17:06 / 4 июня 2018

Кто кормит McDonald’s и KFC

О том, как российское сельское хозяйство выиграло от санкций и падения курса рубля

Одна из немногих отраслей, которая точно выиграла от санкций и девальвации рубля, – сельское хозяйство. Цифры последних лет не врут. Российский АПК растет, и растет в том числе за счет сотрудничества с иностранными производственными гигантами. Кто и как кормится от санкций – в нашем обзоре.
 
 

В 2016 году был собран рекордный урожай зерновых, кукурузы, подсолнечника и рапса. В полтора раза выросло производство овощей. Российские аграрии поставили сразу несколько рекордов по экспорту своей продукции: впервые страна стала мировым лидером в экспорте кориандра, побила свой рекорд по экспорту соевых бобов и масличного льна.

Помимо благоприятных погодных условий, обеспечивших урожай, подобным успехам способствовала рыночная конъюнктура: низкие цены на российские товары усилили спрос, а дешевый рубль повысил рентабельность хозяйств по ряду продуктов. Открылся рынок Китая. На мировой рынок вышли крупные производители мяса.

Только в Сибири до конца 2017 года количество ресторанов «Макдоналдс» увеличилось с 14 до 18. KFC за три года планирует увеличить количество ресторанов с 600 до 1000

 
 

В целом сельское хозяйство в 2016 году показало рост в пределах 3%, что с учетом высокой инерционности отрасли считается очень хорошим достижением. В первом полугодии 2017 года тенденция продолжилась: российский показатель составляет 100,2% (тюменский – 105,1%). Россельхозбанк в первом полугодии 2017 года выдал АПК кредитов на сумму 522 млрд рублей, что на 34% превышает показатель за первые шесть месяцев 2016 года.

Эксперты отмечают, что параллельно с увеличившимся производством и экспортом сельскохозяйственного сырья выросло производство продуктов питания. Причины те же: высокие цены на импортные товары и продуктовое эмбарго заставили потребителей обратить внимание на местный продукт. Заставили не только нас с вами, но и глобальных игроков рынка вроде McDonald’s или Lay’s.

 
 
 

ЛИЦО РОССИЙСКОГО «МАКДОНАЛДСА»

«85% продукции мы закупаем у российских поставщиков» – под этим слоганом компания «Макдоналдс» прожила практически весь 2015 год. Нехитрое на первый взгляд меню фастфуда требует значительного числа поставщиков. Их полторы сотни, самые крупные из которых – «МАРР Руссия» (говядина и свинина), «Каргилл» и «Мираторг» (курятина), «Ист Болт Рус» (выпечка), «Хохланд» (сыр), «Белая Дача Алабуга» (овощи), «Эрманн» (молочные продукты), «Май» (чай).

«Почему в большинстве стран вы подаете чай «Липтон», а в России – «Майский»?», – спрашивает на сайте «Макдоналдса» дотошный покупатель. «Всё просто, – объясняют ему, – мы подаем чай, который нам поставляет давний и проверенный партнер. Система менеджмента качества компании «Май» сертифицирована Британским институтом стандартов BSI».

На открытии второго «Макдоналдса» в Тюмени представители компании подробно рассказали и показали, из чего складывается фирменный «БигМак».

«Доля наших российских поставщиков уже достигла 93%, – говорит Анастасия Патратий из отдела контроля качества компании «Макдоналдс». – В октябре мы локализовали производство бекона в Московской области. В следующем году полностью перейдем на российский картофель».

Каждый продукт требует определенной технологии производства. Салат «айсберг» должен выращиваться при температуре от 8 до 25 градусов. Для приготовления котлет используется только передняя четверть говяжьей туши: лопатка, грудинка, покромка. В соусах – исключительно разрешенные законом стабилизаторы. В целом бургер проходит до 70 разнообразных проверок, прежде чем попасть на стол.

Стать поставщиком сети непросто. На предприятии обязательно должно быть лицо, отвечающее за безопасность пищи; все продукты должны быть traceable – отслеживаемыми; должна быть внедрена система контроля за вредителями и так далее

 
 

«Главное – это качество, – говорит Анастасия. – Мы работаем не только с крупными компаниями. Например, «Аграм-Юг», поставщик маринованных огурчиков из Ростова, – это частный семейный бизнес. Мы открыты к сотрудничеству, если поставщики готовы выполнять требования и работать на наши объемы. Для оценки этого потенциала мы проводим не только собственную, но и независимую экспертизу».

Тюменский регион, по словам специалиста, рассматривался в качестве полигона для производства молока и молочных продуктов для «Макдоналдса».

«Мираторг» уже несколько лет производит для «Макдоналдса» котлеты для бургеров и наггетсы, – рассказывает вице-президент «мясного партнера» Александр Никитин.Ранее котлеты производились из импортного сырья, но сейчас оно практически полностью заменено российским».

