13:11 / 28 ноября 2012

Семь раз отмерь

Недавно утвержденная седьмая редакция генерального плана города презентует его будущий облик. Каковы главные акценты?

Все идет по плану

Что такое генеральный план и зачем он нужен городу? Что касается Тюмени, директор омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговых формулирует так: «Это проекция стратегии социально-экономического развития города, основанная на цифрах и фактах, которые Тюмень показывает как один из самых интенсивно развивающихся городов России». Именно «Град» занимался корректировкой генплана версии 2008 года, разработанного для нашего города санкт-петербургским институтом урбанистики.

 

Взгляд в прошлое

Специалисты утверждают, что первым генпланом Тюмени можно считатьрегулярный план, утвержденный самой Екатериной II в 1766 году. В 1763-м императрица подписала указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». К 1765 году по распоряжению губернатора Сибири Дениса Чичерина были подготовлены планы трех городов, среди которых значилась и Тюмень. Согласно плану городские улицы начали прокладываться правильной прямоугольной сеткой, хотя изначально из-за особенностей ландшафта образовалась трехлучевая система строительства.

Важнейшей градостроительной вехой для Тюмени стала разработка генплана Ленгипрогором в 1950-х годах, окончательно утвержденного в 1969-м Советом Министров РСФСР. Требовалось обеспечить жильем стремительно растущее населениегорода, оказавшегося в эпицентре становления нефтегазовой отрасли. Так, в областном центре вводился запрет на малоэтажное строительство; застройка столицы Западной Сибири отныне должна была осуществляться путем возведения многоэтажных домов. Но градостроители не смогли предусмотреть, насколько серьезным будет прирост населения. В результате корректировка генплана потребовалась уже в 1970-е годы, хотя расчетный срок действия ГП – 20 лет.

Последний генплан советской эпохи датирован 1987 годом, и до 2005-го этот устаревший морально с приходом перестройки и наступлением новой экономической реальности документ являлся определяющим для городской застройки.

По сложившейся традиции созданием нового генплана занялись питерцы – РосНИПИ урбанистики (наследники Ленгипрогора). С учетом поправок документ был окончательно одобрен в 2008 году. Но, казалось бы, уже принятый как руководство к действию генплан, вновь утверждается только в 2012 году.

 

Новый город

Главный архитектор ООО ИТП «Град» Ирина Стуканева объясняет очередной этап доработки ГП так: «Предыдущий генеральный план разрабатывался в течение семи лет, и это время выпало на период серьезных изменений градостроительного законодательства, поэтому необходимо было сделать переоценку качественных и количественных параметров города». По мнению «градовцев», генплан не должен быть мертвым документом, пылящимся на полке. Ими разработан современный электронный проект, с которым можно работать регулярно, внося в него необходимые поправки. «Если мониторить электронный генплан постоянно, то не придется его часто корректировать», – утверждает Ирина Стуканева. По опыту других городов изменения в документ вносятся в среднем раз в четыре года. Департаментом градостроительной политики администрации города Тюмени уже планируется формирование новой структуры – центра мониторинга и реализации генплана.

 Вынос деловой активности на периферию города разгрузит автомобильные потоки внутри него

Разработчики ГП, которых правильнее было бы называть доработчиками, по-прежнему ориентировались на перспективу роста численности населения Тюмени, просчитанную еще их предшественниками: 2015 год – 650 тысяч, 2025-й – 750 тысяч, 2040-й – от 800 тысяч до миллиона жителей.

Тюмень будущего видится им как научный, студенческий и общественно-деловой центр региона. Отсюда вытекают соответствующие решения: создание офисно-делового центра «Тюмень-Сити», студенческого городка «Наукоград», технопарка, но только за пределами административного центра, где предполагается сосредоточить культурно-развлекательные объекты.

Данные проектные заключения призваны в том числе ликвидировать транспортную проблему – «градовцы» уверены, что вынос деловой активности на периферию города разгрузит автомобильные потоки внутри него. Естественно, это не единственный выход. Планируется модернизация транспортной инфраструктуры: строительство новых развязок, увеличение числа мостов через реку (пять) и железную дорогу (шесть), пробивка «слепых» путепроводов, завершение обхода вокруг Тюмени, создание скоростной магистрали. Еще один фактор, который может повлиять на решение дорожной ситуации, это совершенствование общественного транспорта – например, запуск линии скоростного трамвая. Хотя данное намерение носит чисто рекомендательный характер, поскольку не имеет экономического обоснования.

Что касается проекта выноса Транссибирской магистрали за пределы города, омичи объясняют, что железная дорога является объектом федерального значения и, по их сведениям, в недавно принятой схеме территориального планирования инженерно-транспортной инфраструктуры подобного решения не наблюдается.

Весьма неблагоприятно была оценена омскими разработчиками экологическая обстановка в Тюмени. В целях ее улучшения предложены такие проектные решения, как строительство и благоустройство канала, связывающего реку Туру и озеро Алебашево, создание зоны рекреационного назначения у озера Цыганское по улице Муравленко, формирование парка экстремальных видов спорта, площадью 293,9 гектара и перенос промышленных предприятий за пределы города.

Текст: Елена Рындина