we-enter
10:10 / 3 Октябрь 2018

Правила жизни Вадима Шумкова

Правила жизни Вадима Шумкова

Врио губернатора Курганской области о тюменском регионе, инвестициях и о том, почему нефть — это бренд

we-enter

25 мая 2018 года Тюменская область заняла первое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, который был презентован Агентством стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском международном экономическом форуме. На втором и третьем месте в рейтинге соответственно оказались Москва и Республика Татарстан.

Прежде всего, это заслуга слаженной работы губернатора и его заместителей, в числе которых в вопросах инвестпривлекательности эксперты, в первую очередь, выделяли работу Вадима Шумкова, заместителя Владимира Якушева, а со 2 октября 2018 года – врио губернатора Курганской области.

Журнал tmn подготовил материал, в котором выделил его главные цитаты в период с 2007 по 2018 годы, ранее опубликованные в открытых источниках.

 
 
 

Мы, говоря по-русски, пахали. Потому что нам нравится наш регион, мы его любим. И хотим, чтобы наши дети гордились тем, что живут именно здесь.

Принесет ли первое место в рейтинге какие-нибудь преференции от федерального центра? Нет. Только обязательство быть в лидерах и в следующем году. Это как в спорте – нет ничего хуже, чем быть первым, а потом куда-то скатиться. Так что работать предстоит еще больше.

Все разговоры о том, что этому инвестору (IKEA. – Прим. ред.) мешают зайти в Тюмень, – абсолютное вранье и спекуляции.

Несмотря на то, что у бизнеса и власти разные цели, нас объединяет общая идея – процветание и развитие большой Тюменской области.

Для такого города, как Тюмень международная активность – очень важный момент. Надо признать честно, мы до последнего времени (примерно до 2000 года) считались крайне провинциальным городом (в каких-то моментах им до сих пор и остаемся). А потом пошло по нарастающей: если в 2005 году мы принимали в год одну-две делегации, то в 2007–2008-м уже порядка 40 делегаций.

Тюменская нефть – наш заслуженный бренд и на нем можно и нужно зарабатывать. Именно в Тюмени, а не в Москве надо проводить все основные выставки, связанные с нефтегазовой тематикой. Геология, геофизика, бурение, добыча, транспортировка, переработка, химия и т. д.

Нефть и газ без нас продадут. А обычного экспортера из глубинки должен кто-то сопровождать. И помогать ему на всех этапах его деятельности.

Правила жизни Вадима Шумкова

Требовательный ли я начальник? Не секрет, что многие соискатели вакансий приходят к нам с весьма смутными представлениями не только о госслужбе (это поправимо), но и вообще о собственных целях и понятиях в жизни. А исправлять такие ситуации у нас нет ни времени, ни полномочий. Ввиду этого идет постоянный отсев заявившихся, и мало кто доходит до постановки в резерв. Надо понимать, что у нас вареники не раздают. Работа достаточно сложная, оплата труда нормированная, привязанная к определенным бюджетным правилам. Нагрузка большая, зарплата средняя. Ну и я, наверное, не сахар.

Для меня понятие «государственные услуги» – это не пустые слова, здесь нужно применять клиентский подход. На мой взгляд, надо быть ближе к людям. В противном случае, непонятно, кто кого обслуживает.

В детстве точно не хотел быть космонавтом, не хотел стать актером. Время от времени хотелось быть военным, совершать подвиги во имя страны. Потом сложилось так, что начал заниматься бизнесом…

Именно в Тюмени, а не в Москве надо проводить все основные выставки, связанные с нефтегазовой тематикой

 

Открытость и понятность российской государственной и муниципальной структуре совсем не помешает.

Человеку, который работает на госслужбе или вообще занимается вопросами, оказывающими влияние на жизнь других людей, является управленцем, необходимо знать историю. Осуществляя какие-либо реформы, занимаясь управлением, не надо думать, что мы открываем Америку каждый раз. Всегда что-то уже было. К примеру, то, что писал Витте либо Столыпин в начале XX века про Сибирь, Дальний Восток, про Россию, про агрохозяйство, будто бы написано вчера и про нас.

