we-enter
15:01 / 17 Январь 2017

Главные идеи Тюменского инновационного нефтегазового форума

Главные идеи Тюменского инновационного нефтегазового форума

we-enter

В 2016 году форум был приурочен к 60-летию Тюменского индустриального университета, а также сменил название. Вместо фирменного «Нефть. Газ. ТЭК» пришло простое «Тюменский нефтегазовый». И в этой несущественной, на первый взгляд, перемене глубокое содержание: форум готов принять звание знаковой площадки отрасли.

Не надо специальных имен. «Мы говорим «Тюмень» и подразумеваем место, где обсуждают и решают судьбу всей российской нефтянки.

Неслучайно состав спикеров на седьмом форуме был более представительным, чем обычно. Впервые в ранге министра природных ресурсов и экологии приехал Сергей Донской. От Минэнерго выступил заместитель министра Кирилл Молодцов. Имена этих людей в последние несколько лет прочно связаны с дискуссиями об объеме и интенсификации российской нефтедобычи, о налоговом стимулировании нефтяников, повышении инновационной составляющей отрасли. В Тюмени они и нефть сблизились в буквальном смысле.

Традиционно на пленарном заседании выступил председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник. Он даже представил в Тюмени свою новую книгу, и некоторые московские гости прилетали в наш город пораньше, чтобы успеть на презентацию. Выступил с докладом генеральный директор Государственной комиссии по запасам Игорь Шпуров. Разработанный под его началом подход к подсчету запасов углеводородов принят на законодательном уровне с января нынешнего года, а впервые принципы этого подхода были озвучены как раз в Тюмени.

1

29 млрд тонн нефти – доказанные запасы российской федерации. Треть из них относится к трудноизвлекаемым. 525 млн тонн – ежегодный ориентир по добыче, которая может быть увеличена при благоприятной конъюнктуре

На форуме было подписано три соглашения, два из них – с белорусскими партнерами. Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Андрей Ковхуто и Сергей Донской поставили подписи под планом действий по гармонизации работы двух ведомств. Это соглашение позволит транслировать новую классификацию запасов в Республику Беларусь. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев и генеральный директор государственной компании «Белоруснефть» Александр Ляхов подписали соглашение о намерениях: компания планирует открыть филиал в Тюмени, станет делиться с нами своими разработками в части инжиниринга и взаимодействовать с индустриальным университетом. Еще одно соглашение о сотрудничестве подписано между правительством области и «Росгеологией».

Параллельно с площадками работали выставки. В выставочном зале – для крупных производителей нефтегазового оборудования, в технопарке – для компаний-инноваторов. В своем выступлении Владимир Якушев назвал наиболее яркие разработки. Это погружные насосы нового поколения, арматура высокого давления, сервис по регистрации параметров закачиваемых в скважину жидкостей. Также на выставке о своих технологиях по добыче трудноизвлекаемых запасов рассказали белорусские компании.

Наконец, одним из наиболее увлекательных и самым показательным новшеством форума был тренинг «Нефть». О нем следует сказать отдельно.
 

НЕФТЬ — ЭТО НЕ ИГРУШКА

В этой игре всё как на настоящем месторождении: сложные геологические условия, низкая рентабельность добычи и ограниченный бюджет. Какая команда сможет больше заработать при извлечении «трудной нефти», та и победила. Участвовали «РН-Уватнефтегаз» и тюменский филиал «ЛУКОЙЛ-Инжиниринга» «КогалымНИПИнефть».

Члены команд распределили между собой роли от инженера до директора и принялись искать решение проблемы: уже эксплуатируемое месторождение показало резкое падение добычи, перестало быть рентабельным. Набор инструментов неограничен: от сейсморазведки до горизонтального бурения и многостадийного разрыва пласта. Ограничены только время и деньги.

