11:01 / 30 января 2015

О кризисе с любовью

Главная_4

«Как же я люблю кризисы!» – признается Юний Давыдов, президент рекламной группы компаний RCG.

С грустью и удовольствием вспоминаю кризис 1991 года. Эти волшебные дни промелькнули, словно блокбастер: «Лебединое озеро» и бледные путчисты в телевизоре, бронетранспортеры на площадях, романтики на баррикадах…

Я, помню, тоже нарядился в свой армейский пограничный камуфляж, сунул в карман баллончик с перечным газом и отправился защищать демократию от советских танков. И где-то там, на баррикадах, я вместо Кантемировской дивизии повстречал мою первую жену – юную, безбашенную и неотразимую экстремистку. Нам было страшно и весело. Мы орали «Перемен требуют наши сердца!» и всерьез готовились погибнуть за свободу. А потом, как в кино, мгновенно наступил хэппи-энд: армия с народом, Горби освобожден, ГКЧП повержен, мы победили! Империя рушится, жрать нечего, народ ликует.

1998-й, 2001-й, 2005-й, 2008-й… Мы так часто попадали в кризисы и окончательно всех побеждали, что это занятие для русских уже стало привычкой, доброй традицией

А потом был 1993-й. Рубль рухнул, нефть рухнула, суверенный дефолт, и опять вооруженный мятеж, в город заходят войска, опять песня про перемены на баррикадах, паника в телевизоре, танки эпично лупят по Белому дому… И опять всем нам было страшно и весело. И опять все закончилось до обидного быстро: победа, на этот раз уже точно навсегда! В стране тотальная разруха, но душа поет! Вот теперь-то мы окончательно всех победили, вот теперь заживем!

Пожалуй, это были, без преувеличения, лучшие дни в моей жизни. Просто я чувствовал тогда, что нахожусь в самом эпицентре Истории. Вот какой-нибудь унылый датчанин или швед рискует 100 лет просуществовать в своем вежливом, безопасном и аккуратном мирке, но так и не испытать на собственной шкуре, не попробовать на вкус НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ. А я вместе с моей страной уже второй раз попадаю в самый настоящий кризис – просто нереальное везение!

А потом еще был 1998-й, 2001-й, 2005-й, 2008-й…Нам столько раз становилось страшно и весело, мы так часто попадали в кризисы и окончательно всех побеждали, что это занятие для русских уже стало привычкой, доброй традицией. Эх, вот ведь какое время было – страшное и веселое. Больше такого времени не производят!..

Так я думал еще недавно. Просто за последние несколько лет наша страна утратила свою буйную харизму, окружающий мир ежегодно становился все стабильнее, все предсказуемее. ВВП: +4,6% в год. Инфляция: +6,4% в год. Доллар: +5,9% в год. Нефть: +9,5% в год… С каждым годом наша жизнь становилась скучнее на 11,37%. Еще немного – и мы совсем превратились бы (страшно представить!) в Центральную Европу, в этот глобальный Дом Престарелых, в котором десятилетиями ничего не происходит, никакой жизни там нет, а есть лишь комфортное медленное доживание.

Но, к счастью, нам, русским, вновь невероятно повезло. Я уж и надеяться перестал, но в 2014 году внезапно грянул кризис, да какой мощный, девятибалльный! И похоже, в этот раз нам подфартило даже больше, чем в прошлые времена. Ведь новый кризис хоть и зародился в России, но практически мгновенно накрыл всю планету. А это дает повод верить, что он не закончится слишком уж быстро.

Улыбаетесь? Зря. Я не шучу. Я действительно убедился, что кризис – драгоценная награда. Награда и для человека, и для общества.

Западные стратеги, аналитики, политтехнологи и прочие профессиональные предсказатели будущего прикинули и посчитали, как раз-два-три: 

1. Вводим санкции, и жизнь в России становится хуже. Это раз.

2. Жизнь становится хуже, и народ начинает бунтовать. Это два.

3. Народ начинает бунтовать, и власть меняется. Это три. Вуаля!

Но что-то сразу пошло не так. Западные стратеги никак не могут понять, что творится с этой дикой, неправильной Рашей: чем ниже рубль, тем выше рейтинг Путина. Так не бывает, ведь это противоречит логике, учебникам, математическим расчетам да и просто здравому смыслу!

Просто стратеги не в курсе, что значит магическая формула «Страшно и Весело». А это на самом деле такое супертопливо, на котором русские могут ехать очень-очень долго.

