we-enter
12:05 / 5 Май 2012

О новом классе

О новом классе

Сто лет назад передовыми классами были буржуа и пролетариат. Считалось, что их соперничество, борьба труда и капитала, двигало общество вперед. Так оно было или нет, но нельзя отрицать, что за грохотом «века прогресса» стояла некая могучая Сила...

we-enter

Куда же исчезла эта сила? Где железная поступь пролетариата и змеиная изворотливость буржуа? Из многолетнего «искрения» этих двух полюсов родилось что-то, что назвали «средним классом». Типичный его представитель – нечто среднее между работягой и капиталистом. Тот, кто нашел в себе силы скопить вещей больше, чем слесарь среднего разряда, но меньше олигарха среднего пошиба: ведь принадлежность к той или иной социальной группе определяется нынче количеством потребляемого ею добра...

Одним словом, средний класс – это те самые гоголевские «господа средней руки»: не то чтобы слишком тонкие, однако же и не толстые, с крепким желудком и чичиковскими манерами. Все у господ средней руки усреднено: они должны кушать со средним чеком в N долларов, иметь машину плюс-минус «тойота» и отдыхать сами знаете где...

Средний класс – это те самые гоголевские «господа средней руки»: не то чтобы слишком тонкие, однако же и не толстые, с крепким желудком и чичиковскими манерами.

… Стоп-стоп, не возмущайтесь, господа. Я сам из этих же – «среднеруких» – и не имею права никого поучать насчет излишеств жизни. Хорошего нам всем аппетита, да и чичиковские манеры для нашего времени – верх учтивости. Но глядя на эти утробные мерки для «среднего класса», которыми меряют нас ученые головы, спрашиваю себя: разве можем мы – вот такие «середнячки» с прогрессирующим гастритом – стать ведущим классом общества, которое катится неизвестно куда?

… Наш современник, русский интеллектуал Юрий Громыко, в недавней своей книге «класс Razvitie» ставит для каждого – не только для господ средней руки – задачу сознательного «вступления» в новый ведущий класс. Это не новая партия власти, не «средний» и даже не «креативный» класс. Это сообщество людей, объединенных целью создания и продвижения глобального русского бренда «Razvitie».

Одно из главных несчастий нашего общества в том, что мы выражаем развитие через рост или через создание чего-то нового. Никто не назовет развитием человека рост новообразований в его теле. Но вот некая компания уже сто лет поит весь мир ядовитой газировкой, и статистика относит рост ее выручки к развитию пищевой промышленности. Или некоторые российские университеты год от года растут, плодя «экономоюристов», но кто скажет, что они тем самым развивают экономику, себя и тем более этих несчастных юнцов? Или в чем польза роста торгового оборота в нашем городе за счет привлечения известных мировых розничных гигантов: с точки зрения развития территории мы создали несколько «черных дыр», через которые из региона утекает ликвидность...

Последние лет двести все на свете «росло», и этот абстрактный рост стал мерилом успеха. Загляните в свои чуланы и гаражи, в которых пылятся десятки ненужных вещей: благодаря их выпуску «росли» сотни компаний, искренне считавшие, что они развивают себя и общество.

Настало время настоящего развития (Razvitie). И время людей, умеющих его организовать: класса развития. Нельзя в кратком тексте выразить смысл и признаки нового времени и свойства его ведущего класса. Но мы предлагаем в качестве главного направления журнала «Тюмень» обсуждение именно этих тем.

Почему «Тюмень»? Потому что мы уверены, что именно наш регион имеет все шансы стать регионом развития и местом рождения нового класса. Не будем обосновывать это, рисуя на глобусе векторы возможного движения мирового капитала в Сибирь и Арктику, или тем преимуществом, которое дает нам рост сырьевых бирж. Даже если мировой капитал предпочтет аравийскую пустыню нашей тундре – это не повод отказаться от развития нашего края.

Развитие начинается не там, где сосредотачивается больше денег, а там, где появляется критическая масса людей, готовых развиваться. А раз так, то почему бы глобальному бренду Razvitie не стартовать с Западно-Сибирской равнины?

Автор текста: Олег Банных, управляющий партнер Западно-Сибирского проектного центра, автор методики системного проектирования предприятия «Куб управления»

we-enter