Генеральный директор ООО «Белая Дача Алабуга» Гурий Шилов несколько лет назад говорил, что, являясь звеном в системе «Макдоналдс», он с коллегами уверен, что каждый ингредиент, будь то булки, мясо, салат, – высокого качества, «это безопасный продукт».

Стать поставщиком сети непросто. Требования к производителям продуктов насчитывают десяток пунктов. На предприятии обязательно должно быть лицо, отвечающее за безопасность пищи; все продукты должны быть traceable –отслеживаемыми; должна быть внедрена система контроля за вредителями; все сотрудники должны быть обучены и так далее.

Тюменская «Агрофирма «КРиММ», например, производит семенной картофель для поставщика «Макдоналдса» – компании «Лэм Уэстон Белая Дача». А вот продовольственный картофель сеть закупает в Польше: российские производители пока не могут обеспечить должного качества.

«Картофель должен получаться определенных размеров, соломка – 5–7 см длиной и определенной толщины, требуется система орошения, клубни нельзя высеивать каждый год на одном и том же поле» – это лишь часть требований «Макдоналдса» к производству картошки, озвученных на их сайте. Овощи выращивают в теплицах, чтобы гарантировать их экологическую чистоту. Сажают не в грунт, а в полиэтиленовые пакеты со смесью торфа и песка.

 
 
 

KFC НУЖНА КУРИЦА, А DANONE – МОЛОКО

Другая глобальная сеть фастфуда – KFC – так же проводит всесторонний аудит своих потенциальных поставщиков. Куриное мясо должно быть исключительно свежее, не должна использоваться заморозка, фирменный вкус обеспечивается секретной панировочной смесью из одиннадцати трав. В Тюмени поставщиком курятины для KFC является «ПРОДО Тюменский бройлер».

«Они молодцы – избрали курицу в качестве основного сырья, – говорит директор птицефабрики Оксана Величко. И предъявляют высоченные стандарты. Например, каждый стрипс должен весить ровно 37 граммов, вырезать его – ручная работа, наши работники научились на глаз определять вес кусочка».

KFC нашла достойного поставщика, а производитель оказался обеспечен стабильными заказами на год вперед. Ради подобной синергии и стремятся к сотрудничеству обе стороны. Первые получают свежие ингредиенты по низкой цене и могут написать на упаковке: «приготовлено из местных продуктов». Вторые получают надежный рынок сбыта. И растут вслед за крупными игроками.

Каждый стрипс должен весить ровно 37 граммов, вырезать его – ручная работа, работники «ПРОДО Тюменский бройлер» научились на глаз определять вес кусочка

 
 

Один из ключевых поставщиков молочного гиганта Danone – «ЭкоНива-АПК Холдинг». Это компания того самого немецкого фермера Штефана Дюрра, которому Владимир Путин даровал российское гражданство, а Дюрр посоветовал президенту ввести санкции против сельско хозяйственников Европы. Третий производитель молока в России со штаб-квартирой в Воронеже отдает в Danone не менее 40% от своего объема, а в будущем даже намерен конкурировать с французским производителем.

«Посмотрите на йогурты ведущих производителей. Они практически одинаковые! Конкуренция из сферы качества переходит на уровень эмоционального восприятия, – говорит Дюрр. – Мы планируем производить 800 тонн молока в сутки. Такое количество молока уже не так просто продать. Возникнет момент конкурентной борьбы».

 
 
 

СТОЯ НА ПЛЕЧАХ ГИГАНТОВ

«Агрофирма «КРиММ» строит завод по глубокой переработке картофеля. Потребитель получит очищенный сырой продукт в вакуумной упаковке, до 15–17 тысяч тонн в год. Не исключено, что одним из этих потребителей станет сеть общественного питания. Подобный же завод строит в Подмосковье один из поставщиков «Макдоналдса» – компания «Белая Дача».

На тульском заводе компании «Каргилл», который ежедневно производит для американской сети 2 млн наггетсов и фритюрное масло, заверили, что они развиваются вместе с «Макдоналдсом», и, если будет необходимо, могут расширить производство.

Только в Сибири до конца 2017 года количество ресторанов «Макдоналдс» увеличится с 14 до 18. По словам генерального директора «Региональной сети предприятий питания» Александра Калинина, выступавшего в Тюмени, один тюменский ресторан ежегодно обслуживал более миллиона гостей. Ежедневно «Макдоналдс» обслуживает миллион посетителей по всей стране. KFC за три года планирует увеличить количество ресторанов с 600 до 1000. Оба глобальных игрока заявляют, что в ближайшее время будут закупать 100% продуктов у местных производителей.

Благодаря хорошим урожаям и благоприятной рыночной конъюнктуре российские аграрии уже обеспечили продовольственную безопасность страны. Теперь у них есть возможность занять новые ниши на рынке и расширить экспорт.

 
 
 
 


*источник: журнал tmn №34 (сентябрь–ноябрь 2017)


 

Текст: Дмитрий Зайцев