Не нами придумано – Россия или будет великой страной, или ее не будет вообще. В 30-е годы без денег, без одежды, живя в землянках, люди строили города и заводы. Сейчас, если опустить откровенное нытье, есть практически всё, с точки зрения материальных благ и базовых элементов для развития, но само развитие идет не теми темпами, какими могло бы. Если говорить не только про экономику и планирование, не хватает двух вещей: единства нации и национального духа.

За что я люблю Тюмень? За многое. Я долго жил на Севере и понимал, что перспектив «длинного» развития у северных городов нет, ведь основная тема, за счет которой они живут, – это нефть, а это ресурс исчерпаемый и невозобновляемый. В Москву ехать не хотел, она кажется мне потоком, в котором все растворяется. Кто бы туда ни попал, от него ничего не остается.

Абсолютное большинство иностранных инвесторов в Тюменскую область почти не получали господдержки – в основном обходились незначительными налоговыми льготами и административным сопровождением. Наши же машиностроители ежегодно получают значительные средства. И ожидания того, что государство должно помогать им и в дальнейшем – не снижаются. Менталитет. Иной раз это самый сильный ограничитель развития, сильнее, чем отсутствие средств или нехватка технологий.

Правила жизни Вадима Шумкова

Учиться надо всегда. Особенно управлению. Если мы при наших непомерных богатствах не преуспели даже в экономике, то это лишь потому, что мы скверно управляем.

С таких, как Андрей Козицын (генеральный директор УГМК-холдинг – Прим. ред.) в Свердловской области нужно пылинки стряхивать, чтобы он как можно дольше прожил и в родную область продолжал так же масштабно инвестировать.

Самый ценный опыт – это понимание, что любой кризис происходит от людей и прекращается людьми, если мы говорим про экономику. Остальное все от лукавого. Обратимся к классику: кризис, он всегда в головах. И когда мы начинаем его классифицировать по категориям, родам и видам – это самообман.

Не люблю пассивность, у нас многие все время чего-то ждут. Я считаю, что бизнес в Тюменской области достаточно сильно бюджетоориентирован. Бывает, приходят письма: «Вы мне семь лет поддержку оказывали, а теперь перестали и мне таааак плохо…», или наоборот: «Вы уже пять лет мне поддержку не давали, почему?» По-моему, это неправильно. Если ты делаешь бизнес, то должен делать его сам, на свой страх и риск, не ожидая помощи и поддержки от кого-то. Если будет поддержка – хорошо, но это не необходимое условие.

То, что писал Витте либо Столыпин в начале XX века про Сибирь, Дальний Восток, про Россию, про агрохозяйство, будто бы написано вчера и про нас

 

Я не скажу, что мы в Тюменской области прямо такие умные и особенные. Конечно, есть официально «продвинутые» Татарстан, Калуга, Ульяновск. Но если даже взять данные из нашей официальной презентации, то с 2007 года здесь построено 30 новых заводов. Это достаточно крупные для области предприятия, с учетом того, что промышленность Тюмени начала 2000-х годов – во многом составляли, по сути, полукустарные производства.

Есть среди бизнесменов такие примеры, когда все, что получено в порядке полубесплатной приватизации, доезживают, дожевывают и скидывают втридорога под жилую или коммерческую застройку. У нас (в Тюменской области) достаточно таких товарищей. И мы с ними друг друга откровенно не понимаем. Ты, конечно, волен жить, где угодно (есть такая модная фраза «я гражданин мира»), но завод строил не ты, а вся страна, работал ты через фирмы-однодневки, налоги платил через раз. И потому, когда приходит кризис, и людей, работавших на таких предприятиях, массово выкидывают на улицу, а сами бегут к государству за очередной порцией поддержки, – это совсем некрасиво.

