we-enter
12:09 / 16 Сентябрь 2014

Медико-компьютерное обслуживание

Медико-компьютерное обслуживание

На актуальные вопросы информатизации оказания государственной медицинской помощи отвечает директор Департамента информатизации Тюменской области Александр Албычев.

we-enter

Александр Сергеевич, государство сейчас уделяет большое внимание автоматизации работы своих учреждений, а медицинская помощь остаётся одной из самых массовых услуг. Какие задачи стоят на текущий момент в автоматизации медицинской работы? 

Сейчас мы работаем над развитием инфраструктуры, поскольку нельзя заниматься информатизацией здравоохранения и его процессами, не имея технического обеспечения. В 2013 году завершили проектирование СКС на 2500 рабочих мест в тех филиалах медицинских организаций, где не было кабельных систем. В этом году мы продолжаем их строительство с целью обеспечения всех пользователей функционалом региональной информационной системы здравоохранения. Параллельно занимаемся автоматизацией типовых процессов в медицине, перечень которых определён Комиссией по информатизации здравоохранения Тюменской области. На данный момент успешно автоматизированы такие процессы, как запись на приём к врачу, учёт движения медицинских карт, выписка рецептов на лекарственные препараты, направление на консультацию, выписка и учёт справок в ГИБДД. Если говорить о планах на ближайшее время, то до конца этого года планируется запустить процесс перехода на электронную медицинскую карту амбулаторного больного в «пилотных» медицинских организациях. До конца 2015 года на электронную медицинскую карту будут переведены все медицинские организации Тюменской области.

Какие цели озвучены в этой сфере на ближайшие пять лет?

На федеральном уровне идёт развитие Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), со своей стороны мы нацелены на интеграцию областной информационной системы здравоохранения с федеральной. В ближайшую пятилетку планируется внедрение типовых процессов во всех лечебных учреждениях области, предоставление средств автоматизации для стационаров и узких специалистов, фельдшерскоакушерских пунктов, внедрение удалённого просмотра медицинских данных и консультирования на расстоянии (телемедицина). В планах также развитие ERP-составляющей: учёт кадров, оборудования, финансов, материальных запасов и лекарственного обеспечения. Все эти задачи отражены в Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года.

Визит в любую поликлинику начинается с записи на приём. Раньше это было настоящей проблемой, особенно если нужно посетить нескольких врачей. Как вы решили эту задачу? 

Мы стремимся оптимизировать процесс записи на приём в первую очередь через разделение потока пациентов на плановый и неотложный. Для неотложного приёма осуществляется внедрение системы электронной очереди. Как записаться на плановый прием, пациент может решить самостоятельно: по дистанционным каналам – через интернет, инфокиоск, мобильное приложение, единый центр записи на приём к врачу или традиционным способом – обратившись в регистратуру. Потребность оптимизации процесса учёта движения медицинских карт возникла по простой причине – нужно добиться того, чтобы карты не терялись, а к моменту приёма были у врача в кабинете. Во всех поликлиниках мы совместно с Департаментом здравоохранения области реализовали процесс движения и учёта медицинских карт с помощью технологии штрихкодирования. Суть в следующем: каждая карта пациента имеет штрихкод, который считывается при её передаче из регистратуры и при получении карты врачом. Все маршруты движения типизированы и контролируются. С начала реализации проекта процент своевременной доставки карт вырос с 30 до 90%. В дальнейшем планируем, что переход на электронную медицинскую карту полностью решит проблему потери медицинских карт.

По опыту внедрение информационных технологий в определённую сферу деятельности зачастую тянет за собой попутную модернизацию других систем и процессов.

