21:05 / 8 мая 2015

Тюмень — победителям

title

Накануне Дня Победы в Тюмени на Исторической площади состоялось торжественное открытие нового барельефа.


Мероприятие посетили губернатор Тюменской области Владимир Якушев и глава администрации города Тюмени Александр Моор. В рамках общероссийской акции «Эстафета Вечного огня» Александр Викторович привез из Москвы частичку пламени, от которой и был зажжен вечный огонь в столице региона.

Монументальный художественно-исторический рельеф «Тюмень – Победителям», который располагается на Исторической площади Тюмени и открытие которого состоялось сегодня, 8 мая, отражает основные моменты Великой Отечественной войны.

Владимир Якушев

Владимир Якушев, губернатор Тюменской области

— 9 Мая – исключительная дата в историческом календаре нашего Отечества. День Победы – один из главных государственных праздников. События тех лет остаются яркой и запоминающейся страницей в истории России, несмотря на то, что современное поколение тюменцев знает о Великой Отечественной войне в основном из книг, кадров фото – и кинохроники и художественных фильмов.

Тысячи земляков, гостей области и города бывают у мемориала «Вечный огонь» в Тюмени. Я рад, что в год 70-летия Великой Победы они увидят обновленный комплекс, важная часть которого – новый барельеф. Он представляет зрителю запечатленный в бронзе яркий, эмоциональный и образный рассказ о подвиге народа-победителя, позволяет нам ощутить дыхание военной поры, понять состояние духа людей на фронте и в тылу.

Монумент почти документален, многие его герои – реальные люди. Свидетели и участники войны рассказывают свою личную историю, из которой складывается общее повествование о вкладе тюменцев в Победу. Благодаря исторической достоверности и важным деталям, памятник задает высокий эмоциональный настрой, вызывает желание больше узнать о Великой Отечественной войне.

Уверен, что после открытия здесь будут проходить экскурсии и открытые уроки. Зримые образы помогут детям и молодежи изучать историю региона и всей страны. Очень важно, чтобы они любили свое Отечество, воспитывались на героических примерах, подвигах, совершенных во имя Родины нашими дедами и отцами.

Это и есть незримые, но от этого не менее прочные, нравственные, духовные скрепы, объединяющие нас.
От души поздравляю тюменцев с открытием в областной столице этого прекрасного монумента!

Александр Моор

Александр Моор, глава администрации города Тюмени

— 70 лет назад наш народ победил в самой страшной войне. С тех пор 9 Мая, День Победы – не только национальный праздник. Это день единения всех россиян, вне зависимости от национальности, религиозной принадлежности или политических убеждений. Воевали всем миром и победили всем миром.
Но как сегодня новым поколениям россиян за стройными шеренгами воинов, идущих в парадном строю, традиционным салютом и атмосферой всенародного праздника разглядеть, простых солдат, их родных и близких, на чьи плечи легли все тяготы Великой Отечественной войны? Как понять чувства, мысли и переживания людей, которые приняли на себя удар «военной машины» и выдержали все испытания до конца?

Рельеф «Тюмень – Победителям» на обновленном мемориале «Вечный огонь» представляет горожанам и гостям нашего гостеприимного города эмоциональный и содержательный рассказ о грозных событиях войны.

Тюмень – город вековых традиций и современных технологий. Неудивительно, что создатели рельефа в своей работе также соединили новаторские и классические приемы. QR-код и индивидуальный аудиогид по рельефу поможет лучше воспринять это эпическое монументальное полотно.

Уважаемые ветераны войны и труженики тыла! Все мы в неоплатном долгу перед вами. Ваш великий подвиг не будет забыт последующими поколениями. Эстафета памяти не прервется никогда.
Дорогие ветераны! В этот праздничный день хочу пожелать вам и вашим близким крепкого здоровья, долгих лет активной жизни, хорошего праздничного настроения, счастья и семейного благополучия!
С праздником вас, тюменцы! С Великой Победой!

q1
Авторы (справа налево): С. Титлинов, С. Савин, С. Костюк, А. Медведев
у рельефа «Тюмень – Победителям» в глине, 2015 год

 

Об авторах рельефа

Монументальный художественно-исторический рельеф «Тюмень – Победителям», созданный для мемориала на Исторической площади Тюмени, стал серьезным исследованием, осмыслением и пластическим воплощением истории Великой Отечественной войны и вклада жителей Тюменского региона в Победу.

