Что представляют собой креативные индустрии Тюмени? Подведены итоги исследования креативных индустрий Тюмени.
Современное городское пространство не может существовать без развитых креативных индустрий. Появление общих пространств, в которых сегодня формируются новые идеи, сообщества, продукты и технологии, становится важным условием развития любого города, определяет модернизацию экономических и социальных процессов.
Элементы креативной индустрии начали формироваться в Тюмени интуитивно, ее проявления носили бессистемный характер: тогда представители креативного класса стали искать способы трансформации своих увлечений в продукт, который был бы востребован и конкурентоспособен в городе, регионе и стране.
Именно в этих условиях возникла потребность в организационно-методических механизмах, которые бы способствовали формированию креативных сообществ. Региональный проект «Моя территория» взял роль создателя этих механизмов на себя, став актором, который способствует преобразованию креативных индустрий в сегмент креативной экономики города и региона в целом.
За два года «Моя территория» разработала и реализовала четыре крупных проекта, которые отвечали этим задачам. Так, целью «КИТ-конференции» стало выявление представителей креативных индустрий Тюмени и изучение направлений их деятельности. «КИТ-пикник» был призван сформировать коммуникативные связи, а последовавшая за ним «КИТ-сессия» – исследовать потребности креативных сообществ и определить содержание нового креативного пространства города. Завершился цикл креативной линейки проектов выставкой «Маршруты города Т», которая стала материальным итогом прогулок «Арт-маршрут» и показала на что способны представители визуального искусства нашего города.
Результаты исследования, генеральная совокупность которого составила 150 человек, показали, что в Тюмени наиболее активно проявляют себя представители арта (40,3%) и дизайна (52,2%). В меньшей мере – представители радио и телевидения (11,9%), киноиндустрии (10,4%), издательского дела (7,5%) и музыкального направления (6%).
При этом около 60% респондентов не смогли однозначно отнести себя к какому-либо одному виду деятельности и выбрали несколько вариантов ответов. Это объясняется тем, что креативные индустрии, в отличие от традиционных, для производства креативного продукта сочетают различные направления деятельности. Чаще всего комбинируются такие направления, как мода (16, 4%), дизайн и арт.
Результаты исследования, генеральная совокупность которого составила 150 человек, показали, что в Тюмени наиболее активно проявляют себя представители арта (40,3%) и дизайна (52,2%). В меньшей мере – представители радио и телевидения (11,9%), киноиндустрии (10,4%), издательского дела (7,5%) и музыкального направления (6%)
В структуре представительства креативных индустрий Тюмени выделяется также сообщество архитекторов (12%). Развитие молодежных театров в Тюмени обеспечило креативное сообщество молодыми театральными деятелями (3%). Также в представительстве различных направлений креативных индустрий заявляли себя фотографы, представители сферы образования, науки и IT, хореографы и пиарщики.
Основная цель деятельности представителей креативных сообществ Тюмени – реализация себя и своих идей (68,7%). При этом респонденты не стремятся к автономии, наоборот, стараются найти единомышленников (49,3%) и продвинуть собственные идеи (44,8%). На современном этапе получение дохода – цель только 26,9% опрошенных.
Наименее популярными вариантами ответов оказались «Продвижение своего продукта» (25,4%), «Заявить о себе» (23,9%), «Формирование имиджа» (23,9%) и «Сформировать команду для реализации проекта» (22,4%).
Несмотря на то, что деятельность креативных индустрий Тюмени ограничена в основном пределами города, их представители стремятся выйти на уровни региона, округа или страны. Около 20% хотят вывести свою деятельность на международный уровень, еще 20% не стремятся к расширению и ориентируют свою деятельность на потребности городского сообщества.
Но большинство респондентов хотят максимально расширить рынок своего креативного продукта: в этих условиях в Тюмени в перспективе может сформироваться одно из ядер креативной экономики национального масштаба. Необходимо и в дальнейшем создавать благоприятные условия развития креативных сообществ и пространств, чтобы сохранить креативный потенциал на территории города.
Большинство представителей креативных сообществ имеют свободный график работы; работают не одни, а в проектной команде; активно формируют связи для продвижения своих идей или занимаются фрилансом.
Несмотря на то, что деятельность креативных индустрий Тюмени ограничена в основном пределами города, их представители стремятся выйти на уровни региона, округа или страны. Около 20% хотят вывести свою деятельность на международный уровень
Примечательно, что для большинства опрошенных креативная деятельность не является основным источником дохода: чаще всего они зарабатывают на другом, смежном виде деятельности.
Представители креативных индустрий открыты и готовы вступать во взаимодействие: формировать команды, работать над созданием креативных продуктов в условиях доступного, современного креативного, интересного, свободного и открытого городского пространства.
В городе уже сформированы зачатки креативных индустрий. Соответственно, нужны условия их сохранения: площадки, пространственные точки роста, притягивающие и формирующие креативные сообщества.
Текст составлен на основе исследования «Развитие креативных индустрий — условие развития городского пространства Тюмени». Автор: кандидат социологических наук А.А. Попкова совместно с руководителями проектной линейки КИТ Юлией Каргаполовой и Эльмирой Гибадулиной.
Фото: Роман Лихачев