10:02 / 3 Февраль 2020

«Давайте делиться знаниями!»

«Давайте делиться знаниями!»

Ежегодный фестиваль «Вместе медиа», объединяющий медиасообщество регионов, прошел в нашем городе

«Вместе медиа» – ежегодный фестиваль, состоящий из серии мероприятий в регионах для медиасообщества. С 24 по 26 января этап «Урал» проходил в Тюмени. Фестиваль включает в себя образовательную программу с лекциями от спикеров из разных СМИ и два конкурса – аудиопрограмм «Вместе медиа. Радио» и онлайн-материалов «Вместе медиа. Онлайн».

 

Проект создавался Фондом независимого радиовещания и изначально назывался «Вместе – радио». «С 2002 года фестиваль существует, он назывался «Вместе – радио». В нем принимали участие радийщики со всей страны. Помимо того, что это был фестиваль радиопрограмм, были обучающие лекции, приезжали спикеры, работали с участниками, и участники общались между собой, делились опытом. Таким образом формировалось сообщество по всей стране, люди из разных регионов знакомились, потом поддерживали связь», – говорит Александр Винокуров, тележурналист, главный редактор Фонда независимого радиовещания (ФНР), один из организаторов фестиваля, в прошлом – его участник.

«К сожалению, когда в проекте появились другие формы СМИ, радио стало меньше. Интернет долгое время был молчаливым, а мы очень любим звук, но сейчас, благодаря подкастингу и новым технологиям он зазвучал, заговорил», – отмечает Наталья Власова, генеральный директор ФНР.

Форум открыт как для начинающих журналистов и медиа, так и для профессионалов: лекции были полезны обеим категориям, а практикумы направлены больше на участников-профессионалов. Глобальная цель форума – объединить огромное медиасообщество в регионах и между ними, создать площадку для общения журналистов и, конечно, рассказать о «кухне» разных СМИ и редакций, поделиться опытом многолетней работы в определенной сфере журналистики. За три дня в Тюмени форум посетили 346 человек. В короткий список конкурса вошло 34 редакции из 12 городов Уральского округа.

«Я считаю, что главное качество журналиста — любопытство, желание находить ответы на вопросы, которое возникают у жителя города», —
говорит Иван Голунов

 
 

В 2015 году фестиваль изменил названия на «Вместе медиа». «Различных информационных форматов становится больше. Есть «традиционные СМИ» и «новые медиа». «Новые медиа» уже можно относить к «традиционным» по своему времени работы и нахождению в интернете. Кто-то продолжает печататься и выходить в эфир, но параллельно присутствует в интернете, кто-то – уже только в интернете», – рассказывает Александр Винокуров.

 
 

«Давайте делиться знаниями!»

Наталья Власова,
генеральный директор ФНР

— Фестиваль проводится, чтобы журналисты знакомились между собой, знали о том, что делают коллеги в других регионах, чтобы они могли потом друг с другом взаимодействовать и обмениваться информацией. Мы проводим два конкурса, в каждом из них пять номинаций и эти номинации оценивают эксперты, которые имеют релевантный опыт и развивают такие форматы в своих редакциях. Таких экспертов очень много, они понимают – о чем проект, сначала изучают работу коллег в регионах, чтобы понимать, чем живут журналисты, над чем им нужно поработать, какие новые приемы можно использовать.
 
Кстати, с Иваном Голуновым мы работали давно, еще до всей этой истории, поэтому мы никак не хайпуем на нем. Он принимал участие в фестивале до этого года. Пригласили его рассказать о том, как работать с базами данных, как анализировать информацию, когда готовишь большой материал.
 

«Давайте делиться знаниями!»

Александр Винокуров,
телерадиожурналист, главный редактор ФНР

— Когда мы заходим в интернет, понимаем, что там куча всего, «свалка», на каждом углу подстерегает непрофессионализм и фэйки, а хочется, чтобы не было опасности. Одна из фестивальных задач – постараться объединить региональные СМИ и проекты, неважно, традиционное это радио или новый паблик во «ВКонтакте». И когда второе уже можно считать в каком-то смысле СМИ, то объединяясь, мы научимся соблюдать этику, научимся друг у друга писать, чтобы материал не был бредом. Наша задача – не предлагать каждый год новое, а в разных регионах транслировать новые темы, новых спикеров, ориентируясь на территориальные запросы: во Владивостоке это одно, в Казани совсем другое, хотя есть и общие моменты. Я рад, что фестиваль не останавливается, не смотря ни на какие трудности: с дорогими переездами и перелетами, со сбоями интернета, потому что не везде стабильно работает интернет, в маленьких городах, например. Сложности есть, но всё преодолевается.
 

