19:08 / 1 августа 2012

Олег Банных: «Еще раз о классах»

Автор колонки: Олег Банных, управляющий партнер Западно-Сибирского проектного центра, автор методики системного проектирования предприятия «Куб управления». Давайте заглянем в наши чуланы, набитые такими нужными когда-то вещами, или просто обозрим наши простые покупки.

Одежда, которой сносу нет, выброшенная только потому, что законодатели мод сочинили новые параметры фигуры. Авто, меняющееся через два года на новое с каким-нибудь «жутко» креативным дизайном подлокотников. Новый сто пятнадцатый сорт йогурта, от которого бактерии в животе растут на 3% быстрее, чем от девяносто девятого…

Тысячи примеров всякой ерунды, на которую мы купились, заплативши не просто деньгами, а частью своей жизни, отданной на заработок этих денег. И производитель, видимо, с чистым сердцем «скреативил» весь этот хлам как очень прогрессивную «инновацию».

Мы называем инновацией всякое дело, которое как-то изменяет мир, «двигает прогресс». Но можно ли назвать процесс новообразований в человеке развитием его организма? А хирурга, вырезающего опухоль и ликвидирующего на корню эту телесную «инновацию», отнести к ретроградам?

Большая часть того, что лежит на полках супермаркета, создана по простому принципу: изумлять народ чем-то ранее невиданным и по максимуму «монетизировать» это удивление.

Наш народ рожден для того, чтобы стать ядром «класса развития». Мы единственные, кто выдержали за последний век все три главные напасти: коммунизм, фашизм и либерализм

Большая часть того, что лежит на полках супермаркета, создана по простому принципу: изумлять народ чем-то ранее невиданным и по максимуму «монетизировать» это удивление. Моя мудрая бабушка (без единого класса образования) говаривала про такое: «Те же штаны, только взад пуговкой».

Это и есть формула работы современного «креативного» сословия, считающего себя передовым. Нашей стране нужен новый «ведущий» класс, который, за неимением более точных слов, назовем «классом развития».

Приведем несколько фактов. В конечном продукте, что мы потребляем, содержится только 7% первичного природного материала – все остальное идет в своего рода отвал. В энергии света, освещающем наши квартиры, содержится 3% потенциальной энергии первичного энергоносителя. На перемещения нашего тела по городу используется 1% энергии топлива, заливаемого в бак. 80% товаров выбрасывается после однократного использования. Один автомобиль вырабатывает 10 тонн отходов. Капитал двух сотен самых богатых семей мира равен доходу 50% населения всего земного шара. Один миллиард людей постоянно голодает. Каждый год исчезает 13 млн га леса. В мире потеряно 40% пахотных земель…

Исправление этих и подобных им глупостей и несправедливостей не по силам ни буржуа, ни «креативному классу», ибо всего этого они попросту не видят: их балансы худо-бедно сводятся и при таком «паровозном» КПД  экономики.

Наступает время нового «класса развития», тех, кто может обновить наш одряхлевший от бессмысленного креатива мир. И он, подобно могучим рекам, берущим начало от неизвестного ключика, складывается из малоизвестных людей, находящихся сегодня незнамо где.

Это может быть и представитель нынешнего «креативного» класса, по несчастью, вынужденный умничать по поводу другого фасона рейтуз, но мечтающий о проекте нового города. И обыкновенный работяга, неравнодушный к организационному бардаку и бестолковости благоразумных начальников. И чиновник, умеющий сделать нужное народу дело, творчески обойдя частокол дурацких ограничений и потайных правил…

Уверен, наш народ рожден для того, чтобы стать ядром «класса развития». Мы единственные, кто выдержали за последний век все три главные напасти: коммунизм, фашизм и либерализм. Да, выходим мы из всех эти переделок сильно побитые, унылые и оттого часто пьяненькие. До творчества ли тут?

В нас спит то, чего не видывали ребята из Купертино и прочих «творческих долин». Эти слова не для терапии уныния и пьянства, это просто факт.

Но чтобы пережить все беды XX века, нужны были не только терпение и стойкость, но и невероятная творческая сила. Где сильнее тренируется ум и воля: при создании гаджета под лучами калифорнийского солнца и славы Стива Джобса или при производстве танка под немецкими бомбами и наганом НКВД?

В нас спит то, чего не видывали ребята из Купертино и прочих «творческих долин». Эти слова не для терапии уныния и пьянства, это просто факт. И нытье, что нам не дают делать дела, – это просто от усталости пережитого. Для пробуждения духа, конечно же, и винца бы надо поменьше, но главное – перестать валять дурака, кося под «умных» и «креативных».

Не то, чтобы фасоны штанов и пуговок – это не нашего высокого ума дело, просто, видимо, судьба наша такая – на себе испробовать и излечить всякую социальную «чуму» и прочую «холеру», которые, кажется, снова надвигаются на нас. Не до «креатива» тут…