Так, в спешке одна из команд пробурила дорогостоящую горизонтальную скважину, но она оказалась «сухой»: вместо нефти дала только воду. Вторая команда, потратив почти все свои деньги на применение технологии гидроразрыва пласта, смогла значительно нарастить добычу на двух скважинах. Специалисты компаний, которые проходили тренинг, отмечают, что игра очень приближена к реальности: цена ошибки при работе с трудноизвлекаемыми запасами крайне велика. Критически важным становится умение работать в команде.

В итоге командный дух и профессионализм не подвел ни одного из соперников: разница в объеме добытой нефти у них составила всего 2%. Обе команды получили дипломы победителей. «Было бы очень интересно проводить такое соревнование между всеми крупными компаниями, – делились организаторы. – Почему нет? Россия добывает нефти больше всех в мире, а Тюмень – наша нефтяная столица! Такие соревнования могут быть отличным событием!»

2

Стоимость новой нефти в несколько раз дороже традиционной. Упростить и удешевить добычу призвана новая классификация запасов. Тут и улучшение системы мониторинга, и повышение достоверности данных, и сокращение административных барьеров

Дальше тренинг «Нефть» начнет свой путь в вузах. До весны дважды в месяц будут проводиться отборочные туры среди учащихся Тюменского индустриального университета, весной – квалификационные смотры. Лучшие смогут сравнить свои силы с командами из других городов.

Почему первый тренинг прошел на форуме и почему мы заостряем на нем внимание? Потому что он в игровой форме наглядно демонстрирует сегодняшнее состояние отрасли. Большая часть нефти трудная – да. Для ее добычи нужны современные инновационные технологии – да. Работать по ним должны подготовленные специалисты – да. Как с этим обстоит дело за пределами игровой комнаты, эксперты обсуждали на двух секциях пленарного заседания.
 

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ К ЭКСПОРТУ

Ключевые мысли этой секции: нефтянка не закончится еще очень долго. Лишь бы раньше не закончилась нефть.

Министр природных ресурсов Сергей Донской назвал текущие цифры: 29 млрд тонн нефти – доказанные запасы Российской Федерации. Треть из них относится к трудноизвлекаемым. 525 млн тонн – ежегодный ориентир по добыче, которая может быть увеличена при благоприятной конъюнктуре. За счет чего? За счет запуска новых месторождений, за счет включения в разработку глубоких залежей на уже эксплуатируемых месторождениях и за счет изучения новых районов, в том числе шельфа.

При этом стоимость новой нефти в несколько раз дороже традиционной. Упростить и удешевить добычу, в частности, призвана новая классификация запасов. Тут и улучшение системы мониторинга, и повышение достоверности данных, и сокращение административных барьеров. Еще один важный ресурс – кадры. И наконец, значительный потенциал для интенсификации добычи представляют наши собственные передовые разработки. К сожалению, темпы их развития пока отстают, отметил министр.

В целом он выразил уверенность, что, несмотря на некоторые прогнозы, минерально-сырьевой комплекс еще долго будет оставаться одной из самых социально значимых отраслей российской экономики. И – внимание! – локомотивом нашего перехода на новый технологический уклад. Этакая змея, кусающая свой хвост: чтобы в России появились новые технологии и мы «слезли с нефтяной иглы», надо, чтобы передовые разработки появились у нефтяников. О том, как размыкают это кольцо, рассказали представители компаний.

Что общего у Азата Шамсуарова из «ЛУКОЙЛа», Александра Ляхова, генерального директора «Белоруснефти», и вице-президента «Башнефти» Сергея Здольника? На форуме каждый хвалил свою компанию. А оказалось, что в работе используют практически одни и те же механизмы.

3

На ТИУ ложится огромная ответственность. От того, как будут подготовлены кадры, окажутся ли они близки к мировому уровню, будет зависеть инновационное движение в отрасли

Докладчики рассказали, что вплотную подошли к ТРИЗам три-пять лет назад. Для увеличения коэффициента извлечения нефти в первую очередь применяют методы термогазохимического воздействия на залежь: закачивают в пласт воздух. Примечательно, что и «ЛУКОЙЛу», и «Белоруснефти» этот метод позволил увеличить КИН на 7%, а «Башнефти» – на 10%. Азат Шамсуаров, старший вицепрезидент «ЛУКОЙЛа», отметил, что его компания близка к результату, когда смогут сделать рентабельной добычу нефти из баженовской свиты.

