13:03 / 11 марта 2015

Бум инноваций

Снимок экрана 2015-03-11 в 13.27.47

Западная Сибирь — территория инноваций. Это стало очевидно полвека назад.

Тогда для освоения месторождений нефти и газа потребовались принципиально новые технологии. Многие из них были созданы в эпоху Виктора Ивановича Муравленко.

 

КУСТОВОЕ БУРЕНИЕ

Месторождения углеводородов в Сибири растягивались на десятки, а порой и сотни километров. Покрыть эти огромные площади равномерной сеткой скважин, как в европейской части России, не только сложно, но зачастую просто невозможно из-за сплошных болот и рек. Создание насыпных площадок под буровые потребовало бы значительных ресурсов и, главное, времени, которого у нефтяников не было.

Так родилась технология, в соответствии с которой создавались кусты скважин, где на одной территории размещается до пяти скважин, а то и больше. Благодаря наклонному направлению ствола они могут достигать участков месторождения, удаленных от кустовой площадки на сотни метров.

В результате затраты на обустройство снизились в несколько раз, а темпы работ многократно возросли. Сегодня кустовое бурение стало нормой не только в нефтяной, но и в газовой промышленности.

Весной 1966 года была на практике доказана возможность бурения с ледяного основания

 

БУРОВАЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ХОДУ

Перемещение буровой по территории кустовоий площадки в условиях Западной Сибири также было процессом крайне непростым. Большую часть времени территория находилась в зоне затопления, что осложняло проведение монтажных работ.

Решением этого вопроса стала принципиально новая схема передвижения буровых установок на железнодорожном ходу. Суть ее заключается в том, что весной, до начала затопления, на будущей площадке сооружается настил из двукантного бруса. К нему крепятся две рельсовые колеи, на которые устанавливается комплект отработанных вагонных двуосных тележек (обычно 10 штук). По этим рельсам буровая передвигается по кусту скважин, пробуривая их в необходимом количестве.

В итоге время демонтажа-монтажа буровой сократилось до 15–30 минут, а сезонность перестала играть решающую роль в ведении буровых работ.

2

 

БУРОВАЯ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Грунты в Западной Сибири слабые, в особенности в северных регионах, где расположены основные месторождения углеводородов. Поэтому перевозка крупных блоков, при помощи которых решено было ускорить строительство новых объектов, превратилась в огромную проблему.

Выход из сложной ситуации был найден в использовании воздушной подушки. Эксперименты, проведенные в 1966–1968 годах в Шаимской конторе бурения, доказали эффективность этой разработки инженеров Главтюменнефтегаза. В частности, впервые в мире были осуществлены подъем на воздушную подушку 160-тонной установки в полностью смонтированном состоянии и ее перемещение по болоту.

В результате значительно увеличились темпы работ и сократились затраты на их выполнение.

Кустовое бурение стало революцией в нефтедобывающей отрасли: многократно снизились затраты, и увеличились темпы работ

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУРЕНИЯ

В Западной Сибири первопроходцам пришлось столкнуться с совершенно другими не только климатическими, но и геологическими условиями. Прежние методы бурения оказались неэффективными, и на смену им приходили новые решения, а именно: широкое внедрение гидромониторных долот; использование принудительной очистки промывочной жидкости; переход на емкостную систему хранения промывочных жидкостей; передача больших гидравлических мощностей забойным механизмам и улучшение качества промывки скважин за счет применения двух буровых насосов, установки их под залив.

Первые результаты были получены уже в 1966 году, а в 1967-м эффективность технологий стала очевидна. С этого времени основная часть процесса бурения производилась гидромониторными долотами.

4

Геннадий Лисовиченко,
генеральный директор ЗАО «Антипинский НПЗ»

— Виктору Ивановичу Муравленко удалось построить грандиозный промышленный комплекс всего за 12 лет. Он избрал верный стиль управления и сумел подобрать для себя команду настоящих профессионалов, которых, кстати, требовалось большое количество: только один аппарат главтюменнефтегаза включал до 300 человек.
    По воспоминаниям соратников и преемников, Виктор Иванович был простым и прямым человеком, отзывчивым, влюбленным в родину. к этому добавлялся его безграничный талант управленца, требовательность и умение подвигнуть людей на невероятные свершения. последнему есть много подтверждений. взять хотя бы продуктивное и трудное легендарное Самотлорское месторождение! в год там добывалось почти 200 млн тонн нефти, а это серьезная цифра!
    Бесспорно то, что во время руководства Виктора Ивановича в кратчайшие сроки был освоен беспрецедентный объем работ. Он вывел Россию в число передовых стран мира по добыче нефти!
    В городе уже готовятся торжества к 100-летнему юбилею. На нашем заводе находится своеобразная стена памяти, где размещены плакаты с информацией о жизненном пути Виктора Ивановича.

 
 

НОВЫЕ МЕТОДЫ ВЫШКОСТРОЕНИЯ

В СССР традиционно применялось три метода строительства и монтажа буровых: поагрегатный; блочный; крупноблочный.

В Западной Сибири поначалу активно использовались первые два, получившие распространение в Поволжье. Однако отсутствие транспортной инфраструктуры, высокая заболоченность территории и обильные паводковые воды крайне затрудняли работу вышкомонтажников. Разнообразие типов оборудования и методов работы также мало способствовало ускорению.

В связи с этим в 1965 году Главтюменнефтегаз принял в качестве магистрального направления индустриальный метод строительства и монтажа буровых. Так, было решено монтировать буровые установки универсальными крупными блоками. Развернулось массовое изготовление и внедрение быстроразъемных соединений всех типоразмеров, что позволило резко сократить затраты времени на обвязку буровой – с четырех суток до пяти с половиной часов, а в лучших бригадах – до двух часов. При этом возврат материалов составил до 95%. С 1966 года началось применение единых монтажных схем, что позволило стандартизировать и централизовать эту работу, сэкономив миллионы рублей и человеко-часов.

1

 

ЛЕЖНЕВЫЕ И ЛЕДОВЫЕ ДОРОГИ

Необходимость перевозки крупных блоков по сибирскому бездорожью поставила перед покорителями недр непростую задачу. Слабые грунты не выдерживали нагрузки. На сооружение традиционных асфальтовых магистралей не было ни средств, ни времени.

В этих условиях Главтюменнефтегаз принял решение о массированном строительстве лежневых дорог. Для этого в системе главка был создан дорожный строительно-ремонтный трест с разветвленной системой предприятий на всех нефтяных месторождениях региона. Это позволило до минимума сократить время простоя буровых бригад, многократно повысив производительность труда.

В зимний период транспортировка осуществлялась по ледовым дорогам – совершенно новому типу инфраструктуры, разработанному специалистами Главтюменнефтегаза. Уже весной 1966 года была на практике доказана возможность бурения с ледяного основания. Зима перестала быть помехой нефтяникам, превратившись в их помощницу.

 

Текст Станислав Белов
Журнал tmn №6 (сентябрь-октябрь 2012)

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика