we-enter
15:01 / 20 Январь 2015

Через тернии – к нефти

Через тернии – к нефти

Фотопроект «Прошлое. Настоящее. Будущее» нефтегазовой отрасли России.

we-enter

разведка

Освоение Западно-Сибирского нефтегазового комплекса навсегда в истории самых масштабных промышленных подвигов мира. И каждая буровая – словно памятник человеческому духу, воле и упорству тех, кто не жалея сил ежечасно преодолевал не только суровую природу, но и самого себя.

геодезисты идут

Фарман Салманов

геолог, в 1957 году самовольно увел свою геологическую партию из Кузбасса в Сургут, за что едва не был снят с должности

— А начинать приходилось всё с нуля. Не было жилья, мастерских, кузницы, складов, не хватало людей. В первую очередь построили электростанцию, установили пилораму. К концу сентября мы, как говорится, стали на ноги. Полным ходом шло строительство, начали прибывать молодые специалисты – геологи. [из книги Ф. К. Салманова «Сибирь – судьба моя», 1988] Я всегда был спокоен за людей, с которыми работал в Сибири. С ними можно было сделать всё, даже то, что порой казалось невозможным. Деловые качества являлись мерилом для каждого, кто работал в нашей экспедиции. Костяк коллектива составляли сибиряки. Удивительный этот народ! Им не страшны ни пурга, ни морозы, ни болота, ни бездорожье. Их мужество и выносливость были жизненно необходимыми в суровых условиях Севера. Сибирь каждый день рождала новых героев.

Через тернии – к нефти

И в огонь, и в воду я мог идти с теми людьми. Там, где не могла пройти техника, шли мы. Сейчас я думаю, что мы сто раз могли погибнуть, но выживали. Как я, житель теплой Белоруссии, смог выдержать мороз, когда даже водка замерзала, трудно сказать.

Семён Берин, топограф Лабытнангской сейсмопартии-25

Официальная история открытия сибирской нефти начинается со времени Петра I, направлявшего в Сибирь научные экспедиции. Во время одной из них и была обнаружена нефть. Ее образец преподнес царю участник экспедиции шведский капитан Ф. Ю. Табберт (Страленберг).

Первая в Тюменской области опорная скважина была пробурена в Тюмени в 1949 году. Сейчас на пересечении Мельникайте – Геологоразведчиков установлен памятный знак.

perviy_fontan

Через тернии – к нефти

Николай Байбаков

министр нефтяной промышленности СССР с 1948 по 1955 год

— Газ Берёзова поставил последнюю точку в спорах ученых о перспективности Западной Сибири. Даже, пожалуй, восклицательный знак.

Из отчета «Тюменьнефтегеологии» за 1953 год

«21 сентября 1953 года в селе Берёзово из песчаников, относящихся приблизительно к юрскому периоду, с глубины 1305–1318 метров ударил мощный газо-водяной фонтан... Скважина работает с неослабевающей силой. Содержание горючего газа метана – до 96%. Дебит газа – более 1 млн кубометров в сутки. Полученные результаты доказывают, что скважина открыла не отдельную газонасыщенную линзу, а пластовое месторождение горючего газа... Есть основание считать, что березовская скважина является открывательницей в Сибирском Приуралье газовых и нефтяных месторождений – Сибирского Баку...».

geroi_dobichi

Журнал Business Week (США) о сибирском богатстве

«Все эти богатства погребены в одном из суровейших мест земли. Основа нефтяных и газовых месторождений – клин в 25 000 квадратных миль, охватывающий пространство на север от Тюмени до Урала и далее до Арктики. Унылый и безлюдный край покрыт замороженной тундрой на севере, болотистыми лесами и бесплодными степями на юге. Летом оттаявшая пустыня становится непроходимой трясиной. Неприветливая картина не охлаждает энтузиазма русских, которые вместо простой эксплуатации нефтяных и газовых ресурсов решили развивать этот край как единое экономическое целое…
Тюмень, когда-то сонный перекресток на Транссибирской железной дороге, уже превратилась в кипучий центр».