Даю секретную подсказку для сил «свободного мира», которые пытаются придушить нашу «империю зла»: ребята, у нас тут все не как у людей. Если вы хотите, чтобы русские взбунтовались, все ваши санкции придется отменить, а цену на нефть вернуть обратно. Наоборот, нужно заставить русский народ несколько лет подряд жить без кризисов, сытно и стабильно, а вместо угроз и проклятий посылать нам только добрые смайлики. Вот тогда мы скоро затоскуем, утратим веру в себя, захотим что-то менять в жизни и заорем «Перемен требуют наши сердца!». Дело в том, что конкретно наши сердца этих перемен требуют регулярно, и подобная аритмия является необходимостью для нормального функционирования нашей сердечной мышцы.

Пока все вокруг хаотично бушует, штормит и мечется, нужно скорее получать удовольствие. Ведь это же так страшно и весело – снова чувствовать, что находишься в самом эпицентре Истории

Поймите! Для России кризис – фирменная стихия, естественный формат нашей жизни. Мы практически с рождения вместе с прививкой от оспы получаем первые профилактические уколы микро-кризисов и вырабатываем иммунитет. А уж повзрослев, большинство россиян становятся матерыми спецами, сталкерами, экспертами по экстремальному выживанию. Кризисный опыт и знание в России передаются из поколения в поколение, так что на этом поле с нами тягаться совершенно бессмысленно, ведь русский запас прочности гораздо, гораздо, гораздо выше.

Давайте просто прикинем на калькуляторе. Да, у вас очень много еды, айфонов и золотовалютных запасов. Вы примерно в 16 раз богаче нас, все так. Но при этом, если мы станем жить хуже на 10%, мы даже не сразу почувствуем разницу. А теперь давайте задумаемся: как поведете себя вы, непуганые и нежные граждане «свободного мира», если на те же 10% вдруг ухудшится ваша жизнь? Тут и думать не надо, плохо вам будет. А если еще 10%? Даже страшно представить, что случится! Скорее всего, вы просто начнете довольно быстро вымирать. А вам оно надо?

Поэтому, когда я слышу в западных и наших либеральных СМИ панические крики: «Грядет великий кризис! Мы все умрем!», я думаю: «Сорри, но вы то уж точно умрете. Умрете, так и не поняв, что для нас кризис – это и есть жизнь».

И еще. У читателя может сложиться мнение, что автор этих строк – «засланный казачок» или наивный дурачок. Нет, я опытный, не глупый и никак не связан с властью. У меня достаточно большой бизнес, которым я руковожу 17 лет.

Именно благодаря кризису 2008 года мы в 2009-м вдвое увеличили оборот и вошли в топ-10
крупнейших маркетинговых агентств в РФ. Секрет прост: вместо того чтобы переходить в глухую оборону, сокращаться и «оптимизировать издержки», именно в кризис необходимо агрессивно атаковать рынок. Кстати, на кризис 2014 года у меня тоже о-о-очень большие надежды. Поэтому в текущем году мы по быстрому открыли два дополнительных региональных офиса в России и еще один в тылу врага, в Майами.

Где тут логика? Просто кризис, как это ни странно, скоро кончится, я по опыту знаю. Готов спорить, что уже весной 2015 года часть санкций потихоньку отменят. И что произойдет тогда с экономикой? Все те клиенты, которые сегодня лихорадочно «режут косты», а то и вообще бегут с рынка, завтра кинутся наверстывать упущенное и этот рынок снова отвоевывать.

И тогда все эти клиенты неизбежно придут ко мне. И к вам придут, если вы тоже понимаете, что кризис – это не застой, а наоборот, самая активная движуха; время для подготовки, но не к похоронам, а к росту рынка. И тогда у вас есть великолепный шанс с этого нового рынка «снять сливки».

Только, коллеги, не нужно никому эту фишку рассказывать. Дайте спокойно умереть всем тем дурачкам, которые так искренне кричат: «Мы все умрем!» Это же естественный дарвинизм – выживает умнейший.

А сейчас, пока все вокруг хаотично бушует, штормит и мечется, нужно скорее получать удовольствие. Ведь это же так страшно и весело – снова чувствовать, что находишься в самом эпицентре Истории. Страшно и весело.

 

автор колонки Юний Давыдов,
президент рекламной группы
компаний RCG

журнал tmn  № 6/21 (декабрь 2014–январь 2015)

 

 

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика