8 выставок лета
Деятельность «Гаража», ретроспектива Колдера и плакаты Маяковского — ближайшие планы столичных музеев.
«Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций»
Ключевой летний проект Пушкинского музея. Первая российская ретроспектива авангардиста, предпочитавшего проволоку классическим бронзе и мрамору, а также придумавшего «мобили» и «стабили» – подвижные конструкции, приводимые в движение ветром, и статичные металлические cкульптуры. Больше полувека назад, в 1959 году, пару скульптур Колдера привозили на Американскую национальную выставку в «Сокольниках». Теперь же осуществить полноценное знакомство доведется жителям совсем другой Москвы.
«Присутствуя в городе явно и незримо»
Последние четыре года «Газпромбанк» с энтузиазмом собирает собственную коллекцию современного искусства – первую корпоративную в России. Несмотря на юность, собрание выглядит внушительным: им занималась как директор фонда V‑A‑C, итальянка Тереза Мавика, так и вице-президент «Газпромбанка» Марина Ситнина. Среди художников, которых соберут в ГЦСИ на демонстрации банковской коллекции, – Виктор Алимпиев, Анатолий Осмоловский, Алина Гуткина, Андрей Монастырский и другие узнаваемые авторы, осмысляющие отношения городских ритуалов и человека.
«Яёй Кусама: теория бесконечности»
«Гараж» переехал в новое здание на месте бывшего ресторана «Времена года» и сразу же привез туда целых восемь выставочных проектов, среди которых и специальное творение Эрика Булатова, и тотальная живописная инсталляция немки Катарины Гроссе, и интерактивный аттракцион с лепкой пельменей тайца Риркрита Тиравании. Впрочем, жемчужина программы – первая для нас персональная выставка 82-летней подруги Энди Уорхола и фанатки крупного гороха Яёй Кусамы. В Москву привозят ее недавние инсталляции – иллюзорные комнаты, в которых подвергаются сомнению привычные пространственные ориентиры. Плюс – ранние перформансы Кусамы на видео.
«Процесс о трех миллионах. Коллекция плакатов Александра Добровинского»
Адвокат Александр Добровинский не только развел пол-Москвы, но и собрал приличную коллекцию произведений искусства и предметов старины: от фарфора до тибетской иконописи и лакированных шкатулок. Часть его коллекции, которую покажут в Еврейском музее, представляет собой рекламные плакаты начала XX века. Две сотни иллюстраций авторства Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, Владимира Маяковского, Александра Дейнеки и выпускников ВХУТЕМАСа – в некотором смысле родоначальников графического дизайна в России.
и центр толерантности
«Заха Хадид в Государственном Эрмитаже»
Три сотни фотографий, чертежей, макетов и эскизов зданий суперзвезды от архитектуры и первой в истории женщины – обладательницы Притцкеровской премии – не исключено, что ради нового проекта Эрмитажа стоит скорректировать свои летние планы. Опера в Гуанчжоу, Музей искусства XXI века MAXXI в Риме, Лондонский центр водных видов спорта и первые экспериментальные эскизы выставят в Николаевском зале Зимнего дворца – одном из самых пышных помещений Эрмитажа.
Санкт-Петербург
«Владислав Мамышев-Монро. Архив М»
Огромная выставка наследия Владислава Мамышева-Монро, утонувшего два года назад на Бали, ставит своей целью поэтапно структурировать его творчество на основе как архивов самого художника, так и работ, случайно сохранившихся у друзей и близких. Разрисованные портреты членов Политбюро, коллажи, костюмы, «расцарапки» и фирменные перевоплощения Монро в фото- и видеосвидетельствах завладеют сразу всеми залами музея на Гоголевском бульваре.
«Группировка ЗИП. Подполье»
Новая тотальная инсталляция востребованнейшей четверки, побывавшей и в шорт-листе премии Кандинского, и на Биеннале молодого искусства, и в Третьяковской галерее. «Подполье» осмысляет противостояние официальной культуры и андерграунда в жизни как отдельных городов, так и всей постсоветской культуры.
«Скульптуры, которых мы не видим»
Еще одно из нередких обращений к советской нонконформистской культуре – групповая выставка московского объединения ЛеСС, существовавшего с 1954 по 1968 год. Входившие в него Вадим Сидур, Юрий Ларин, Анатолий Слепышев, Леонид Берлин и Александр Позин на публику выполняли пропагандистские госзаказы, а у себя в подвалах обращались к более скромным формам и мелкой пластике, которую и покажет «Манеж». Чтобы рассмотреть советскую скульптуру через призму времени, работы ЛеССа покажут вместе с произведениями Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола и других наших современников.
Источник: the-village.ru