Следующий подход – строительство скважин сложной архитектуры и многостадийный разрыв пласта. «ЛУКОЙЛ» запустил за три года свыше 100 многоствольных и многозабойных скважин, установил несколько рекордов проходки, освоил технологию шахтной добычи сверхвязкой нефти. Беларуси за счет использования сложнопостроенных скважин удалось за четыре года приостановить падение добычи.

Также компании используют третичные методы повышения отдачи пластов, в частности полимерное заводнение.

Какое место в этом процессе занимают отечественные технологии? Пример «Башнефти» – импортозамещение в части технологии отжига скважинной продукции на отдаленных разведочных скважинах. Сразу три завода изготавливали оборудование, в итоге компании удалось уйти от услуг «Шлюмберже» и сократить расходы в 2,7 раза.

Азат Шамсуаров рассказал, что «ЛУКОЙЛ» открыл в Саратове производство полимеров. Также компания перешла на вентильные двигатели взамен асинхронных, а производит их на собственной площадке в Когалыме (до 5 тысяч штук в год). А вот попытка использовать отечественные насосы для поддержания внутрипластового давления закончилась ничем. Если швейцарцы Sulzer гарантируют 50 тысяч часов работы своих насосов, для чего покупать отечественные, которые отработают максимум 10 тысяч часов?

«Нужно, чтобы наши производители повышали качество. Ресурс в 5–7–10 лет безремонтной эксплуатации для оборудования, которое будет установлено на шельфе, – это мало! Нужно 50 лет минимум», – сказал Шамсуаров.

О состоянии тюменской промышленности отчитался Владимир Якушев.

«В реализации федеральных отраслевых планов импортозамещения участвуют 57 тюменских производств. Наша задача – вовлечь в эту работу наибольшее количество предприятий. План импортозамещения в Тюменской области составлен до 2020 года», – начал губернатор.

В октябре 2015 года было подписано соглашение о сотрудничестве с федеральным Фондом развития промышленности. Создан региональный фонд, который уже выдал первый заем в размере 40 млн рублей. За год 18 предприятий заключили более 230 контрактов на сумму почти 16 млрд рублей. «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Сургут-нефтегаз» и другие компании предпочитают экономить при закупках: область компенсирует нефтяникам 5% стоимости оборудования, купленного у тюменцев. На сегодня сумма контрактов достигла 1,7 млрд рублей, а компенсации составили около 90 млн рублей.

Губернатор назвал основные шаги по развитию производств. Это взаимодействие с промышленными предприятиями исходя из федерального плана и потребностей нефтегазовых компаний, а также мониторинг импортируемого в страну оборудования. И финансовая поддержка предприятий за счет федерального и регионального бюджетов. При этом Якушев поставил на первое место административное сопровождение проектов, биржи контактов, конференции. Без них малым компаниям было бы трудно выйти на заказчиков.

Модератор секции Григорий Выгон спросил у губернатора, какую помощь ему хотелось бы получить от федеральных властей: есть возможность напрямую обратиться к министерствам.

4

Тот заряд, который студенты получают просто от факта полета на практику на вертолете, уже дорогого стоит, отмечает Олег Новосёлов. Не во всех вузах студенты могут даже представить это

«К Минприроды у нас вопросов нет, – ответил Якушев. – Больше пожеланий к министерству финансов».

По его мнению, у части государственных органов еще сохраняется представление о нефтяной отрасли как о бездонном источнике средств. Какие бы планки мы ни ставили нефтяникам, они справятся, доить отрасль можно бесконечно. Тогда как в регионе хорошо представляют, есть у нефтяников жирок или нет, могут ли они вкладываться в новые проекты.