2

Все эти богатства погребены в одном из суровейших мест Земли. Неприветливая картина не охлаждает энтузиазма русских

техника

Первая нефть промышленного значения (дебитом 350 тонн в сутки) была получена в 1960 году бригадой Семёна Урусова около села Шаим

3

5 000 000 000 рублей
Вдумайтесь в эту огромную цифру! Пять миллиардов рублей – таков объем капитальных вложений нашей области в начавшейся пятилетке. Это почти в четыре раза больше капитальных вложений в хозяйство области за семь лет
(«Тюменская газета», 1966 год)

транспортировка

Валентина Беляева

Валентина Беляева

в те дни мастер участка, потом прораб и, наконец, генеральный директор ОАО «Сварочно-монтажный трест». В 2013 году вошла в ТОП-20 богатейших женщин России по версии Forbes

— Когда мы строили нефтепровод Шаим – Тюмень, я работала мастером, у меня там было несколько стеллажей для сварки труб. Вертолетом возили трубу, вертолетом возили и продукты. Самый северный нефтепровод в мире был. Многие сомневались, что мы его вообще построим. Опыта строительства нефтепроводов в северных условиях на тот момент не было. И вот на последний стык – помнится, в тот день немного подморозило, но было всё равно очень грязно, – мы все и собрались. Я добиралась туда со своего участка на трубовозе. Вертолетом прилетел Борис Евдокимович (Борис Щербина – в то время 5-й Первый секретарь Тюменского обкома КПСС. – Прим. ред.). Он наблюдал, как работают наши сварщики. Они были в болотных сапогах, варили стыки в грязи, которая была выше колен, – того и гляди оступишься и захлебнешься, да еще холод. А ведь представьте: никто не жаловался! В таких невыносимых условиях никто не стал бы работать. Наверное, с тех пор у него зародилась мысль сделать и из меня героя. И звезду Героя Социалистического Труда я получила в 1983 году вместе с Борисом Евдокимовичем за трассу Уренгой – Помары – Ужгород.

Первая нефтеналивная баржа отходит от пирса Тюменского судостроительного завода в Омск, 1964 год.

Всего в 1964 году из Тюмени в Омск было отправлено 200 000 тонн нефти, а уже в 1965-м получили первый миллион.

Самый северный нефтепровод в мире был. Многие сомневались, что мы его вообще построим. Опыта строительства нефтепроводов в северных условиях на тот момент не было

ректорды

Через тернии – к нефти

Виктор Муравленко

первый руководитель Главтюменнефтегаза. Под его управлением освоение Западной Сибири шло рекордными темпами

— Масштабы открытий, появление на геологической карте всё новых и новых месторождений «черного золота» заставляют нас, нефтяников, думать над тем, как быстрей и с наименьшими затратами поставить природные богатства на службу Родине. Самотлор – это будущее Тюменской области!

Через тернии – к нефти

Рауль-Юрий Эрвье

основатель и первый руководитель Главтюменьгеологии, почетный гражданин города Тюмени

— Я считаю, что первооткрывателем стал коллектив единомышленников, людей разных специальностей, и называю их одним именем – геологи Тюмени. Любое открытие – итог огромного напряжения, сплав знаний и энтузиазма, устремленных к большой цели.

геодезисты идут

Степан Войцеховский

буровой мастер бригады Степана Повха

— Я помню первую нефть Самотлора. Она была теплая, вязкая и черная. Мы умывались первой нефтью. Приехали в декабре, забурились и в апреле 69-го получили первую нефть.

геодезисты идут

Геннадий Макеев

заслуженный работник управления буровых работ № 1, кавалер двух орденов Трудовой Славы

— Был декабрь, когда мы тракторами, «Уралами» пробивали дорогу к буровой, делали лежневку, намораживали. Если сегодня это расстояние преодолеваем за полчаса, то тогда требовалось 20 дней. Первую эксплуатационную скважину бурили, даже по меркам 70-х годов, долго – почти четыре месяца. Всему виной сильные морозы. Условия работы того времени и сегодняшнего дня, конечно, отличаются, как небо и земля. Сейчас на буровой работают в чистых спецовках и ботиночках – приятно посмотреть. А мы без болотников от вышки до насосного сарая не могли добраться.