Замысел и основную концепцию такого масштабного произведения невозможно разработать за короткий срок. Авторский альянс: художник Сергей Титлинов и архитектор Александр Медведев совместно работают над созданием монументальных произведений искусства уже много лет.

К 65-летию Победы для Тюмени авторы создали памятник «Труженикам тыла Тюменской области», к 200-летию Отечественной войны 1812 года установили в 11 регионах России памятный знак «Хлеб нашей памяти», известны их памятники историческим персонажам Ишима, Салехарда и Ханты-Мансийска.

q2
Графический эскиз рельефа «Тюмень – Победителям», 2014 год

Победив в творческом конкурсе, организованном Администрацией Тюмени, авторы приступили к эскизам рельефа «Тюмень – Победителям» в 2014 году. Были переработаны тысячи архивных документов и фронтовых фотографий, перечитана проза и стихи о войне, просмотрены самые известные фильмы, постоянно обращались к классической музыке и тематическому песенному творчеству. Лучшие образцы культурного наследия нашего народа, создающие панораму борьбы и победы, были позже «зашифрованы» в эпическом рельефе.

q3
Наброски для рельефа в глине

После завершения эскизов авторы пригласили московского скульптора Сергея Савина и все последующие этапы работы авторский коллектив прошел втроем: С. Титлинов, А. Медведев и С. Савин.

Рельеф, созданный еще в мягком материале – глине, был показан делегации Тюмени, в которую вошли представители ветеранских организаций и Администрации города. Авторами были внимательно выслушаны рассказы фронтовиков и учтены их пожелания. В частности, по настоянию ветеранов в рельефе появились изображения торпедного катера и десантного планера А1. К рельефу не только можно, а нужно подходить близко, прикасаться к его деталям, чтобы ощутить и почувствовать всю его драматургию. Такая точность проработки мелких деталей обычно не характерна для крупных монументальных произведений.

текст Лариса Смольникова

 

Открыть фотографию целиком
 
 

«Тюмень — победителям»

Краткое описание художественно-исторического рельефа

В основу философской, исторической и художественной концепции рельефа положено убеждение авторов, что Великая Отечественная война являлась борьбой Добра с силами Зла, рождающей исполинский ураган. В вихрях урагана представлены основные события войны: «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Освобождение Европы от нацизма», «Взятие Берлина» и «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года».

Центральная часть посвящена солдату-победителю.

Слова из «Минуты молчания», которые никого не могут оставить равнодушными на протяжении вот уже более 40 лет, мы, авторы, взяли как слова-посвящение солдату-победителю.

Кто он, солдат-победитель? Простой парень, по зову сердца ушедший защищать свою Родину. Он прошел всеми дорогами войны, ему посчастливилось остаться в живых и увидеть флаг победы над Рейхстагом. У него нет высоких званий и больших наград. Но именно на его плечи и таких, как он, миллионов незаметных, скромных героев легли все тяготы войны.

Солдат возвращается домой. Он идет не спеша, походкой человека, выполнившего свой долг до конца. В его лице и фигуре нет показного пафоса героизма. «Ты не вторгался в чужие пределы. Не искал славы…» читаем над его головой. Но разве не такими были наши отцы, деды, прадеды? «Да какие мы герои!» – обычно говорили они. Мы знаем и помним их простыми, скромными, близкими нам людьми. Таким и является солдат-победитель.

Остальной рельеф – это панорама Великой Отечественной войны, те события, битвы, испытания, через которые довелось пройти солдату-победителю.

