we-enter
13:03 / 19 Март 2013

Артерии Ямала

Артерии Ямала

Ямал. Здесь нет трасс. На колесах можно передвигаться только по сезонной дороге, проложенной прямо по тайге. Край земли – так называют его ненцы. Бесконечная территория, пограничная зона, крупнейший в мире регион газодобычи и невероятной красоты Север.

we-enter

Многие едут в эти края уже за самим фактом – мы были на Севере, мы это сделали! И называюткрасиво – экспедицией. Вместодорог в общепринятом понимании здесьзимники. Их делают прямо по руслам рек,притокам Оби, тайге. Десятки ледовых переправ, поселки, куда летом можно доехатьтолько по воде, глухие места...

Но Ямал становится ближе. Добраться до исторической земли князя Тайшина, природной прелести тундры, уникальной экологии края, интересных людей вскоре можно будет, не прикладывая для этого каких-то невероятных усилий. В единственный город на параллели Северного полярного круга, столицу Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Салехард возможно будет проехать на обычной машине, по обыкновенной дороге. Это для жителя средней полосы России звучит как обыденность, а для ямальца – жизненная необходимость.

Строящаяся автодорога Надым – Салехард протяженностью 330 км соединится с магистралью Сургут – Салехард и войдет всеть общероссийских дорог. Доступ к федеральным трассам получат еще шесть ямальских населенных пунктов. Дорога сможет  частично решить и вопрос доставки грузов: по прогнозам региональных властей объем грузоперевозок к 2020 году должен превысить 100 млн тонн в год. Но главное – решить проблемы изолированности столицы ЯНАО.

— Эту дорогу трудно недооценивать, – Комментирует Игорь Боркун, директор ГКУ «Дорожная дирекция ЯНАО». – Уже в этом году мы смогли пустить движение по завершенному участку и на 136 км сократить протяженность зимника – единственного пути, связывающего сейчас Салехард с Надымом. Летом здесь нельзя проехать даже на высокопроходимой технике. Дорога же станет базовой, «хребетной» для дальнейшего развития межрегионального сообщения, на пути которого много лицензионных участков, еще не освоенных недропользователями. Геологи, нефтяники, газовики уже начинают не с чистого листа, а имеют опорную сеть. Существенно снижаются затраты  на освоение месторождений. Сегодня субъект  создает инфраструктуру и вправе рассчитывать на приход туда серьезных инвесторов.

Уникальность региона как основного сосредоточения запасов углеводородов России выводит решение проблем Ямала за пределы регионального масштаба.

— Россия должна использовать свое географическое расположение,– говорит Дмитрий Варакин, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО. – Наша страна является посредником между крупным потребителем – Европой и производителем – Азией. Особая роль в этой геополитической логистике у Ямала. Поэтому успешная реализация ямальских транспортных инфраструктурных проектов, а это Северный широтный ход и строительство автодороги Салехард – Надым, – задача не только окружная, она – государственная!

Автодорога Надым – Салехард протяженностью 330 км соединится с магистралью Сургут – Салехард и войдет в сеть общероссийских дорог

Государственной задачей дороги Ямала уже были. С 1947 по 1953 год под завесой полной секретности 120 тысяч заключенных ГУЛАГа строили полярную железную дорогу Игарка – Салехард протяженностью 1263 км. Работники вначале сами себя окружали колючей проволокой, потом делали землянки и бараки. Бежать было некуда.

Вдоль одноколейки по всей трассе возводились лагеря, которые стоят до сих пор.

— Лагерные руины, несмотря на свою очевидную ценность, пока не удостоились официального звания «объекта исторической ценности»,– рассказывает Александр Рысков, генеральный директор ОАО «Уренгойдорстрой»(генподрядчик строительства дорогиНадым – Салехард). – У нас есть «подшефный» типичный безымянный лагерный пункт№ 93 у разъезда Щучьего. Не сохранив хотябы несколько таких образцов сталинских лагерей, мы потеряем характерные материальные приметы нашей истории. Тогда потомкидействительно смогут подумать, что станции Лабытнанги и Надым, города Норильски Воркуту построили комсомольцы, а не безвестные мужики в лагерных бушлатах.

Дополнительные сложности у дорожников возникают из-за природных и этнокультурных особенностей региона: слабый грунт, субарктический климат, пути традиционных перегонов кочевников-оленеводов. Но и тут приходится справляться.

— Если дорога проходит по болотистой местности, мы вынимаем торф и засыпаем будущую трассу песком, вплоть до минерального дна. Для сохранения участков вечной мерзлоты укладываем специальный материал пеноплекс, играющий роль термоса. Обочины и территории карьеров будут засеяны травой, которая укрепит грунты,– поясняет Александр Рысков.