«Вся нефть Тюмени – это трудноизвлекаемые запасы, – сказал губернатор. – И мы прекрасно знаем, что каждый раз компании очень тяжело принимают решения о разработке новых месторождений. Вроде бы все понимают, что льготы нужны. Но Минфин говорит одно, Минприроды – другое, нефтяники – третье, а региональную власть вообще никто не спрашивает».

«Ну, Минфина нет, как обычно», – констатировал Григорий Выгон.
 

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПОРА РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Каждое новое рабочее место в нефтегазовой отрасли влечет за собой открытие еще 20–22 рабочих мест в смежных отраслях. Интенсификация добычи в Западной Сибири, методы налогового, таможенного стимулирования обязательно будут приняты, и сегодняшним молодым специалистам будет чем заниматься всю жизнь, заверил аудиторию замминистра энергетики Кирилл Молодцов.

«Потребление углеводородов приближается к 100 млн баррелей в сутки, – отметил он. – Одновременно стоят задачи добычи ТРИЗов, освоение Восточной Сибири, арктического шельфа. Обеспечить этот рост должны будут люди».

Сейчас в отрасли трудится порядка 950 тысяч человек. Для поддержания интереса к профессии используется ряд стимулов: в частности, почти половина мест в вузах на нефтегазовые специальности – бюджетные, сообщил Молодцов. Однако очевидно, что только этот инструмент не сможет дать на выходе высококлассного специалиста.

Глава Госкомиссии по запасам Игорь Шпуров в своем выступлении рассказал, какого качества выпускники приходят на работу.

Так, он сослался на данные исследования о том, изменилась ли подготовка выпускников за пять лет. Статистика «Сургутнефтегаза»: средний балл 69 новых работников в 2011 году составил 71. В нынешнем году 219 выпускников из Тюмени, Томска и Уфы показали средний балл 64,9. Тоже неплохо, отметил Шпуров, но средний балл не увеличивается, и об этом стоит задуматься.

Какие основные недостатки молодых специалистов по данным работодателей? Общий уровень подготовки выпускников удручает 21% респондентов. Низкий уровень квалификации преподавателей отмечают лишь 2% опрошенных. Не так и страшно, говорит Шпуров. Но ключевой недостаток – оторванность студентов от реального производства. Отсутствие практических навыков обнаружилось у 64% новых работников. Способность применять теоретические знания на практике демонстрируют лишь 2,9% молодых специалистов!

«С производственной практикой не очень хорошо во всех университетах, – утверждает Игорь Шпуров. – Каким-то образом надо давать студентам возможность участвовать в реальном производственном цикле. Когда я учился, у нас было минимум три производственные практики. Тот базис помогает мне и сегодня».

При этом Тюмень сильна научными кадрами в нефтегазовой отрасли. Те люди, которые обеспечивают прирост запасов, анализируют результат геологоразведочных работ, определяют потенциал месторождения, проектируют его и отстраивают инновационную модель развития, – и составляют научное сообщество, элиту кадрового потенциала страны. «1300 отчетов по приросту запасов и разработке месторождений приходит в ГКЗ в год. Это не просто отчеты, а идеологический базис для развития отрасли с точки зрения воспроизводства и внедрения инноваций. Эту работу обеспечивают 15 тысяч специалистов, экспертизу осуществляют 400 человек. Большая их часть работает в Тюмени».

5

Я вижу, что Тюмень выгодно отличается от других территорий: здесь существует симбиоз власти, ректоратов и топ-менеджмента компаний. Это огромный плюс. Выпадение любого из этой троицы сразу снизит эффективность действий других

Наш город опережает ближайшего конкурента, Самару, в два раза, отсюда приходит 300 отчетов в год. Технологические проекты выполняют 4400 человек – в два раза больше, чем в Самаре, треть от всего количества российских специалистов.