4

Я помню первую нефть Самотлора. Она была теплая, вязкая и черная. Мы умывались первой нефтью

строительство

Луценко

Ефим Луценко

первый управляющий треста «Нижневартовскспецстрой», один из самых первых строителей Нижневартовска

— Мне в какой-то момент стало не по себе. Как строить в торфянике города? Такого опыта у меня не было. Освоение целинных земель в Казахстане (там я проработал несколько лет, от прораба до управляющего трестом) на фоне северных болот показалось чуть ли не легкой прогулкой. В какой-то момент, признаюсь, подумал: может, не стоит ввязываться в эту историю? Бросить всё и уехать домой, в Москву? Но я упрямый. Сдаваться не хотел. Наш трест занимался самыми сложными в строительстве работами нулевого цикла: выторфовка, отсыпка грунтом площадок, подъездные дороги, коммуникации. Прежде чем возвести капитальное здание, надо здорово потрудиться. Бульдозеры выходили на работу попарно: один тонул – другой вытаскивал. Хорошо помню, как забивали первую сваю под жилой дом. Событие историческое. Приехало районное начальство, художники, фотографы из Москвы, корреспонденты... Разбили шампанское, как это делают, когда корабль уходит в первое плавание. Вот с этого и начался город Нижневартовск.

Новая железная дорога Тюмень – Сургут – Новый Уренгой была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, и в Западную Сибирь съезжались сотни студенческих отрядов со всех концов страны

— Первым делом думали о производстве, о государстве, а уж потом о себе. Вся нефтегазовая элита прошла через балки и времянки. В годы вселенского освоения страны Тюмении о благоустроенном жилье, асфальте, бассейнах оставалось только мечтать... Создавалось всё на севере с нуля, в том числе нашими руками.

Юрий Важенин, генеральный директор ООО «Газпром переработка» ОАО «Газпром», депутат Ханты-Мансийской окружной думы

настоящее

Рожденные нефтью

Когда в 1953 году в Берёзово ударил первый газовый фонтан, в Тюменской области было всего шесть городов. В короткие сроки на безлюдных северных территориях выросли новые, красивые города, ставшие штаб-квартирами крупнейших нефтегазовых предприятий.

города1

города2

— Однажды к нам в бригаду прилетел председатель Совета министров Косыгин.
И спрашивает ребят: надолго сюда приехали? Кто-то из буровиков отвечает: «Как только лимоны на буровой вырастим, сразу уедем».
Косыгин засмеялся: надолго, значит…

Из воспоминаний бурового мастера
Вениамина Агафонова

 

Города Ямало-Ненецкого автономного округа

города3

Города Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

города4

Города юга Тюменской области

города5

роснефть

Согласно новому крупному инвестиционному проекту
570 новых скважин за три года планирует пробурить «Самотлорнефтегаз» на Самотлорском месторождении

5

геодезисты идут

Хасан Татриев

генеральный директор ОАО «Самотлорнефтегаз»

— Самотлор остается значимым месторождением по добыче нефти в рамках НК «Роснефть». Десятая часть извлекаемых в Югре углеводородов приходится на это месторождение. Инвестиции в эксплуатационное бурение в этом году значительно возросли. Мы защитили инвестиционный проект, который предусматривает в ближайшие три года бурение свыше 570 скважин. Эта программа позволит вовлечь ранее не разрабатываемые запасы и стабилизировать добычу на ближайшие годы.  Эффект от реализации инвестиционных разработок сотрудников-инноваторов в прошлом году достиг 500 млн рублей. Кроме того, вопрос охраны окружающей среды – один из приоритетных для компании. Инвестиции в природоохранные мероприятия за последние пять лет составили 13 млрд рублей, а утилизация ПНГ достигла 97%. За производственными успехами предприятия стоят более 5000 наших сотрудников. И здесь важно отметить, что в период интеграции наш коллектив показал, что готов к решению самых сложных задач.

1751 м2 площадь лицензионного участка Самотлора, разработку которого ведет «Самотлорнефтегаз».

Более 18 000 скважин пробурено, добыто свыше 2,67 млрд тонн нефти за все годы эксплуатации Самотлорского месторождения.

Сибур холдинг

«Тобольск-Полимер»

входит в тройку мировых производств по переработке попутного нефтяного газа

Владимир Путин

Владимир Путин

президент Российской Федерации

— «Тобольск-Полимер» – реальный шаг вперед в развитии экономики России. В строительство комплекса вложено свыше 60 млрд рублей, или порядка 2 млрд долларов, причем государство принимало непосредственное участие в запуске проекта: две трети объема финансирования были обеспечены кредитами Внешэкономбанка. Важно, что это не просто большие инвестиции, это вложения в хорошее, правильное и нужное для страны дело.
На индустриальной карте России появился новый важный кластер по производству нужного стране продукта – полипропилена. Мы в течение многих лет говорили о необходимости утилизации попутного газа, который сжигался у нас в огромных количествах. Еще в 2012 году в России просто сжигалось 23% всего попутного газа – это 17 млрд кубометров.
До сих пор Россия, обладая таким огромным потенциалом, являлась импортером полипропилена. Запуском нового производства этот импорт будет уменьшаться. Строительство комплекса «СИБУРа» велось с привлечением ведущих международных экологических организаций. Теперь в Тобольске начало функционировать высокотехнологичное и высокооплачиваемое производство.