Да, вы правы. Наш проект на данном этапе автоматизирует главным образом перемещение пациентов и амбулаторных карт. Поскольку все данные о функционировании процесса сохраняются в информационной системе, мы получаем достоверные цифры о текущем состоянии дел в отрасли. Видно, где и по какой причине происходят задержки, вскрываются кадровые проблемы в той или иной поликлинике. Мы получаем качественные данные для принятия решений, которых ранее никогда не имели, а руководителям отстающих поликлиник сложнее скрывать недостатки в своей работе. Мы не занимаемся информатизацией ради информатизации, мы стараемся сделать сферу здравоохранения более пациентоориентированной. Внедрение типовых сценариев работы, как это принято в системах массового обслуживания, позволяет быстрее и эффективнее распространить типовой процесс на всех его участников. В составе специальной, созданной в рамках Комиссии по информатизации здравоохранения Тюменской области рабочей группы трудятся представители и информатизации, и здравоохранения, что помогает более точно формулировать задачи, а потом эффективно оптимизировать и автоматизировать процессы.

Какие сейчас есть результаты в цифрах?

Около 30 000 человек ежемесячно записываются на приём к врачу через интернет (сайт iris72.ru). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пользователей этого сервиса
выросло в два раза. Не так давно было разработано и опубликовано мобильное приложение «Медицина 72», через которое также можно записаться на приём без личного обращения в поликлинику.
На сегодня пользователями мобильного приложения стали более 4500 пользователей. Если говорить о службе «Единый центр записи на приём к врачу», то тут также можно отметить стремительный рост
количества обращений – специалистами службы принимается около 2000 звонков в день. Статистика показывает, что на сегодня 27% населения области записывается на приём к врачу дистанционно, что
позволяет в значительной мере разгрузить регистратуры и, самое главное, – создать более комфортные условия для граждан при получении медицинских услуг.

Впечатляет. На какой аппаратной и программной части реализованы проекты? Какой инструментарий находится в руках медицинских работников?

Функционал информационной системы построен на отраслевом решении SAP для здравоохранения. Эта система – самая распространённая в сфере здравоохранения в мире. Она построена на базе ERP-системы и может быть масштабирована до уровня региона. Система размещена в Центре обработки данных Тюменской области, что обеспечивает необходимый уровень надежности, безопасности и эффективности её эксплуатации. Сейчас система действует во всех регистратурах и медицинских организациях области, оказывающих медицинскую помощь, и имеет более 2800 пользователей.

Что говорят сами пользователи систе мы? Есть обратная связь от пациентов и сотрудников поликлиник?

Если говорить о системе, то мы фиксируем обратную связь по наиболее сложным вопросам: не найден пациент в системе, нет нужного врача или подходящего времени для записи. Как только появляется
проблема, стараемся как можно быстрее её устранить, найти причину, и, знаете, уже сейчас есть положительная динамика по многим направлениям. Это отмечают и медицинские работники, и пациенты.

Приближается главное событие IT-сферы в Тюменской области – «ИНФО-ТЕХ». Планируется ли уделить внимание вопросам здравоохранения в рамках данного мероприятия?

VII Всероссийский форум «Электронное правительство – современный механизм управления регионом» и специализированная выставка «ИНФОТЕХ-2014» – несомненно, ключевые и самые масштабные события IT-сферы в регионе. В этом году «ИНФОТЕХ» состоится 10–11 сентября в Тюменском технопарке и, конечно, обещает быть ярким и интересным. Состав участников форума – это представители Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Минэкономразвития РФ, Министерства здравоохранения РФ, руководители профильных ведомств различных уровней, представители IT-компаний, эксперты и специалисты сферы информационных технологий и других отраслей. Всего на форуме будет около 13 различных тематических секций, посвященных использованию информационных технологий в государственном управлении, бизнесе, нефтяной отрасли и других сферах. Для обсуждения вопросов информатизации здравоохранения выделена специальная секция «Инновационное развитие информационных технологий здравоохранения», которая пройдёт во второй день форума. Её модератором выступит Горбачёв Дмитрий Сергеевич, официальный представитель компании SAP.

 

Более подробная информация о мероприятии

доступна на сайте www.infotex72.ru 

и по телефону (3452) 56-00-56.

we-enter