15:12 / 28 декабря 2017

Жизнь в ритме танго

Екатерина Симонова и Станислав Фурсов об одном из самых страстных и таинственных танцев.

Этой весной наш город с мастер-классами по аргентинскому танго посетили Екатерина Симонова и Станислав Фурсов – невероятно выразительная и харизматичная пара. Финалисты Mundial в Буэнос-Айресе в 2014 и 2015 годах, чемпионы России в tango escenario 2014 года, чемпионы Европы 2016 года, профессиональные педагоги и блестящие исполнители аргентинского танго подарили тюменцам уроки танго и вечерние милонги.

О философии одного из самых страстных танцев, о танцевальном диалоге и о том, как танго меняет людей, мы поговорили с маэстрос.
 

1tmn.ru: У меня создается впечатление, что танго не очень популярно в России…

Станислав Фурсов: Нет, это не так.
 

Почему тогда о нем мало слышно, не так много школ, особенно в Тюмени?

Станислав: Мне кажется, это проблема небольших городов. Основной состав танцует, конечно, в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде.
 

И в столицах с танго всё в порядке?

Станислав: Да. Ежедневные милонги, вечеринки в стиле танго…

Екатерина Симонова: Но танго в России, на самом деле, не так много лет – всего 18.
 

Расскажите немного о себе.

Станислав: Мы начали танцевать недавно, в танго это считается совсем небольшим стажем, – с декабря 2012 года. Мы сразу попали к очень хорошему маэстро – Себастьяну Арсе, он тогда только открыл академию в Москве.

Екатерина: Он возил нас в Буэнос-Айрес, всё нам показал…

Станислав: И через полгода плодотворных тренировок мы стали уже на чемпионате Европы серебряными призерами в tango escenario и бронзовым в tango salon. Первая дисциплина – это домашняя заготовка, а вторая – импровизация. По России мы в 2014 году в tango escenario вышли на первое место, в 2016 году – заняли шестое место в tango salon, а в 2017 году на чемпионате в Москве выиграли. Правило такое – если вы один раз выиграли в одной дисциплине, то больше не имеете право участвовать в чемпионате в той же паре. Такая победа на всю жизнь.
 

Были ли на чемпионате танцоры, которые занимаются дольше вас, и которые были уверены, что вас сделают?

Екатерина: Мне кажется, вообще, плох тот танцор, который не уверен, что он всех сделает.
 

o-600x292

Маэстро спросил парня: «У тебя было в жизни жесткое расставание с девушкой, которое ты очень тяжело переживал?». Он ответил: «Нет». «Тогда ты еще не готов танцевать танго», – сказал маэстро

Откуда тогда такой высокий класс? Как вам удалось завоевать первые места?

Екатерина: Мое мнение, что судьям может просто не нравится, как ты танцуешь. Ты будешь работать целый год, улучшать технику, но тебе всё равно может не повезти – не понравится стиль исполнения или как ты вышел на паркет… А потом тебе, можно сказать, повезет: судье понравится, как ты танцуешь, ведешь себя на сцене, твоя работа, и всё это в совокупности даст хороший результат.

Станислав: Грубо говоря, танго – субъективный спорт. Танго – это эмоция внутри пары. Это никогда не идет наружу.
 

И как же судьи оценивают то, что внутри?

Екатерина и Станислав (хором): В этом-то и проблема!

Станислав: Как вы можете оценить эмоцию? Никак. Она либо есть между нами, либо ее нет. А дальше людям уже нравится или не нравится, чувствуют они ее или нет.

Екатерина: Это как в жизни: мы можем с одними людьми дружить, а с другими – нет. Как это объяснить? Просто потому, что тебе этот человек нравится, а этот – нет. Так же в танго.

Станислав: Tango escenario оценить можно. Прыжки, линии, скорость… Грубо говоря, это как фигурное катание. Здесь одна пара на сцене и судьи видят только вас. Здесь могут быть эмоции более театральные – это постановка.

Екатерина: А tango salon – это как будто подсматриваешь за кем-то в щелочку.

Станислав: Да. Люди не должны видеть, что что-то происходит очевидно, а должны чувствовать это.

Екатерина: Хотеть посмотреть, что же там происходит. Должна сохраняться какая-то интрига.
 

Как вы пришли в танго? Занимались ли до этого танцами?

Станислав: Да, мы танцевали хастл. Общий стаж в танцах у Кати с 2009 года, а у меня с 9 лет. Я танцевал бальные танцы всю жизнь. В 2007 я бросил танцевать и два года преподавал, а в 2009 мне предложили попробовать танцевать хастл. Я решил попробовать, и с Катей мы поехали на первый чемпионат, открытый чемпионат в Швейцарии и выиграли его.
 

Танго для вас самый сложный танец из тех, что вам приходилось танцевать?

Станислав: Если сравнивать с бальными танцами, то там есть четкие критерии, это настоящий спорт. Когда я танцевал бальные танцы, для меня ничего больше не существовало, я думал, что те, кто занимается сальсой, аргентинским танго – это очень странные люди. Но когда я попробовал и начал понимать, какое ощущение дает аргентинское танго, я понял, что всю жизнь не танцевал.

Танго для нас в первую очередь – очень хорошее времяпрепровождение. Это образ жизни. На милонгах мы танцуем, отдыхаем, общаемся… Иногда можем не танцевать на вечеринке, просто потому, что хотим пообщаться. Это как ночной клуб, только с аргентинским танго.
 

И что это за ощущение?

