we-enter
15:11 / 26 Ноябрь 2012

О Тюмени откровенно

О Тюмени откровенно

Блог Александра Филюрина можно читать взахлеб и с пользой для здоровья. Не так давно успешный в прошлом кавээнщик, а сейчас опытный рекламщик и бизнесмен побывал в Тюмени на конференции и, конечно, составил мнение о городе. Получилось не без иронии, зато честно.

we-enter

Судя по моим обрывочным впечатлениям, Тюмень – обычный сибирский город с историей более 400 лет. В нем есть не очень бережно сохраняемая историческая часть. Есть унылая советская застройка: хрущевки, неряшливые промзоны, типовые ДК. В нем есть вкрапления офисного и торгового новодела. Но некоторые моменты архитектуры запомнились особенно остро. Например, желтый дом с мезонином (ул. Советская, 21) – сразу вспоминается Чехов с его трогательным рассказом про Мисюсь. Или кирпичное здание с контрфорсом1 (ул. Дзержинского, 6) – на его примере можно рассказывать студентам историю архитектуры позапрошлого века. У Вознесенского «Белоснежные контрфорсы словно лошади воду пьют», а здесь красный кирпичный контрфорс завалившуюся стенку подпирает. Домики с кружевными наличниками я встречал в Томске и Иркутске, но в Тюмени впервые увидел деревянное здание в стиле модерн (ул. Челюскинцев, 3). Подумать только! Двухэтажный деревянный домик в стиле модерн, и ворота рядом тоже модерновые! А представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменской области (ул. Челюскинцев, 6, корп. 1)? Не у всякого иностранного посла есть такое посольство в Москве!

Надо понимать, что всегда по-разному город будут воспринимать его жители и внешние аудитории. Нет второго шанса произвести первое впечатление на гостей, зато есть возможность изменить облик места жительства, грамотно расставить акценты. Имидж города в основном формируется объективно и стихийно в силу исторических, экономических, географических причин. Однако в какой-то степени на него могут повлиять усилия городских властей и специалистов по маркетингу. Просто совет: попробуйте нанять архитекторов возрастом до 30 лет, получивших образование или практику в европах-азиях. А вдруг? Может, что-нибудь изменится?

Я слишком мало знаю о Тюмени, чтобы сходу ответить на вопрос, как создать из этого города бренд. Эта тема – не предмет для баловства журналистов или патриотов и достойна отдельного экономического исследования. В конечном счете придется ответить для себя: чем Тюмень будет зарабатывать в XXI веке? Да, временной масштаб именно такой.

Например, Калуга развивает автосборочный кластер. Она была первой и уже приобрела конкурентные преимущества. Новосибирск, не имеющий значимых природных ресурсов, делает ставку на развитие инновационных бизнесов (Академгородок, Академпарк) и создание в будущем машиностроительных и приборостроительных кластеров, опирающихся на инновации. Ульяновск декларирует своим приоритетом авиастроение (не знаю, насколько оправданно). У Тюмени есть сложившийся образ города нефтяников. Попробуем его развить. Итак, выводим на качественно другой уровень машиностроение, связанное с нефтедобычей, нефтепереработкой и нефтехимией. Развиваем НИИ и вузы, обучающие специалистов соответствующего профиля. Проводим мировые конгрессы соответствующей тематики. Превращаем Тюмень в нефтяную столицу мира! Специализация узкая, но понятная и не противоречит уже имеющемуся восприятию.

Подозреваю, что для меня идеального города в России просто нет. Разве что в Штатах и во Франции. Когда меня спрашивают, вернусь ли я в Тюмень еще раз, я по-доброму улыбаюсь. Позовут – приеду.

1. Вертикальная конструкция, выступающая из стены для усиления и опирающаяся на землю.

 

Текст: Александр Филюрин

Фото: filurin.ru 

we-enter