«Конечно, такой объем работы определяет особые требования к кадровому обеспечению. На индустриальный университет ложится огромная ответственность. От того, как будут подготовлены кадры, окажутся ли они близки к мировому уровню, будет зависеть инновационное движение в отрасли, – уверен Игорь Шпуров. – А развитое экспертное сообщество могло бы обеспечить приход классных специалистов в вузы».

Эта мысль получила развитие и в выступлении Владимира Якушева. Необходимо вернуть в высшую школу конкурентную среду, сказал он. И среди студентов, и среди преподавателей.

Что же делает ведущий профильный вуз для создания этой среды? Рассказал ректор Тюменского индустриального университета Олег Новосёлов.

Главный вопрос перевода образования на современные рельсы, по мнению ректора, следующий: «Кто такой магистр и чему мы его учим?» В ТИУ пытаются адаптировать болонскую систему под требования современной нефтегазовой отрасли. Решено, что бакалавры получают базовые теоретические знания, а магистры половину учебного времени посвящают практическим занятиям.

Ректор назвал условия успешности принятой в вузе технологии. От компаний требуется сформировать перечень компетенций и корпоративных стандартов, поставить актуальные научно-технические задачи. Вуз в свою очередь должен сформировать библиотеку модулей и синхронизировать производственные и образовательные стандарты. Власть способствует трансляции успешных практик на федеральный уровень и в целом выступает консолидатором внутренних и внешних ресурсов.

Подход позволит получить выпускников, готовых работать на предприятии, уверен ректор, сократит издержки компаний на переучивание. С этой же целью ведется работа в школах: это профильные классы «Газпрома» и «Роснефти», проект «Инженерный резерв России», а также именные стипендии от ведущих компаний. Абитуриент должен идти в вуз не за дипломом, а за компетенциями.

«Система уже работает, – сказал Новосёлов, отвечая на вопрос из зала об увеличении объемов производственной практики. – Учебный год мы разбили не на дисциплины, а на модули, синхронизированные с реальным нефтесервисом. Для изучения технологий бурения и разработки месторождений организовали практику на объектах РН-Уватнефтегаза. И вы знаете, я могу сказать по реакции ребят: тот заряд, который они получают просто от факта полета на практику на вертолете, уже дорогого стоит. Не во всех вузах студенты могут даже представить себе это».
 

ИТОГИ ОТ ШАФРАНИКА

Председатель совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник хоть и говорил в рамках образовательной секции, но – так получилось – подвел итоги всего форума.

«Первое. Мотаясь по миру, я вижу, что Тюмень выгодно отличается от других территорий: здесь существует симбиоз власти, ректоратов и топменеджмента компаний. Это огромный плюс. Выпадение любого из этой троицы сразу снизит эффективность действий других.

6

Хорошее образование или плохое, определяется тем, востребовано ли оно в деле. Надо, чтобы, попав в компанию, молодой специалист понимал, что ему каждый день нужно отвоевывать свое место

Второе. Мы занимаемся товаром, который имеет мировой стандарт. Поэтому и сравнивать его можем только с миром, а не между собой. Говорить «я тут лучше этого, там лучше того» не имеем права.

Третье. Россия в высшей лиге, это определенная планка для нас.

Четвертое. Ректор говорит в достаточной степени конкретные слова о целях, задачах и формах работы. Не везде такое услышишь. Эти аксиомы должны быть отточенными.

По экспертному сообществу у меня особое мнение. Нет на Западе такой вакханалии с названиями экспертов. Авторитет и репутация важнее любой вывески. Если эксперт делает какой-то вывод, говорит какие-то важные слова, от него нельзя отмахиваться.

И об уровне требований. Хорошее образование или плохое, определяется тем, востребовано ли оно в деле. Надо, чтобы, попав в компанию, молодой специалист понимал, что ему каждый день нужно отвоевывать свое место. Вокруг огромная конкуренция; если только он выскребется, тогда станет успешным».
 

Организаторы форума

3243

 


*источник: журнал tmn №30 (октябрь–ноябрь 2016)



Текст: Иван Почтарёв
Фото: oilgasforum.ru

we-enter