Станислав: Это эмоция внутри танца, когда ты понимаешь, что ты взаимодействуешь с музыкой, с партнершей, с людьми на танцполе. Это непередаваемое ощущение. Это как жизнь: иногда я просыпаюсь радостный, иногда в метро меня что-то разозлит… Если я прихожу в плохом настроении, обнимаю Катю и она на 100% понимает, что со мной, как бы я не пытался это скрыть. Очень близкий контакт: ты чувствуешь, как себя чувствует твой партнер. Это надо попробовать, это не передать.

Екатерина: Мне кажется, что танец вообще нельзя описать. Нужно либо пробовать, либо видеть.
 

rw7dvoR8xp8-1

На милонгах мы танцуем, отдыхаем, общаемся… Иногда можем не танцевать на вечеринке, просто потому, что хотим пообщаться. Это как ночной клуб, только с аргентинским танго

Есть мнение, что чтобы танцевать танго, нужен определенный жизненный опыт. То есть в 15 лет у тебя может быть отличная спортивная подготовка, но без опыта, багажа ничего не получится…

Станислав: Один молодой парень в нашей группе задавал на занятиях очень много вопросов. И маэстро сказал: «Ты не хочешь почувствовать, ты хочешь узнать» и спросил парня: «У тебя было в жизни жесткое расставание с девушкой, которое ты очень тяжело переживал?». Он ответил: «Нет». «Тогда ты еще не готов танцевать танго», – сказал маэстро.
 

Получается для танца нужно пережить тяжелые эмоции?

Станислав: Да. В танго я могу обнять партнершу и не сделать ни одного шага. И для нас обоих это будет самый лучший танец за всю жизнь. Многие описывают это так: танго – это как поцелуй, которого никогда не будет. Иногда кажется, вот сейчас он будет и… его нет.
 

А бывает, что в танцевальном диалоге рождается что-то, чего вы раньше не делали?

Станислав: В этом и суть танго. Иногда у тебя может получиться фигура, которую ты даже не видел никогда. Мы воспринимаем импровизацию не так, как аргентинцы. Для нас это: я выучил движение, пришел на милонгу, взял любую партнершу, и могу с ней станцевать, потому что я классно веду, а она классно слушает. Для аргентинцев это не так. Для них: я выучил движение, хочу, чтобы партнерша пошла назад, а она шагает в сторону. И импровизация начинается именно в этот момент – адаптировать свое тело так, чтобы у партнера и мысли не возникло, что произошла ошибка.
 

Как возник этот танец и мог ли он возникнуть в другой стране, кроме Аргентины?

Станислав: Возник он 200 лет тому назад. Сегодня очень много споров между уругвайцами и аргентинцами – кто придумал танго. Как нам рассказывали маэстро тот порт, в котором начали впервые танцевать танго, находился на территории нынешнего Уругвая, но раньше это была Аргентина. Танго запрещали, но его всё равно танцевали. В Буэнос-Айресе если человек не танцует танго, он его поет, слушает…

Когда мы впервые приехали туда – у нас был шок. Мы сели в такси, играет танго. Спрашиваю у водителя: «Вы танцуете?» Он на меня посмотрел так странно и говорит: «Нет, мне просто нравится музыка». Это как наш Высоцкий – то, что знают все. В Буэнос-Айресе всё дышит танго.

Екатерина: Там люди с часу ночи до девяти утра на милонгах, с 9:00 до 18:00 они на работе, потом спят до 12 ночи и снова едут на милонгу.
 

787

В танго я могу обнять партнершу и не сделать ни одного шага. И для нас обоих это будет самый лучший танец за всю жизнь. Многие описывают это так: танго – это как поцелуй, которого никогда не будет

Чемпионат мира по танго выигрывают аргентинцы?

Станислав: Чаще всего да. Выигрывали еще колумбийцы и японцы. Но последние переехали и на тот момент два года жили в Буэнос-Айресе.
 

Как танго меняет людей?

Станислав: Очень сильно. Мы год постоянно ведем группы в Москве и на наших глазах люди, которая ходит на милонгу, сидят до трех-четырех часов ночи, несмотря на то, что им к 9:00 на работу. На следующий день приходят: ой, что-то мы сегодня на работе устали, надо уйти пораньше. И снова сидят до утра. И сами говорят, что никогда бы не подумали, что в 40–50 лет так может всё в жизни поменяться.

Екатерина: Люди становятся более общительными. Мужчин у нас меньше, чем женщин и для того, чтобы потанцевать, особенно с хорошими партнерами, они начинают следить за собой, буквально расцветают. А мужчины чувствуют себя увереннее.

Станислав: Танго, особенно для непрофессионалов – это очень сильная терапия. Оно убирает твои проблемы, избавляет от комплексов. В танго нет ошибок, у каждого оно свое. И люди и в жизни начинают по-другому реагировать на невзгоды и проблемы.
 

Часто ли вы ездите по стране с мастер-классами?

Екатерина: Первые два года, когда мы начали заниматься танго, мы не преподавали вообще, только учились. Поездок пять-шесть в год сейчас получается.
 

Как на ваш взгляд уровень танцующих в Тюмени?

Станислав: У меня нет иерархии по городам, но я могу сказать, что здесь люди танцуют на очень приличном уровне.

Екатерина: Здесь может быть маловато практики, не хватает милонг.
 

Беседовал: Валерий Гут
Текст: Ольга Долгих
Источники фото: mastertango.ru, youtube.com и пресс-служба