12:11 / 25 ноября 2018

Страху — нет

Как помочь ребенку не стать жертвой нового вида школьного насилия кибербуллинга?

С вовлечением детей и подростков в мир социальных сетей появился новый вид школьного насилия — кибербуллинг. Онлайн-жестокость, или электронная травля – это преднамеренные агрессивные действия на протяжении длительного периода с использованием электронных форм взаимодействия.

В ходе одного из исследований опросили около 300 московских школьников. Как оказалось, кибербуллинг – это обычный опыт для современных тинейджеров: 72% опрошенных были участниками травли. Остальные ответили, что никогда не сталкивались с этим явлением. Но, вероятно, многие просто не до конца понимают, что это такое. Из тех ребят, которые оскорбляли, унижали, вели себя агрессивно по отношению к другим детям, только 15% получили удовлетворение от своих действий, из них 26% сообщают о том, что почувствовали свою неправоту, а 25% испытали стыд. Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что кибербуллинг в большинстве случаев – не эмоциональная разрядка, а «модное» веяние.

Кибербуллинг сегодня — один из самых губительных типов онлайн-атак, учитывая, насколько беспощадно злоумышленники порой используют неуверенность жертвы

 
 

Интернет-травля может выйти и в реальную жизнь, когда агрессор и объект нападения находятся в одной школе, одном районе или городе. Дети и подростки, не оценивая последствий своих действий, выкладывают на своих страницах в соцсетях большой объем личной информации, которая может быть использована против них. Родители же, как правило, редко имеют представление о кибербуллинге и методах защиты от него, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.

«Менее 25% родителей вводят хоть какие-то ограничения на пользование Интернетом для своего ребенка, при этом 56% подростков страдают от кибербуллинга, – рассказала Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной Думы, куратор федерального проекта «Крепкая семья». – Задача взрослых – научить детей распознавать кибертравлю и правильно действовать при столкновении с ней. Наш опыт общения с подростками показал, что не все понимают, как реагировать на троллинг и кибербуллинг. В современной реальности нам необходимо вырабатывать у детей правильную реакцию на разные интернет-раздражители».
 
 

МИНИМАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КИБЕРБУЛЛИНГА:

• При проявлении кибербуллинга необходимо блокировать учетные записи агрессоров;
• Сообщите о фактах кибербуллинга в службу поддержки сайта или социальной сети;
• Обеспечьте защитой ваши пароли, в том числе на мобильных устройствах.

 

«В первую очередь нужно понимать взрослым, а затем и доносить до детей: во-первых, буллинг – это способ для человека с низкой самооценкой «возвыситься» над жертвой атаки; во-вторых, в буллинге всегда два игрока: агрессор и жертва. Никто не может заставить быть жертвой, если ребенок сам не вовлечется в эту игру и не почувствуете себя униженным. В-третьих, если человек понимает смысл этой игры, то он может не вступать в нее», – объясняет психолог Галина Губайдуллина.

Она также советует объяснить ребенку правила игры в буллинг. Главное – не вовлекаться, понять, что «троллю» важны страх, неуверенность жертвы. Если ему удалось спровоцировать вас на эмоции – вы в его власти.
Оскорбление, «отскочившее» от вас, остается просто словом, характеризующим человека, который его произнес. Например, никто ведь не считает себя униженным, если облаян собакой. Ребенка нужно учить не только психологической грамотности, но и взаимодействию с агрессором. Также следует технически обеспечить его безопасность в сети – с помощью специальных программ. Если же родители увидели, что ребенок сам занимается травлей, необходимо объяснить ему скрытую суть этого явления, чтобы он понял, что это недостойно, а подкрепление самооценки можно получить другим способом.

«Часто буллинг – это проекция того, что дети видят в семье, в школе, от взрослых, – говорит Галина Губайдуллина. – Начните с себя. И не забывайте, что есть «закон стаи»: если не я, то меня. Задача родителя – учить детей, разъяснять, показывать на примерах. Если не действует – применять санкции, ограничения, создающие ребенку ощутимый дискомфорт. Не как месть, а как научение границам, рамкам».
 


Текст: Татьяна Вакилева