we-enter
13:01 / 14 Январь 2019

Первый губернатор Югры Александр Филипенко об истории развития региона

Первый губернатор Югры Александр Филипенко об истории развития региона

we-enter

ДОСЬЕ


Александр Филипенко
 
Председатель Ханты-Мансийского окружного исполкома окружного Совета народных депутатов с 1989 по 1991 год. Глава администрации Ханты-Мансийского автономного округа с 1991 по 1996 год, первый губернатор, председатель Правительства ХМАО-Югры с 1996 по 2010 год.
 
Родился 31 мая 1950 года в Караганде Казахской ССР.
 
Окончил Сибирский автодорожный институт им. Куйбышева (Омск) по специальности «Инженер-строитель мостов». Кандидат социологических наук (2002).
 
После окончания института уехал работать в Сургут. Трудовой путь — от инженера до аудитора Счетной палаты РФ (с 2010 года).
 
Выборные должности: депутат Ханты-Мансийского окружного Совета народных депутатов, Берёзовского районного Совета народных депутатов, Тюменского областного Совета народных депутатов (1990), член Совета Федерации (1993–2000), член Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов.
 
В 2001 году входил в состав Президиума Госсовета РФ, возглавлял рабочую группу по вопросам совершенствования государственной политики в области недропользования (природопользования) Госсовета РФ.
 
Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II и IV степеней, ордена Почета, ордена Дружбы народов. Награжден медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири».
 
Заслуженный строитель РФ, лауреат ряда национальных премий.

Очевидцы рассказывают, что посетители аэропорта Ханты-Мансийска, увидев Александра Васильевича, который прилетал в родной регион уже после своей отставки в 2010 году, аплодировали ему. Как и за счет чего первому губернатору Югры (которого часто за глаза называли «папой») удалось добиться такой поддержки со стороны жителей округа, мы попытались узнать лично от Александра Филипенко, который согласился дать эксклюзивное интервью журналу tmn в Москве.
 
 

tmn: Александр Васильевич, Вы родились в Караганде, получали образование в Омске, а после окончания института уехали работать в Сургут. Непрямая жизненная траектория...

Александр Филипенко: Да. Из Караганды мы переехали на север Казахстана из-за службы отца. Вырос в Петропавловске, там начал трудовую деятельность. Потом пять прекрасных лет в омском вузе. После института я поехал сдавать офицерский экзамен, жена с сыном и тещей – в Абакан. Затем был Новосибирск – мостостроительный трест № 2, разлука с семьей. Там же передо мной встал выбор: станция «Зима», это БАМ, или Сургут. Станция от привычных мест далеко. Сразу решил, что едем в Сургут. Ничего не знал про регион. Просто сели в самолет 17 сентября 1973 года. Попали в «бучу кипучу»: сразу на работу, в совершенно иную жизнь.
 

Много лет Вы развивали нефтегазовый комплекс Западной Сибири, руководили известным всей стране округом. Есть люди, которых Вы можете назвать своими учителями?

Прежде всего, мама, Татьяна Романовна, донская казачка с самоиронией и чувством юмора. Очень многое – от нее. Безусловно, папа Василий Фадеевич. Никогда не видел его ничего не делающим. Умение что-то руками делать и головой – это у меня от него. Нельзя не упомянуть братьев.

Еще Дмитрий Иванович Коротчаев, глава коллектива управления «Тюменьстройпуть». На его примере я понял, что если хочешь сделать дело, надо забыть о принадлежности к какой-то структуре. Смотреть нужно только, как оптимальным образом достичь поставленной цели. «Какие проблемы? Сделать, и немедленно. Возьми, привези, неважно, из какого ты министерства». Важно формировать общий настрой: не просто сделать, а сделать качественно, красиво и быстро.
 

Первый губернатор Югры Александр Филипенко об истории развития региона

Где бы ни работал, всегда устраивал соревнования. «Самизм» приветствовал. «Самизм» — в смысле «самый лучший». Практически каждый город Югры считал, что именно он — лучший в округе

 
 

Регион притягивал таких людей...

Кто-то может сказать: «Какой там энтузиазм, запах тайги, романтика… Понятно же, что за деньгами ехали!» – и будет прав. Отчасти. Люди ехали сюда, чтобы обрести себя. Молодые получали возможность работать, обретать жизненный опыт, становиться руководителями.

Был жесткий объективный отбор. Югра прирастала в среднем на 100 000 человек за год. Многие ехали, думая, что здесь можно взять лопату, нагрести мешок денег – и обратно. Но быстро обнаруживали, что, кроме прочего, здесь комары, морозы, отсутствие элементарных условий для жизни.
 

Четыре года Вы работали на строительстве известного железнодорожного моста через Обь под Сургутом...