«Шлюмберже» была первой крупной иностранной компанией, зашедшей в Тюмень, потом возникали заявления, что у нас идет «шлюмберизация» в экономике. Вместе с тем есть сухая статистика и факты. «Шлюмберже» инвестировала в Тюменскую землю 4,2 млрд российских рублей, а вы? А вы, как нередко на практике бывает, получили советское еще предприятие почти даром, выжали его как лимон, не реинвестируя ни рубля ни в здания, ни в оборудование, ни в людей. «Шлюмберже» трудоустроило почти 700 жителей Тюменской области и платит им «белую» зарплату, а вы? Тишина. Иностранцы не работают через «фирмы-поганки», и их налоги идут на строительство наших дорог, детских садов, школ, оборону, у них безопасность, а как у вас? Снова тишина. Так кто в итоге больший патриот? В моем понимании патриотизм – это не красивые слова и махание национальным флагом, а исключительно практические действия, направленные на реальное укрепление и процветание твоей страны и края.

Правила жизни Вадима Шумкова

Для одной седьмой части суши, которую представляет собой Россия, все ресурсы ситуативного управления экономикой уже исчерпаны. И чем быстрее мы внедрим плановое управление важнейшими секторами экономики, от которых зависит будущее страны, тем лучше. Это единственный способ освоения, удержания и эффективного развития того, что мы имеем.

С одной стороны, бизнесмены считают, что они имеют право продать тут всё или выкачать отсюда средства и строить свое будущее за границей. А с другой – сегодня в Болгарии 300 тысяч собственников жилья с российскими паспортами, в Германии – 150 тысяч, в Испании – 200 тысяч, сотни тысяч в Чехии, Финляндии и Прибалтике, и как-то складывается ощущение, что мы как жители огромной страны сами не знаем, чего хотим в этой жизни. Разве 300 тысяч болгар, 150 тысяч немцев и сотни тысяч чехов вложили соразмерные средства в нашу экономику? Или они не считают себя «гражданами мира», и это исключительно российская прерогатива? Но ведь приезжая из-за границы в Россию, мы начинаем говорить: «Ах, какие у нас ужасные дороги, какая у нас недофинансированная медицина, какие здания вокруг страшные, как у нас тут все ужасно, а вот там!..» А как это все здесь будет развиваться, извините, если вы сами свои деньги выводите туда, и таких, как вы, в год набирается на 100-150 млрд долларов? Развивать экономику такой страны через офшоры – всё равно, что носить воду в решете: движений много, а результат крайне низок.

Я нормально отношусь к сближению с Китаем, считаю, что это неизбежно. Долгое время был абсолютно обратный тренд: мы лезли в Европу и просили безвизовое пространство, нас же там в лицо тыкали нашей нецивилизованностью и учили жить. Мы отдались (Западу. – Прим. ред.) и ждали, что нам что-то будет взамен, а нам в итоге напинали и сказали, что у нас порода не та. С китайцами надо работать очень обстоятельно. Их менталитет тонок, формировался тысячелетиями, в своей, закрытой культуре и совершенно не похож на наш. Если также глупо всё отдать, то можно опять сесть в лужу. Самим надо всё делать, находясь в полном равновесии по отношению и к Востоку, и к Западу.

Надо понимать, что у нас вареники не раздают: работа сложная, оплата труда нормированная, привязанная к бюджетным правилам, нагрузка большая, ну, и я, наверное, не сахар

 

Переживать за страну на страницах Твиттера и Фейсбука, ничего при этом самому не делая, – это инфантилизм. Возьми и сделай то немногое, что можешь – руками или головой. Сделай это лучше, чем те, кем ты недоволен.

Систему, в том числе государственную, составляют люди. Все они производные от единой матрицы-общества. Потому, если с системой что-то не так, ответ надо искать не в поиске плохих чиновников, военных, милиционеров, учителей или инженеров, делая крайней за все беды одну из категорий. Менять надо что-то «в консерватории», потому что состояние любой из этих систем почти зеркально отражает состояние самого общества на данный момент.

Опыт революций 1917 и 1991 годов показал, что развал системы дает только увеличение хаоса, деградацию и жертвы. А значит, настоящие перемены к лучшему возможны исключительно через эволюцию.

Вступая на любую должность, надо к ней относиться таким образом: повесил пиджак на спинку стула, пришло время – надо взять пиджак и больше ничего тебя в этом кабинете не должно задерживать.

 
 

В процессе подготовки материала были использованы цитаты из РБК, vsluh.ru, «Новый день» и 72.ru.

 
 


Материал подготовил Валерий Гут
Фото: Тюменская линия, znak.com

 

we-enter