Рельеф начинается с нашествия врага. Оно показано в виде жестких массивных стрел, как на немецких военных картах при планировании нападения на нашу страну. Образ нашествия усиливается танковыми колоннами и армадами бомбардировщиков. Внутри стрел – шеренги солдат с растопыренными локтями и зловеще блестящими на затылках касками.

Мы, авторы, убеждены, что учиненные захватчиками зверства на территории нашей страны не позволяют относить их к категории людей. У захватчиков вообще нет лиц, в лучшем случае затылки.

q5

У каждого человека некоторые животные или насекомые вызывают одновременно чувство брезгливости, мерзости и страха. Присмотритесь. Не напоминают ли эти изображения таких животных и насекомых?

Нападение врага на нашу страну было вероломным и стремительным. Стрелы нашествия прорывают на подступах к Москве линии обороны нашей армии. Изломанные, эти линии видны между стрелами нашествия. Смертельная опасность нависла над столицей нашей Родины – Москвой.

Навстречу стрелам во весь рост поднялся солдат, призывая за собой своих товарищей. Своим телом он прикрывает Москву. Его порыв защитить Москву является олицетворением слов политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».

За солдатом – неприступная линия обороны Москвы, преодолеть которую враг так и не смог. Слова из песни «Священная война»: «Вставай, страна огромная. Вставай, на смертный бой…» словно противотанковые надолбы поднялись навстречу врагу. Они – часть неприступной границы.

За линией-границей – Москва, в которой 7 ноября 1941 года проходит знаковое для всей нашей страны и всего мира событие – воинский парад на Красной площади. Парад стал символом того, что Москва не сдается и продолжает борьбу. Батальоны проходят по Красной площади.

q6

Далекие очертания Храма Василия Блаженного, глубокая перспектива пространства Красной площади и спираль батальонов, вкручивающихся в это пространство, создают настроение уходящих в бессмертную вечность защитников Москвы.

Под батальонами в московскую землю вплавлена винтовка, найденная в Московской области на месте ноябрьских боев 1941 года.
В самые тяжелые дни обороны Москвы было принято решение облететь город на самолете с иконой Божией Матери. Икона над Москвой – ее духовная заступница и защитница.

Справа от батальонов стоит женщина, подняв руку для материнского благословения. Это простая крестьянка Епистинья Степанова, потерявшая на фронтах войны всех девятерых своих сыновей. Но пока все ее дети еще живы. И она благословляет на ратный подвиг своих детей, и идущие по Красной площади батальоны, и вставшего во весь рост солдата. Эта женщина – символ Матери, Родины, Родины-Матери.

Следующий сюжет посвящен блокаде Ленинграда.

Для всего мира символом мужества, стойкости, духовной силы жителей и защитников Ленинграда, их веры в победу и любви к родному городу является 7-я «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича. Поэтому центральное место в рельефе отведено не военным событиям, а первому исполнению этой симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года.

Трансляция симфонии из зала филармонии шла на весь Ленинград и линию фронта. Поэтому за Шостаковичем изображены все его жители и защитники – знаменитые и никому неизвестные ленинградцы. Среди них мы можем узнать Д.Лихачева и О.Берггольц, Д.Гранина и В.Инбер, директора Эрмитажа Иосифа Орбели и художника Павла Филонова, ответственного хранителя коллекции риса Д.Иванова, маленькую девочку Таню Савичеву.

q7

Во время исполнения симфонию слышали осаждавшие Ленинград немецкие войска. Выжившие немецкие солдаты признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, услышав симфонию, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

Взгляды жителей и защитников города устремлены на предупреждение: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Но, несмотря на грозящую опасность, ленинградцы продолжают слушать великую музыку.

Ураган войны, ломая привычную панораму Ленинграда, подхватил Исаакиевский собор, Дворцовый мост, Петропавловскую крепость.
Под Дворцовым мостом размещены исписанные детским почерком все девять листов дневника Тани Савичевой. Прочтите эти листы и представьте, как неизбежно, капля за каплей, от холода и голода простую ленинградскую семью покидала жизнь.

