we-enter
15:11 / 21 Ноябрь 2014

Геннадий Вершинин

Геннадий Вершинин

Культурный год в России

we-enter

автор колонки Геннадий Вершинин,
директор Института архитектуры,
дизайна и визуальных искусств
Тюменской государственной академии культуры,
искусств и социальных технологий,
заслуженный деятель искусств России,
кандидат искусствоведения, профессор

 

Меня иногда представляют бунтарем, но я всего лишь прагматик. Чтобы что-то сделать, нужен прагматизм, а не маниловские мечты, как бы было хорошо, если бы…

Трудно возразить против «года культуры», которым станет для России 2014 год. Еще лучше – десятилетие культуры или даже столетие. Потому что за год ничего не случится, кроме показухи, которой мы лучшие в мире мастера. За столетия реформ, притеснений, внешнего и внутреннего насилия россияне научились меняться лишь внешне, сохраняя свой внутренний мир, ценности и привычки. Культурный генотип, по крайней мере, пять веков тот же: и при Иване Васильевиче, и при Романовых, и при КПСС, и при модернизаторах.

И я сомневаюсь: год культуры. Какой? Цивилизация знает много культур разного порядка. Основных две: научно-техническая и гуманитарная, то есть искусство. В начале 1980-х английские ученые выявили третью – Дизайн. С большой буквы, чтобы не путать с «дизайном» как проектированием вещей. Цель Дизайна – переделать все, созданное человечеством, если оно, конечно, нуждается в том. А многое нуждается, как мы понимаем.

Говорят, что в нашей умной стране управление осуществляется больше эмоциями: хочу – не хочу, считаю – не считаю. Например, понравилась идея сократить часовые пояса – своя рука владыка! Терпите.

Я фантазирую. Допустим, великий Денис Мацуев говорит на серьезном совете: а не сделать ли нам 2014 год годом культуры, ведь худо у нас с культурой?

«А почему бы и нет?! Хорошая идея! Сделаем!»

И шумят листки, скрипят стулья и принтеры, дважды в неделю бегут отчеты, планы и программы о «мероприятиях». Планируемый результат?

Мой друг Михаил Михайлович Гардубей (известный тюменский художник. – Прим. ред.), будучи в Австрии, был поражен: все встречные-поперечные граждане знали, где Дом Хундертвассера, где какой музей. И несколько лет он повторяет: «Низкая у нас культура! Страшно низкая!» – и добавляет: «Пока наш народ будет таким дремучим, ничего-то у нас не будет: ни архитектуры, ни искусства, ни дизайна – и вообще ничего!»

Я не западник, скорее – «валенок ишимский». Но как не сравнивать? У нас растут «торгово-развлекательные» центры. А у них – «научно-развлекательные», а еще «города музыки», «дома климата»...

В лучшем в мире городе 24 года строится музей. А в одном европейском городе в последние 30 лет ежегодно сдают по 10 тысяч квадратов музейных площадей, да еще в центре города, где квадратные сантиметры по цене наших гектаров! Кстати, город тот всего в три раза больше нашего. И ведь очереди в музеи стоят!

За столетия реформ, притеснений, внешнего и внутреннего насилия россияне научились меняться лишь внешне, сохраняя свой внутренний мир, ценности и привычки

Ясно, что мир непредсказуемо быстро меняется. И главный теоретик архитектуры Чарльз Дженкс пишет: «"Семь ласточек еще не делают лета", – но складывается новая парадигма – превращение современного города в инфопространство, в котором центральную роль начинает играть искусство, а музей становится кафедральным собором».

Мы по-старому пытаемся решать все проблемы управленческими технологиями – силами «крепких менеджеров», «новыми подходами», «освоением передового опыта». Не получается. В модной книжке «Конец менеджмента» есть глава «Менеджмент душит взаимоотношения, моральные ценности и мотивацию». Авторы утверждают: «Менеджмент снижает моральное состояние коллектива и полностью уничтожает мотивацию только из-за того, что неизбежно связан с практикой иерархического управления, тогда как обратный эффект гарантирован при условии сотрудничества, участия в процессе принятия решений, творческой реализации, самоуправления и увлеченности делом». Когда мы услышим эти слова, научимся действовать подобным образом, страна наша будет не только материально богатеть, но и откроет дорогу культуре – то есть самореализации людей в личных интересах и интересах общества. Тогда и наступит эпоха культуры – всех культур.

Но это не произойдет в 2014 году.

 

иллюстрация Марат Салимжанов
Журнал tmn №1\16 (февраль-март 2014)

we-enter