«Давайте делиться знаниями!»

Ирина Телицына,
журналист, директор по спецпроектам Forbes Russia

— 70% успеха коммерческого материала – интересный контент, и остальные 30% – продвижение. Тот, кто работает в этой сфере, знает, что требуются не только журналистские навыки, но и навык общения с клиентом, например. Самое важное – договориться на берегу: «Что мы делаем».
 
Почему все бросились делать спецпроекты? Многие рекламодатели поняли, что сейчас стандартная реклама не работает, возникает баннерная слепота у читателя, а на страницах в рекламном модуле они не могут сказать всё, что они хотели бы сказать. Для рекламодателя единственная возможность рассказать о своем продукте и сделать это интересно – идти в отдел спецпроектов.
 
Мы в Forbes визуально выделяем коммерческие материалы. Некоторые из них – это просто имиджевая реклама, а другие должны быть интересными, цепляющими, содержательными. Если у вас в журнале спецпроект на спецпроекте, то его нужно грамотно разбавить редакционным материалом, переставлять полосы, чтобы коммерческие материалы не шли подряд.
 

«Сейчас, для того, чтобы начать писать или вещать, не нужно получать лицензию, создавать большое СМИ, можно собрать три человека и делать какой-нибудь паблик в социальных сетях и называть себя журналистом», — уверен Александр Винокуров

«Давайте делиться знаниями!»

Кирилл Хартьян,
заместитель главного редактора газеты «Ведомости»

— В глазах большинства членов общества, журналист – существо продажное, корыстное и мало осведомленное о том, что на самом деле происходит. Тут интересный складывается парадокс, в связи с темой колонок: с одной стороны люди охотно читают конспирологические бредни, с другой стороны взвешенный, нормальный журналистский материал всегда вызывает сомнения в его объективности и бескорыстности.
 
Очень важный момент – это наглость. Колумнист не должен стесняться браться за любую тему, должен нагло и безапелляционно заниматься тем, что впервые в жизни видит. Если еще какая-то тема не стала в центр общественного внимания, но в ней чувствуется дух скандала, кажется, что она скоро разрастется в большое дело, нужно бежать чуть-чуть впереди паровоза. Чувствовать скандал – это важная часть репутации колумниста, потому что он выглядит неким предсказателем.
 
В зарубежной колумнистике, от которой мы все произошли, легализация слухов – одна из основных причин существования этого жанра. Классика колоночного жанра состоит в том, чтобы сообщить внимательной аудитории, что есть слух, и я своей репутацией его подтверждаю и ничем другим, и второе – попытаться объяснить, что это значит, например, в политической жизни сегодня. Но ничто не мешает инсайдеру мне наврать, даже многолетняя дружба. Всякий раз – это тонкий лед и острие ножа. Поэтому колумнисту нужно еще быть отчасти и политическим аналитиком и представлять, какие цели информационный партнер преследует, насколько информация, которой он делится по секрету, верна.
 

«Давайте делиться знаниями!»

Иван Голунов,
специальный корреспондент Meduza

— Я привык заниматься расследованиями, как это теперь стало называться. Можно сделать хорошие новости, которые разрабатывают тему и смотрят на нее под определенным углом. Наверно, все боятся слова «расследования», потому что это что-то долгое и сложное. «Мы потеряем на две недели журналиста, который может писать по две новости в день», – так думает медиа-менеджер. Или: «У нас будут проблемы, чиновники будут нами недовольны». Не обязательно говорить: «Я журналист, я хочу заниматься расследованиями». Вы хотите узнать информацию, хотите знать как всё обстоит на самом деле.
 
Почему я стою здесь, почему я хочу активно участвовать в разных мероприятиях, проводить лекции по технике расследования? Потому что я сам страдаю. Обычно, когда я куда-то приезжаю, покупаю в газетном киоске все газеты, читаю новости и другие материалы, рассказываю коллегам. И всё чаще стал замечать, что газеты ничем друг от друга не отличаются. Может только по степени задорности написания пресс-релиза от администрации. Нет конкуренции, никто не пытается улучшить новость. К нам пришел инвестор, хочет открыть птицефабрику, инвестор «ООО «Одуванчик». Мне как читателю это ни о чем не говорит, что за «ООО «Одуванчик». Почему никто не пошел и не узнал, кто за этим стоит, что это за люди, чем они занимались, умеют ли они вообще строить птицефабрику? Может выясниться, что это крупный агрохолдинг, или это вообще аферисты, которые приходят с инвестиционными проектами в регионы, но ничего еще не сделали.

 
 


Текст: Юлия Сидорова
Фото: пресс-служба «Вместе медиа»