Артерии Ямала

Зимой активные строительные работы не прекращаются: ведется основной объем укладки полотна, монтируются водопропускные трубы, отсыпается щебень. Это делается из соображений экологичности и сохранения хрупкого почвенного слоя, целостности вечной мерзлоты.

Ну а в целом экологической составляющей проекта уделяется повышенное внимание.

— Мы находимся под таким прессом природоохранного законодательства, – комментирует Игорь Боркун. – Из полосы отвода, а в среднем это 35 метров, выйти не можем, за исключением площадок под временные городки строителей. Буквально каждое дерево находится на счету. Были единичные случаи, они на слуху. Даже на месте, где по проекту должен был быть олений переход, работники ООО «Мостострой-12» не смогли разместить свои вагончики. Не те времена вольности в тундре, когда каждый мог проехать на вездеходе в любом направлении.

Постоянный мониторинг со стороны природоохранных ведомств вместе с общественными организациями не упускает из виду даже такие случаи несогласованности действий госорганов.

— Мы решили проблему, связанную с нарушением границ земляного отвода нашими подрядчиками – ООО «Мостострой 12»,– уточняет Александр Рысков. – Встала извечная проблема – длительные сроки рассмотрения и оформления документации.

Дополнительные земельные участки, к которым можно отнести и олений переход, оформляются по государственному контракту.

— Процесс оформления довольно долгий. Работы по выбору и межеванию лесных участков выполнены. Подготавливается заявка в соответствующие органы на предоставление территорий в постоянное бессрочное пользование. Срок оформления, согласно существующим регламентам до 1 мая 2013 года, – прокомментировала ситуацию Татьяна Атарщикова, начальникотдела землепользования и имущественных отношений ЯНАО.

Трасса Надым – Салехард лежит через пути традиционных перекочевок оленеводов. Чтобы обеспечить комфортный перегон стада, будет оборудован 51 специальный олений переход.

— Прежде чем проектировать дорогу, мы до уровня бригадира оленеводческой группы согласовывали пути ежегодных кочевок, – подчеркивает Игорь Боркун. – Дорожники устанавливают оленьи переходы, ставят знаки, учитывающие возможные опасности: на этих участках нет крутых поворотов, видимость – минимум 250 м. Ноглавное – стало жить полегче. И продукты, и ГСМ для поселков теперь можно довезти гораздо быстрее. Мы работаем в постоянном контакте с представителями коренных малочисленных народов Севера: недавно, например, был очередной совместный объезд участков стройки.

Сложности у дорожников возникают из-за природных и этнокультурных особенностей региона: субарктический климат, пути традиционных перегонов кочевников-оленеводов

Основными задачами таких экспедиций, помимо определения конкретных мест перехода оленей через дорогу, является еще и проверка соблюдения дорожниками природоохранного законодательства.

— Соблюдение экологических требований строителями и уважение к традициям коренных народов Севера должны являться неотъемлемыми составляющими процесса строительства, – считает Эдман Неркаги, президент окружного общественного движения «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Ямал – потомкам!». – Вообще же у кочевого населения появится возможность пользоваться этой дорогой в экстренных случаях, связанных с жизне обеспечением. В настоящее время в округе диалог между жителями, властью и недропользователями налажен.

В целом специалисты, в том числе призванные контролировать соблюдение природоохранного законодательства, отмечают, что дорога Надым – Салехард строится по самым строгим стандартам экологической безопасности. Кроме того, и сами дорожники берут на себя повышенные обязательства соблюдения экологических требований.

— Это наша родная земля. Поэтому мы стараемся неукоснительно соблюдать требования природоохранного законодательства, – подчеркивает Александр Рысков. – На мероприятия по усилению экологической безопасности в прошлом году мы потратили более 10 млн рублей собственных средств. Это не входило в проект. Просто решили, что так будет правильно.

Сегодня стратегическое развитие Севера вновь в приоритете у государства. Газовые кладовые Арктики еще осваивать и осваивать – а это неизбежно связано с развитием транспортной инфраструктуры, обустройством месторождений и благоустройством городов.

— Для Ямала это одна из важнейших проблем, поскольку отсутствие дорог тормозит социально-экономическое развитие. Хорошо, что и губернатор, и правительство правильно расставляют приоритеты в развитии транспортной инфраструктуры, – считает Игорь Холманских, полномочный представитель Президента РФ в УрФО. – Надо все-таки в обозримом будущем покончить с ямальским бездорожьем.

И в этом плане на дорожников ложится дополнительная нагрузка.

— В последние годы мы принимали участие в благоустройстве улиц города Нового Уренгоя и близлежащих поселков, – рассказывает Александр Рысков. – В этом году планируем поработать в Надыме и Салехарде. Портфель компании укомплектован долгосрочными заказами на 2–3 года вперед. Усилия и жителей, и власти, и наши не будут напрасными – Ямал оживет!

                                                                                           текст Вячеслав Зуенок

we-enter