10:12 / 31 декабря 2016

Креативные индустрии Тюмени

Gt046pzUjjs

Что представляют собой креативные индустрии Тюмени? Подведены итоги исследования креативных индустрий Тюмени.

Современное городское пространство не может существовать без развитых креативных индустрий. Появление общих пространств, в которых сегодня формируются новые идеи, сообщества, продукты и технологии, становится важным условием развития любого города, определяет модернизацию экономических и социальных процессов.

Элементы креативной индустрии начали формироваться в Тюмени интуитивно, ее проявления носили бессистемный характер: тогда представители креативного класса стали искать способы трансформации своих увлечений в продукт, который был бы востребован и конкурентоспособен в городе, регионе и стране.

Именно в этих условиях возникла потребность в организационно-методических механизмах, которые бы способствовали формированию креативных сообществ. Региональный проект «Моя территория» взял роль создателя этих механизмов на себя, став актором, который способствует преобразованию креативных индустрий в сегмент креативной экономики города и региона в целом.

За два года «Моя территория» разработала и реализовала четыре крупных проекта, которые отвечали этим задачам. Так, целью «КИТ-конференции» стало выявление представителей креативных индустрий Тюмени и изучение направлений их деятельности. «КИТ-пикник» был призван сформировать коммуникативные связи, а последовавшая за ним «КИТ-сессия» – исследовать потребности креативных сообществ и определить содержание нового креативного пространства города. Завершился цикл креативной линейки проектов выставкой «Маршруты города Т», которая стала материальным итогом прогулок «Арт-маршрут» и показала на что способны представители визуального искусства нашего города.

LQqNCR6MJZk

Результаты исследования, генеральная совокупность которого составила 150 человек, показали, что в Тюмени наиболее активно проявляют себя представители арта (40,3%) и дизайна (52,2%). В меньшей мере – представители радио и телевидения (11,9%), киноиндустрии (10,4%), издательского дела (7,5%) и музыкального направления (6%).

При этом около 60% респондентов не смогли однозначно отнести себя к какому-либо одному виду деятельности и выбрали несколько вариантов ответов. Это объясняется тем, что креативные индустрии, в отличие от традиционных, для производства креативного продукта сочетают различные направления деятельности. Чаще всего комбинируются такие направления, как мода (16, 4%), дизайн и арт.

Результаты исследования, генеральная совокупность которого составила 150 человек, показали, что в Тюмени наиболее активно проявляют себя представители арта (40,3%) и дизайна (52,2%). В меньшей мере – представители радио и телевидения (11,9%), киноиндустрии (10,4%), издательского дела (7,5%) и музыкального направления (6%)

В структуре представительства креативных индустрий Тюмени выделяется также сообщество архитекторов (12%). Развитие молодежных театров в Тюмени обеспечило креативное сообщество молодыми театральными деятелями (3%). Также в представительстве различных направлений креативных индустрий заявляли себя фотографы, представители сферы образования, науки и IT, хореографы и пиарщики.

wfyDI0gZ1WY-1

Основная цель деятельности представителей креативных сообществ Тюмени – реализация себя и своих идей (68,7%). При этом респонденты не стремятся к автономии, наоборот, стараются найти единомышленников (49,3%) и продвинуть собственные идеи (44,8%). На современном этапе получение дохода – цель только 26,9% опрошенных.

Наименее популярными вариантами ответов оказались «Продвижение своего продукта» (25,4%), «Заявить о себе» (23,9%), «Формирование имиджа» (23,9%) и «Сформировать команду для реализации проекта» (22,4%).

Несмотря на то, что деятельность креативных индустрий Тюмени ограничена в основном пределами города, их представители стремятся выйти на уровни региона, округа или страны. Около 20% хотят вывести свою деятельность на международный уровень, еще 20% не стремятся к расширению и ориентируют свою деятельность на потребности городского сообщества.

Но большинство респондентов хотят максимально расширить рынок своего креативного продукта: в этих условиях в Тюмени в перспективе может сформироваться одно из ядер креативной экономики национального масштаба. Необходимо и в дальнейшем создавать благоприятные условия развития креативных сообществ и пространств, чтобы сохранить креативный потенциал на территории города.

ftRLK0maED8

Большинство представителей креативных сообществ имеют свободный график работы; работают не одни, а в проектной команде; активно формируют связи для продвижения своих идей или занимаются фрилансом.

Несмотря на то, что деятельность креативных индустрий Тюмени ограничена в основном пределами города, их представители стремятся выйти на уровни региона, округа или страны. Около 20% хотят вывести свою деятельность на международный уровень

Примечательно, что для большинства опрошенных креативная деятельность не является основным источником дохода: чаще всего они зарабатывают на другом, смежном виде деятельности.

Представители креативных индустрий открыты и готовы вступать во взаимодействие: формировать команды, работать над созданием креативных продуктов в условиях доступного, современного креативного, интересного, свободного и открытого городского пространства.

В городе уже сформированы зачатки креативных индустрий. Соответственно, нужны условия их сохранения: площадки, пространственные точки роста, притягивающие и формирующие креативные сообщества.

ko0hE0AuGVU

QzmrKOVT5vU

Текст составлен на основе исследования «Развитие креативных индустрий — условие развития городского пространства Тюмени». Автор: кандидат социологических наук А.А. Попкова совместно с руководителями проектной линейки КИТ Юлией Каргаполовой и Эльмирой Гибадулиной.
 

Фото: Роман Лихачев

Loading...