16:10 / 30 октября 2018

Безопасные технологии

Как регулировать работу ребенка с гаджетами, чтобы не навредить ему морально и физически?

Конечно же, в техническом прогрессе нет ничего плохого. Смартфоны, планшеты и ноутбуки позволяют детям быстро развиваться. Но часто родители используют гаджеты, чтобы отвлечь или занять малыша. В дальнейшем девайсы превращаются в инструмент воздействия (запрет пользования при плохом поведении, оценках), что вырабатывает у ребенка нездоровую тягу к ним и может привести к психологической травме.
 

В результате взаимодействия с гаджетами у детей могут возникнуть проблемы и с физическим здоровьем. Исследователи из российского Центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен ему именно детский организм.

Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта

 
 

Это лишний раз подтверждает, что во всем нужны мера и разумный подход. «У гаджетов больше плюсов, если их использовать правильно, – уверена Елена Кашкарова, депутат Тюменской областной Думы, куратор федерального проекта «Крепкая семья». – Не будет преувеличением сказать, что Интернет и привязанные к нему технические средства спасают жизни. Еще лет 15 назад мы и мечтать о таком не могли, а сегодня мировые светила в сфере онкологии и кардиологии проводят онлайн-консультации с коллегами из отдаленных уголков области, разбирая сложные медицинские случаи. Ну а что касается обучения – тут ресурс полезности технических устройств практически неисчерпаем. Но именно доступность гаджетов и Интернета может причинить вред, если детям не объяснить правила поведения и коммуникаций в новом информационном пространстве. А это зачастую сложно еще и потому, что родители сами не знают многих вещей. Поэтому я настаиваю на том, чтобы у нас были полезные обучающие программы для всей семьи».

О последствиях постоянного взаимодействия с мобильными устройствами говорят педиатры и психологи. У многих детей начинаются проблемы с координацией движений. Возможны развитие близорукости, воспаление и инфицирование глазного яблока из-за сухости напряженных глаз. Вред для позвоночника, ухудшение кровоснабжения головного мозга из-за неестественного наклона головы – тоже вполне вероятные варианты.

«К нам в клинику всё чаще стали обращаться родители по поводу возникновения различных расстройств здоровья у детей, злоупотребляющих компьютерными играми, – рассказал врач-остеопат Клиники семейной остеопатии Николай Тоболкин. – Компьютерная зависимость официально отнесена к заболеваниям. Если ребенок постоянно играет на смартфоне и планшете, это тормозит развитие нервной системы, вызывает зависимость и привычку убивать время. Детей необходимо обучать правильному использованию компьютерных устройств, чтобы минимизировать вред здоровью, заболевания позвоночника и задержку речевого развития».

«Мы проводили исследование в одной из гимназий Тюмени. К моменту поступления в школу у 15–17% учеников есть патология зрения, а к окончанию школы проблемы имеют 60% ребят. Показатели по стране в целом не сильно отличаются: 10–15% и 50% соответственно. Ведь сейчас гаджеты используют не только дома, но и в учебных заведениях – интерактивные доски, компьютеры в классах информатики, презентационные доски. Но в любом случае наибольший вред наносит телефон, так как ребенку приходится щуриться, достаточно сильно напрягать зрительную систему. Чтобы минимизировать последствия, необходимо придерживаться санитарно-гигиенических норм», – говорит начальник отдела контроля качества медицинской помощи, детский врач-офтальмолог ГАУЗ ТО «Областной офтальмологический диспансер» Елена Радзивилюк.
 
 

Она также дала ряд рекомендаций:

1. Детям до трех лет вообще не стоит взаимодействовать с гаджетами и напрягать зрение.

2. С 1 по 5 класс пользоваться мобильными устройствами можно не более 15–20 минут в день.

3. Для учащихся средних и старших классов время обращения с гаджетами может составлять 1–3 часа, но однозначно с перерывами.

4. Обязательно нужно позаботиться об освещении. При выполнении домашних заданий в вечернее время необходимы верхнее освещение и настольная лампа.

5. Ни в коем случае нельзя ни читать, ни играть с гаджетом лежа. Только сидя за столом с прямой спиной.

6. Родителям необходимо обращать внимание, не щурится ли ребенок. При подозрении на снижение зрения обязательно обратиться к врачу-офтальмологу. Детям, которые уже имеют проблемы со зрением, важно выполнять рекомендации врача и регулярно проходить офтальмологические осмотры.

7. Необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, заниматься спортом, употреблять в пищу больше овощей и фруктов.
 
 

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Сычёв,
персональный тренер

— Часто родители сами не умеют управлять телом, держать правильную осанку, а порой и злоупотребляют пассивным времяпровождением у экрана телевизора или ноутбука. Если же взрослые ведут активный образ жизни, то проблема обращения детей с гаджетами и компьютерами отпадает сама – есть не просто контроль, а положительный пример. В любом случае воспитание всегда надо начинать с себя: после работы не падать на диван, а отправиться на прогулку и ребенка с собой взять, не сидеть перед телевизором, а пойти в ближайший фитнес-клуб, заодно и ребенка привести. Из недавних примеров: родители привели подростка с избыточной массой тела, чрезмерно увлекающегося компьютерными играми, а проводит он за этими играми всё свободное время. Идеально, если тренер или педагог может поговорить с таким мальчиком на одном языке. Узнав, что его любимые игры – это «шутеры» (боевики, стрелялки и так далее), я задал вопрос: «Хотел бы ты быть похожим на главных героев своих игр?» Парень ответил: «Хотел бы». Тут уже очень легко объяснить ребенку, а главное замотивировать его на активный образ жизни, предложить разделить время на активность и на игры.

 
 

Текст: Елена Селивёрстова
Фото: 72.ru