Сибур

Полипропилен, получаемый в ходе производства, применяется при создании самых разных продуктов

64 млрд рублей (без НДС) сумма инвестиций в проект

500 000 тонн в год производство полипропилена

510 000 тонн в год производство пропилена

будущее

Пионеры освоения

В апреле 2014 года «Газпром нефть» отгрузила первую партию нефти, добытую на «Приразломной» – единственной в мире промышленной платформе на арктическом шельфе. К 2020 году Россия планирует установить в Арктике до 25 таких платформ. На пути к освоению ледяной пустыни много шагов, и они расписаны уже сейчас.

Через тернии – к нефти

Владимир Путин

Владимир Путин

президент Российской Федерации

— Арктика – важнейший регион России. Когда-то Ломоносов говорил, что Россия будет прирастать Сибирью, – на самом деле так оно и происходит, но и Арктикой точно будет прирастать. И не только потому, что там огромные, глобальные, я бы сказал – общепланетарные запасы минерального сырья, – еще и потому, что это исключительно удобный регион для развития транспортной инфраструктуры. Северный морской путь будет достаточно мощным конкурентом всем существующим транспортным артериям, которые призваны минимизировать расходы бизнеса при транспортировке товаров.

Владимир Якушев

Владимир Якушев

губернатор Тюменской области

— Освоение Арктики – действительно очень важный проект для России. Мы также готовы принять в нем самое активное участие, предложив те компетенции, которыми располагаем, – это наука, свободная рабочая сила. Каждый шаг, предпринятый Россией по освоению Арктики, будет «рассматриваться под лупой» со стороны других государств, поскольку это зона серьезных экономических интересов. И важно выстроить эффективную, конструктивную работу.

ledyanoy-pokrov-arktiki

40% всех арктических территорий планеты приходится на Россию

Россия борется как лев. Если и существует страна, определяющая будущее Арктики, то это, безусловно, РФ.

Чарльз Эммерсон, австралийский геополитик, из книги «Будущая история Арктики»

20–25% мировых запасов нефти и газа сосредоточено в Арктике.

К 2025–2028 годам КНР готова перевести на трассы Северного морского пути до четверти своего внешнеторгового оборота со странами Европы. А это уже сейчас почти 1 трлн евро.

арктика2

ledoviy

Сергей Девятьяров

Сергей Девятьяров

главный инженер предприятия «Газпромнефть-Новый Порт»

— С выходом на полную мощность (ориентировочно к 2019 году) морской терминал будет отгружать около 8,5 млн тонн нефти в год. Планируется, что порт сможет принимать танкеры ледового класса максимальной загрузкой до 55 000 тонн, осадкой до 9 метров. Танкеры будут выполнять круглогодичные челночные рейсы по вывозу экспортной нефти Новопортовского месторождения в Мурманск с последующей перевалкой через рейдовый терминал «Белокаменка» для дальнейшей транспортировки в Роттердам.

Александр Дюков

Александр Дюков

председатель правления «Газпромнефти»

— Начало летней отгрузки нефти NovyPort открывает новый канал транспортировки сырья – по морю. Полученный опыт использования этого маршрута поможет нам реализовать все намеченные планы и в 2016 году приступить к круглогодичной промышленной разработке Новопортовского месторождения.

ledoviy_rerminal

В 2012 году началась круглогодичная транспортировка нефти NovyPort – ночью 2 сентября 2012 года в порт Антверпена пришел первый танкер.

Проект разработки Новопортовского месторождения – самого северного среди разрабатываемых нефтегазоконденсатных месторождений ЯНАО – изначально включал в себя морскую транспортировку нефти. Несмотря на неглубокую конфигурацию Обской губы, которая большую часть года скована льдом, этот способ по расчетам экспертов оказался самым выгодным.

7

Проект подготовила Ксения Меньщикова
Журнал tmn №20 (октябрь-ноябрь 2014)

В материале использованы фотографии из следующих изданий: «Рядовые великого похода: история создания тюменского нефтегазового комплекса», «История геологического поиска. К 50-летию открытия Западно-Сибирской
нефтегазоносной провинции».

we-enter