративного мирка. При каждом нашем шаге есть некто незримый, чтобы вовремя протянуть нам «спасательный жилет». Мы привыкаем, что всегда есть начальник, коллега-эксперт, проверенный подрядчик, охрана, милиция и скорая помощь. Это напоминает одновременно зоопарк и детский вольер.

Словно десантированный в тайгу с одним ножом, предприниматель должен умудриться выжить и выйти назад к людям

Предприниматель существует в перпендикулярном мире. Там изначально нет никого, кто бы пришел на помощь. Словно десантированный в тайгу с одним ножом, предприниматель должен умудриться выжить и выйти назад к людям. Он голодает, мерзнет, замечает в темноте фосфоресцирующие глаза, ему до жути страшно, но он точно знает: «Никто не спасет. Пора идти».

В то время как все двигаются по кем-то проторенному комфортному пути, предприниматель вынужден протаптывать наощупь свою собственную тропу. Он долго ищет бизнес-модель, убалтывает-пробивает первых клиентов, ошибаясь, находит надежных сотрудников-инвесторов-партнеров, ломает-строит заново каждый кусок, защищает бизнес от «силовиков», рейдеров и конкурентов. Каждый аспект компании нов для него, для индустрии или для всего бизнес-мира. Все это делает он один.

Парадоксально, но именно принятие жестокой реальности одиночества как она есть дает предпринимателю его силу.  Загнанный в угол ум начинает лихорадочно искать решение, какое-как-когда-угодно, лишь бы вырваться из цепких когтей на волю.

Процесс поиска решения всякий раз мучителен как пытка. Встречая новую проблему, предприниматель не знает наверняка когда и как придет решение, чаще всего его долго нет – дольше, чем живет уверенность или надежда. И только когда кажется потеряно все, вдруг происходит чудо – меняется ситуация или восприятие ее, приходит идея или срабатывает отчаянный, сделанный «на удачу» ход. Найденное решение редко выглядит идеально – чаще всего оно «так странно, дико, невозможно», но именно оно помогает сделать первый-следующий шаг к свету.

И только когда кажется потеряно все, вдруг происходит чудо – меняется ситуация или восприятие ее, приходит идея или срабатывает отчаянный, сделанный «на удачу» ход

Для окружающих такая «удача» предпринимателя представляется загадкой, непредсказуемой игрой судьбы. Но для того, кто раз за разом на самом дне боли-отчаянья находил ответ, все чувствуется иначе. Предприниматель рано или поздно утверждается в своей вере в себя, а точнее — в своей внутренней силе. Это та самая сила, которая манит-тянет-двигает его прыгнуть в пугающую темноту, но именно она же ему приходит потом на помощь.

Чувствуя в себе этот могучий импульс, предприниматель начинает доверять своей силе, позволяя себе решиться на то, что выглядит немыслимым для большинства людей. Так кроме муки одиночества в глазах предпринимателя появляется уверенность и твердость.

Я регулярно потом встречался с упоминавшимся выше интернет-предпринимателем. Как вы наверное догадались, он в итоге разрешил свою маркетинговую проблему и думаю, сам того не желая, стал лучшим маркетологом страны. Его компания быстро набирает обороты, инвесторы хороводятся вокруг, медиа жаждут получить его интервью. Сегодня моего предпринимателя мучает новый «безвыходный» вопрос. Но я твердо верю, что каким-то непостижимым образом он обязательно сможет найти ответ. Как всегда сам. Один.

Материал с сайта Forbes.ru

Фото с сайта photo.absenter.org

Loading...