Западная Сибирь — территория инноваций. Это стало очевидно полвека назад.
Тогда для освоения месторождений нефти и газа потребовались принципиально новые технологии. Многие из них были созданы в эпоху Виктора Ивановича Муравленко.
Месторождения углеводородов в Сибири растягивались на десятки, а порой и сотни километров. Покрыть эти огромные площади равномерной сеткой скважин, как в европейской части России, не только сложно, но зачастую просто невозможно из-за сплошных болот и рек. Создание насыпных площадок под буровые потребовало бы значительных ресурсов и, главное, времени, которого у нефтяников не было.
Так родилась технология, в соответствии с которой создавались кусты скважин, где на одной территории размещается до пяти скважин, а то и больше. Благодаря наклонному направлению ствола они могут достигать участков месторождения, удаленных от кустовой площадки на сотни метров.
В результате затраты на обустройство снизились в несколько раз, а темпы работ многократно возросли. Сегодня кустовое бурение стало нормой не только в нефтяной, но и в газовой промышленности.
Весной 1966 года была на практике доказана возможность бурения с ледяного основания
Перемещение буровой по территории кустовоий площадки в условиях Западной Сибири также было процессом крайне непростым. Большую часть времени территория находилась в зоне затопления, что осложняло проведение монтажных работ.
Решением этого вопроса стала принципиально новая схема передвижения буровых установок на железнодорожном ходу. Суть ее заключается в том, что весной, до начала затопления, на будущей площадке сооружается настил из двукантного бруса. К нему крепятся две рельсовые колеи, на которые устанавливается комплект отработанных вагонных двуосных тележек (обычно 10 штук). По этим рельсам буровая передвигается по кусту скважин, пробуривая их в необходимом количестве.
В итоге время демонтажа-монтажа буровой сократилось до 15–30 минут, а сезонность перестала играть решающую роль в ведении буровых работ.
Грунты в Западной Сибири слабые, в особенности в северных регионах, где расположены основные месторождения углеводородов. Поэтому перевозка крупных блоков, при помощи которых решено было ускорить строительство новых объектов, превратилась в огромную проблему.
Выход из сложной ситуации был найден в использовании воздушной подушки. Эксперименты, проведенные в 1966–1968 годах в Шаимской конторе бурения, доказали эффективность этой разработки инженеров Главтюменнефтегаза. В частности, впервые в мире были осуществлены подъем на воздушную подушку 160-тонной установки в полностью смонтированном состоянии и ее перемещение по болоту.
В результате значительно увеличились темпы работ и сократились затраты на их выполнение.
Кустовое бурение стало революцией в нефтедобывающей отрасли: многократно снизились затраты, и увеличились темпы работ
В Западной Сибири первопроходцам пришлось столкнуться с совершенно другими не только климатическими, но и геологическими условиями. Прежние методы бурения оказались неэффективными, и на смену им приходили новые решения, а именно: широкое внедрение гидромониторных долот; использование принудительной очистки промывочной жидкости; переход на емкостную систему хранения промывочных жидкостей; передача больших гидравлических мощностей забойным механизмам и улучшение качества промывки скважин за счет применения двух буровых насосов, установки их под залив.
Первые результаты были получены уже в 1966 году, а в 1967-м эффективность технологий стала очевидна. С этого времени основная часть процесса бурения производилась гидромониторными долотами.
Геннадий Лисовиченко,
генеральный директор ЗАО «Антипинский НПЗ»
— Виктору Ивановичу Муравленко удалось построить грандиозный промышленный комплекс всего за 12 лет. Он избрал верный стиль управления и сумел подобрать для себя команду настоящих профессионалов, которых, кстати, требовалось большое количество: только один аппарат главтюменнефтегаза включал до 300 человек.
По воспоминаниям соратников и преемников, Виктор Иванович был простым и прямым человеком, отзывчивым, влюбленным в родину. к этому добавлялся его безграничный талант управленца, требовательность и умение подвигнуть людей на невероятные свершения. последнему есть много подтверждений. взять хотя бы продуктивное и трудное легендарное Самотлорское месторождение! в год там добывалось почти 200 млн тонн нефти, а это серьезная цифра!
Бесспорно то, что во время руководства Виктора Ивановича в кратчайшие сроки был освоен беспрецедентный объем работ. Он вывел Россию в число передовых стран мира по добыче нефти!
В городе уже готовятся торжества к 100-летнему юбилею. На нашем заводе находится своеобразная стена памяти, где размещены плакаты с информацией о жизненном пути Виктора Ивановича.
В СССР традиционно применялось три метода строительства и монтажа буровых: поагрегатный; блочный; крупноблочный.
В Западной Сибири поначалу активно использовались первые два, получившие распространение в Поволжье. Однако отсутствие транспортной инфраструктуры, высокая заболоченность территории и обильные паводковые воды крайне затрудняли работу вышкомонтажников. Разнообразие типов оборудования и методов работы также мало способствовало ускорению.
В связи с этим в 1965 году Главтюменнефтегаз принял в качестве магистрального направления индустриальный метод строительства и монтажа буровых. Так, было решено монтировать буровые установки универсальными крупными блоками. Развернулось массовое изготовление и внедрение быстроразъемных соединений всех типоразмеров, что позволило резко сократить затраты времени на обвязку буровой – с четырех суток до пяти с половиной часов, а в лучших бригадах – до двух часов. При этом возврат материалов составил до 95%. С 1966 года началось применение единых монтажных схем, что позволило стандартизировать и централизовать эту работу, сэкономив миллионы рублей и человеко-часов.
Необходимость перевозки крупных блоков по сибирскому бездорожью поставила перед покорителями недр непростую задачу. Слабые грунты не выдерживали нагрузки. На сооружение традиционных асфальтовых магистралей не было ни средств, ни времени.
В этих условиях Главтюменнефтегаз принял решение о массированном строительстве лежневых дорог. Для этого в системе главка был создан дорожный строительно-ремонтный трест с разветвленной системой предприятий на всех нефтяных месторождениях региона. Это позволило до минимума сократить время простоя буровых бригад, многократно повысив производительность труда.
В зимний период транспортировка осуществлялась по ледовым дорогам – совершенно новому типу инфраструктуры, разработанному специалистами Главтюменнефтегаза. Уже весной 1966 года была на практике доказана возможность бурения с ледяного основания. Зима перестала быть помехой нефтяникам, превратившись в их помощницу.
Текст Станислав Белов
Журнал tmn №6 (сентябрь-октябрь 2012)