Да. Начинал мастером на опоре № 17. Тогда были такие телеграммы с красными полосами: «Немедленно!» – «Сделали уже!» И вот кто-то доложил, что сделано, а оказалось – нет. Выезжаю на смену. Послезавтра приезжает управляющий трестом, думает, что эту опору закончили и готовы начать монтаж. У нас двое с половиной суток. Собрал всех, кто ехал с левого берега Оби. Кто бы ни был чином – все арматуру вязали, бетон принимали. Задача была вы- полнена. Иначе не по-нашему.
 

В 1993 году Вас избрали представлять интересы региона в Совете Федерации. На губернаторских выборах в 1995-м Вы получили более 70% голосов избирателей, а на перевыборах через 5 лет – более 90%...

Даже 92%.
 

Огромная цифра! Что является основой доверия избирателей?

Надо спрашивать тех, кто выбирал. Когда избирался, за плечами уже была целая югорская жизнь. Я никогда не прятался. Не было никаких охранников. Когда выдавалось время, вечером мы с супругой выходили подышать свежим воздухом. Однажды идем, и вдруг мужской голос: «Александр Васильевич!» Оборачиваюсь: «Да. А что?» – «А можно с Вами сфотографироваться?» – «Если сильно хочется…» – «Ребята, давай! Я договорился!» Прибегают еще человек пять. Говорю: «Слушай, ты мне смысл объясни... Тебе лучше бы со своим губернатором сфотографироваться…» – «К своему, – говорит, – я и на полтора километра подойти не смогу!» Так что самое важное – быть там.
 

Первый губернатор Югры Александр Филипенко об истории развития региона

Если хочешь сделать дело, надо забыть о принадлежности к какой-то структуре. Смотреть нужно только, как оптимальным образом достичь цели. Какие проблемы? Сделать, и немедленно

 
 

Вы были назначены главой администрации ХМАО в 1991-м. Каким был этот период для Вас?

После изменений в Конституции РФ мы получили право на формирование самостоятельного бюджета. Потом пришел рынок. По принципу электрической лампочки: указ написали, закон приняли, щелкнули – готово. В нефтяной отрасли было Министерство нефтяной промышленности, «Главтюменнефтегаз» и акционерные общества на местах.

Кто-то стал в этой цепочке лишним. Проиграли промежуточные звенья. Не знаю, хорошо это или плохо. Но в итоге остались московские министерства и исполнители на местах: на Ямале, в Югре.
 

Для развития региона необходима еще одна важная часть – человеческий капитал.

Да. 25 лет назад подросток окончил школу: девушки – замуж, пацаны – в армию или в вуз, которого в родном городе нет. В 80-е в округе было порядка 20 000 выпускников. Все разъезжались. Мы стали создавать высшую профессиональную школу в Югре. Сейчас здесь шесть государственных вузов. Теперь так: выпускник идет в «наш» вуз, работает, продолжает здесь жить. Занимается спортом, творчеством. Когда меня спрашивают: «Вы 20 лет губернатором пробыли, что сделано?», говорю: «Сравните: люди – какими они были и какими стали!» Всем, кто будет работать в Югре после нас, мы создали сложности переменами. Надо продолжать двигаться дальше хоть на полтора сантиметра. Это непросто, но Югра справится. Потому что все есть: лесные и биологические ресурсы, серьезные заделы высоких технологий, интеллектуальной экономики. А главное – люди, умеющие и готовые это делать.
 

На ваших глазах, а потом и под вашим руководством Югра становилась такой, какой ее знают сегодня. Как Вы ощущали развитие?

Человеку необходимо, чтобы каждый день было немного лучше. Мы практиковали «замеры жизнерадостности». Вот город, благополучный по уровню доходов, устройству. И иной, немного отставший. Там, где уровень жизни высокий, недовольных существенно больше, чем на территории, где живут в два раза хуже, но изменения нарастают – появились дороги, тротуары, красивые фасады, есть динамика. В Ханты-Мансийске всех заставлял сеять газоны и садить цветы, это для всех был ужас. Но за год-полтора это стало трендом.

Где бы ни работал, всегда устраивал соревнования. «Самизм» приветствовал. «Самизм» – в смысле «самый лучший». Приезжайте в Сургут и спросите: «Какой в округе самый хороший город?» Скажут: «Сургут!» Приезжайте в Лангепас – что ответят? Конечно, Лангепас! И так везде.
 

Югра сегодня – предмет для гордости?

В настоящий момент Югра – лидер производства электроэнергии, лидер по добыче нефти и, пока что, второй регион после Ямала по добыче газа. По ВРП Югра сегодня вторая после Москвы.
 
 


*источник: журнал tmn №37 (октябрь–декабрь 2018)


 

Текст: Илья Серебрянников
Фотографии из архива редакции

 

we-enter