12:03 / 22 марта 2014

Долгожданный кризис

Безымянцпуный

Предсказывать тяжелые времена – дело беспроигрышное. Однако, чтобы минимизировать влияние кризиса, необходимо осмысливать происходящее вокруг и улучшать свой бизнес и свое мышление в соответствии с изменениями.

Несколько дней назад мне позвонили из агентства по найму персонала и спросили, могу ли я рекомендовать им антикризисного управляющего, способного вывести компанию из затяжного кризиса. Признаюсь, вопрос меня несколько озадачил тем, что просили именно менеджера.

В тот момент я поймал себя на мысли: «Хорошо, что люди, заведшие компанию в состояние кризиса, понимают, что спасти ее самостоятельно они не смогут». Однако нам не удалось найти в моем списке подходящего антикризисного менеджера среди «свободных». Тому есть несколько причин. Но важнее всего то, что существует определенный тип менеджеров, которые любят кризисы так же сильно, как генералы – войну. В напряженной ситуации они способны раскрыть все свои таланты. Как только такой управленец выведет компанию на нормальный вектор развития, контракт с ним следует разорвать, так как он не сможет жить спокойно: ему нужен новый проект, новый вызов.

Примеры того, как люди, сделавшие состояние в период кризиса или сумевшие реанимировать свое дело, теряют всякий интерес к стабильно работающему бизнесу, достигшему «потолка», есть, наверное, у каждого предпринимателя или руководителя. Если эти люди «не находят» себя в своем бизнесе, обычно они ищут новые вызовы в политике, спорте, рискованных вложениях. Им нужен адреналин, драйв, сражение.

Есть, конечно, бизнесмены, обладающие парадоксальной чуткостью и гибкостью, способные менять свой стиль управления в зависимости от ситуации, но лично я их встречал очень мало.

Как же они действуют в условиях кризиса? Будет неправильно, подняв проблему, не обсудить пути ее решения. Вот несколько рекомендаций тем руководителям, которые хотят подготовиться к кризису прямо сейчас.

• Действуйте с учетом долгосрочной перспективы, даже в ущерб сиюминутным экономическим выгодам (сохраните лучших людей, вложитесь в эффективность и так далее).

• Концентрируйтесь на главном: на клиентах, продажах и владении рынком, – а не на активах.

• Уменьшайте бюрократизм, повышайте гибкость и скорость реакции.

• Проводите 10–20% рабочего времени в поиске новых и позитивных работников.

• Помогайте клиентам снизить затраты, оптимизируйте работу своих поставщиков и сервисных служб.

• Сделайте ваш бизнес «легким». Используйте интернет для доступа к клиентам и продажам.

• Повышайте квалификацию, тренируйте своих сотрудников, особенно продавцов.

• Концентрируйте внимание на лучших работниках, держите их в курсе событий.

• Ликвидируйте все лишнее, расставайтесь с теми, кто не разделяет перечисленные выше тезисы.

Экономический спад – это возможность увеличить свою долю на рынке. Действуйте энергичнее и позитивнее, ведь чем сложнее ситуация, тем грамотнее мы должны распоряжаться имеющимися ресурсами, тем больше вдохновения должно присутствовать в наших поступках.

автор колонки Мурат Нурпеисов,
генеральный директор консалтинговой
компании «Бизнес Капитал Групп»

Loading...