Дневник Тани Савичевой – это трагический символ и документальное свидетельство гибели сотен тысяч беззащитных жителей Ленинграда.

Перед листами лежит блокадная пайка хлеба – 125 граммов. Она выполнена в натуральную величину и положена на специальной выносной полочке, чтобы вы, зрители, могли прикоснуться к ней, положить на нее свою ладонь и ужаснуться, насколько мала была эта суточная норма хлеба.

Два последних листа дневника положены под хлеб. Рядом с ними на выступ рельефа в память о погибших мирных жителях Ленинграда всегда можно положить живые цветы.

Но Ленинград не только выживал, но и сражался. Торпедный катер, один из тех, что изготавливали на тюменском судостроительном заводе №659 и частями переправляли в Ленинград, где производили окончательную достройку, стремительно движется на врага по водам Балтийского моря.

q8

Вверху блокадное кольцо прорывает легендарная «Дорога жизни» – переправа, проложенная по льду Ладожского озера. Автомобили не только везут хлеб в блокадный Ленинград, но и спасают из города детей. Двое ребятишек, закутанных крест-на-крест шалями, – символ спасенных из блокады детей, которых приютил сибирский Ялуторовск. За детьми виднеется железнодорожный вокзал Ялуторовска.

Ураган войны продолжает свое вращение. Под Ленинградом мы видим сюжет, посвященный Сталинградской битве.

Слова «За Волгой для нас земли нет», сказанные в критические минуты битвы, поднимаются из волжской земли. Это метафора и страшная правда войны. За Волгу враг так и не прошел. Но за Волгой не было земли и для защитников Сталинграда, они не могли отступить и должны были защитить город, даже ценой своей собственной жизни.

Вихрь Сталинградской битвы вырывает из земли мельницу Грудинина, швыряет в небо фонтан «Детский хоровод».

В центре Сталинградской битвы изображен один из ее героев, легендарный связист, тюменец Матвей Путилов. Ценой собственной жизни он зубами замкнул концы проводов, обеспечив необходимую телефонную связь. Рядом с Путиловым начертаны слова, взятые из фронтовой газеты: «Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов».

В правой части рельеф продолжается сюжетом «Битва на Курской дуге» и крупнейшим в мировой истории встречным танковым сражением у деревни Прохоровка, ставшем символом всей битвы.

Перед легендарным советским танком Т-34 лежит поверженный немецкий танк. Под танками – пшеничное поле, куда вплавлены орудийные и пулеметные гильзы, найденные на Прохоровском поле и переданные авторам Государственным музеем-заповедником «Прохоровское поле» специально для включения в рельеф. Проросшие сквозь этот некогда убийственный металл колосья пшеницы – великий символ торжества жизни над смертью.

Фундамент победы на Курской дуге был обеспечен работой тыла.

q9

Мальчик-подросток, стоящий на подставке и работающий на станке – символ многотрудной, тяжелой, далеко не детской работы в тылу.

Этому мальчику 14 лет. Его зовут Борис Степанович Степанов. Именно так, по имени и отчеству, к нему всегда обращался директор тюменского завода №769. Борис Степанов – знаменитый токарь-тысячник и гражданин города Тюмени.

Сверху мы видим танк Т-60. Дети большой Омско-Тюменской области по инициативе 6-летней девочки Ады Зенегиной собрали более 160 тысяч рублей. На эти деньги был построен танк, который назвали «Малютка». Часть письма Ады Зенегиной представлена рядом с танком.

Над курскими полями летит десантный планер. Такие планеры производились на тюменском заводе №241 и ялуторовском заводе №499.

Вихри урагана Великой Отечественной достигли границ Европы.

В самом верху рельефа мы видим вход в лагерь смерти Освенцим. В зловещих дымах крематориев прочитываются названия «Майданек», «Дахау», «Освенцим», «Саласпилс», страшных лагерей смерти, ставших нарицательными символами нацизма и его чудовищных преступлений.

