10:06 / 22 июня 2012

Лики Востока в Тюмени

Выставка «Лики Востока: тайны, герои, предания» расположилась в уютном зале Музея-усадьбы Колокольниковых. Это место было выбрано неслучайно: именно здесь образовался перекресток имен и судеб.

Сюда протянулись нити, связующие Тюмень и Китай, так как купцами Колокольниковыми велась активная торговля товарами из Китая, в том числе и чаем, который считался одним из лучших и ценился во всей России.

Китайская культура заняла особое положение на пересечении культурно-исторических потоков, воспринимая определенные влияния других стран и оказывая культурообразующее воздействие на развитие народов (Японии, Кореи и других).

На выставке вы погрузитесь в чарующую атмосферу легенд и преданий, заглянете «в глаза» тому, что принято называть общим понятием «Восток», и насладитесь произведениями искусства Китая, Индии и Японии. Ведь древнее учение Индии – буддизм – обрело новую жизнь именно в Китае и привнесло в его искусство соответствующие сюжеты и настроения. Также на выставке можно увидеть уникальные свитки из Японии, страны, развивающейся в интенсивном взаимодействии с китайским искусством.

В нашем фотопроекте мы представляем некоторые экспонаты с выставки.

 

Китайская бронзовая скульптура периода правления династии Цинь
Китайская бронзовая скульптура периода правления династии Цинь

 

Изображает одну из ипостасей Бодхисаттвы Гуань Инь как владычицы Южного моря и покровительницы рыбаков. В глубочайшей медитации сама она двигается на спине дракона – символе ее мощи, а в левой руке держит жемчужину – сосредоточение силы дракона.

Китайская бронзовая скульптура «Нагарджуна»

Изображает основателя философской школы мадхьямика. Согласно легендам его пригласили великие змеи-Наги проповедовать учение Будды. Они же передали ему один из важнейших текстов буддизма – сутру «Праджняпарамита», или «Сутру сердца», которая оказала большое влияние на развитие буддизма в Китае.

Буддистские маски «Чойджины»

 (От тибетского chos-skyon – «хранитель учения», соответствие санскритскому дхармапала). Чойджины – это грозные божества, охранители истин, открытых миру Буддой Шакьямуни. Известны также как победители демонов и болезней. (Монголия)

Бронзовая скульптура «Шива Натараджа» (фото)

Или «Шива – Царь Танца». Шива – один из наиболее почитаемых в Индии богов, который включен в классическую троицу («тримурти») индуизма, наряду с Вишну и Брахмой. Согласно представлениям индуизма Шива выражает созидающую и разрушительную энергии мироздания. Именно он своим огненным танцем завершает великий цикл Вселенной, уничтожая отжившие формы. В одной из рук у него небольшой барабан, – символ «рита» – божественного ритма, мирового порядка. (Индия)

Свиток «Каннон»

Свиток «Каннон» (японское произношение имени Бодхисаттвы Гуань Инь), созданный в XX веке, в данном случае воплощает философию дзен-буддизма. Незаконченность линий в прямой связи с белым цветом бумаги передает сочетание проявленных форм и потаенных смыслов, постижение которых происходит через соединение и диалог с Великой пустотой, формирующийся в медитативном усилии человека.

Свиток «Дракон среди темных облаков» (фото)

Свиток XVIII века художника И. Генчина. Мастерство живописца позволяет передать сочетание масштабности фигуры Дракона с атмосферой легкости и свободы, что демонстрирует качества Дракона, которыми он обладает согласно легендам. Дракон символизирует могучие божественные силы, которые могут одарить почитающего их человека большими богатствами.

Свиток «Такасаго»

Свиток XIX века отражает классический сюжет японской живописи по мотивам одной из самых знаменитых пьес театра Но. На нем изображены влюбленные, состарившиеся вместе. Сосны в местности Такасаго символизируют собой долголетие.

Фигура Бодхисаттвы Манджушри

Владыка божественного голоса и запредельной мудрости согласно буддизму – на китайской тханке XX века. На лотосе слева от него изображен меч, которым он отсекает путы невежества, в центральном круге ауры – драконы, излюбленные персонажи китайского искусства. На обратной стороне тханки отпечаток руки художника и цитата из «Сутры сердца».

Бронзовая скульптура «Будда и семь змей»

Согласно сюжетам из буддистских преданий, будды (Просветленные) очень внимательны к природе, к окружающему их миру. В свою очередь природа в высочайшей степени чутка к Просветленным, и даже такие опасные представители фауны, как змеи, подчиняются сосредоточенной воле и сострадательному сердцу будды и не в силах ему навредить.

(Китай)

Бронзовая скульптура «Бодхисаттва Манджушри» (фото)

Это изображение одной из активных форм Бодхисаттвы Манджушри. Здесь меч уже не покоится на лотосе, а поднят им правой рукой. Его главное святилище находится в Китае, в провинции Шанси, на пятиглавой горе Утайшань.
(Китай, фонд Музея им. Н.К. Рериха, город Новосибирск)

Свиток «Лао-Цзе»

Свиток конца XIX века с изображением мерно шествующего буйвола с легендарным всадником – философом Лао-Цзе. «Птицы летают, рыбы плавают, животные бегают. Бегающего можно поймать в западню, плавающего – сетью, а летающего – стрелой. Но как быть с драконом? Я не знаю, как он мчится верхом на ветре и как взмывает в небо. Нынче я видел Лао Цзе и могу сказать, что видел дракона». (Конфуций)

Японский свиток «Бодхидхарма» («Дарума»)

Первая половина ХХ века. Бодхидхарма – легендарный подвижник китайской культуры, патриарх дзен-буддизма и основатель древнего монастыря Шаолинь в Китае. Согласно легендам, именно с ним связано появление чая. Свитки, изображающие Бодхидхарму, зачастую вывешивают для проведения чайных церемоний. В Китай Бодхидхарма был привезен из Индии.

Свиток «Тэндзин»

Свиток неизвестного художника второй половины XIX века посвящен Сугавара Митидзанэ (845–903), выдающемуся государственному деятелю Японии, ученому и поэту. Согласно преданию он был несправедливо осужден и умер в изгнании. Сразу же после его смерти на древнюю столицу Японии обрушились бедствия: сильнейшие дожди, молнии и пожары. Несколько молний неоднократно ударили по императорскому дворцу. Император понял, что была нарушена справедливость и стихии выведены из равновесия этим шагом. Было принято решение дать Митидзанэ титул министра, создать в его честь ряд храмов в Японии и присвоить посмертное имя Тэндзин («небесный бог»). Тэндзин почитается как бог литературы и просвещения. Теперь в его честь проводят ежегодный фестиваль. 

Автор текста: Филипп Тарасов

Автор фото: Евгений Шульц