Из ворот выходят миллионы истощенных, еще в арестантских робах, но уже освобожденных нашими воинами узников лагерей.
На переднем плане стоят дети – беззащитные жертвы нацистских преступлений и бесчеловечных экспериментов. Они тоже свободны, но по привычке, в испуге быть отправленными «в печь» протягивают своим освободителям тонкие худенькие ручки с наколотыми на них лагерными номерами. Их лица из глубины 1945 года устремлены на зрителей.
Перед детьми на выносной полочке лежит точная копия самодельной куклы из варшавского гетто. Эта кукла с обрывками колючей проволоки и стоящие перед ней дети с протянутыми ручками – символы растоптанного нацистским сапогом детства, глумления нацистской идеологии над самим понятием «человеческая жизнь».

q10

В память о всех детях, невинных жертвах военных преступлений, на эту полку рядом с куклой можно положить детские игрушки.

Следующий сюжет посвящен заключительному событию Великой Отечественной войны – взятию Берлина.

В клубах боя виднеются колоннада, портик и купол Рейхстага.

В центре – простой русский солдат. 22 июня 1941 года он ушел защищать свою Родину. В 45-м он дошел до Берлина, до самого Рейхстага!

В последние мгновения войны пуля попадает солдату в сердце. Его ноги еще продолжают взбегать по ступеням Рейхстага, но левая рука уже разжалась и выпустила автомат. В это последнее мгновение покидающей его жизни он запрокинул голову на восток, к России, и сквозь тысячи километров увидел церковку на косогоре, и проселочную дорогу, и свою мать, и будущий парад Победы, и новые прекрасные города. Проследите и вы за его взглядом.

Погибающий солдат – символ жертвенности русского народа, положившего на алтарь победы над нацизмом миллионы жизней.

Развевающееся над Рейхстагом Знамя Победы склонилось над солдатом. Его гибель не была напрасной. Его товарищ пишет на колонне Рейхстага ставшее хрестоматийным «Дошли». Все! Конец войне!

Заключительная часть рельефа посвящена Победе, Победителям и цене этой Победы.

В центре сюжета – Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Участники парада держат склоненные фашистские штандарты и знамена, те, что через мгновения будут брошены к подножию Мавзолея. Герои войны проходят в парадном строю.
В этом параде принимали участие, по разным данным, от 15 до 55 тюменцев, в том числе три Героя Советского Союза: Яков Неумоев, Алексей Рогожкин и Василий Давыдов.

У самого края рельефа стоит женщина. Это Епистинья Степанова. Вспомните! Это она благословляла солдат на ратный подвиг в битве за Москву. Это к ней был обращен взгляд погибающего в Берлине русского солдата. Годы и испытания не прошли для нее бесследно. Она изрядно постарела. В руке у нее известие о смерти своего последнего, девятого сына. Такова цена, которую заплатил наш народ за победу в этой страшной войне.

Летящие в небе журавли – это и символ наступившего мира. Из глубины 1945 года журавли летят над современной Тюменью. Они видят Дом Правительства, набережную Туры с мостом Влюбленных. Ради этого светлого, прекрасного будущего отдали свои жизни тюменцы, жители Тюменской области, миллионы наших защитников.

И получается, что доблестные Победители на Параде Победы склоняют вражеские знамена не перед Мавзолеем, не перед руководителями, стоящими на его трибуне, а перед простой русской женщиной и перед всеми матерями, потерявшими своих родных и близких на войне.

В небе летят девять журавлей. Это девять сыновей Епистиньи Степановой. Звучит реквием по всем солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне:

Мне кажется, порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей.
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

Вспомните, с чего начался рельеф. Со стрел нашествия. Чем заканчивается рельеф? Парадом Победы на Красной площади!

История доказывает, что, каких бы временных результатов ни достигал враг в своих агрессивных нападках на нашу Родину, результат всегда будет один. «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Так было в 1612, 1812, 1945 гг. Так будет и впредь.

Мы – народ Победитель!

Автор, руководитель авторского коллектива
Сергей Титлинов


Фото предоставлены пресс-службой
администрации города Тюмени