13:03 / 17 марта 2016

Растущие рынки, падающие издержки

111

Важнейшие отрывки выступления президента РОО «ОПОРА России» Александра Калинина на III Тюменском инвестиционном форуме.

15664

Александр Калинин

680-9

«Сейчас не только малый и средний бизнес, но и вообще бизнес работает в основном на падающих рынках, но при растущих издержках. Пока эта тенденция будет продолжаться, бизнес будет сжиматься. Один из методов сжатия – частичный уход в тень. Если мы хотим изменить ситуацию, то мы должны осознанно делать растущие рынки и падающие издержки. Тогда мы поменяем ситуацию на противоположную. Мы можем получить качественный и стабильный рост, который будет измеряться не одним процентом, а пятью-шестью в год. Тюменская область демонстрирует 10% рост, и это далеко не предел. Для этого есть соответствующие региональные практики.

Созданием растущих рынков и падающих издержек нужно заниматься, в том числе, на уровне государственного управления. Приведу примеры: решение о том, что госкомпании будут закупать 18% процентов своих закупок у малого и среднего технологичного бизнеса – это создание большого емкого растущего рынка. Порядка 3 триллионов рублей может получить российский малый и средний бизнес. Однако, многие этому сопротивляются, говорят: «Зачем?». Почему мы платим 6 триллионов малому и среднему бизнесу Германии, на Красноярском форуме такую цифру озвучивали эксперты, а своему бизнесу мы боимся заплатить даже половину этой суммы? Я уверен, у нас есть высокотехнологичный бизнес, но ему нужно время, чтобы предложить высококачественную продукцию. Сперва, нужно разработать и закрепить технологии, обучить людей, нужно быть уверенным, что твой товар купят госкорпорации.

Другой пример: существует ряд проектов, таких как: «Покупай локальное». Это осознанная региональная политика. Многое может быть куплено в своем регионе, в своем муниципалитете.

У нас в организации «ОПОРА России» есть несколько отраслевых союзов пивоваров. В Европе, к примеру, пьют только местное пиво. Любители этого напитка предпочитают пиво, сделанное здесь же, оно местное, оно качественное. Это пример локального рынка, и таких примеров много. В Тюмени – тюменское масло, ягоды, варенье и так далее. «Покупай локальное» – пример растущего рынка для тысяч российских муниципалитетов. На этом можно строить новую экономику.

680-14

Сегодня большим резервом является вовлечение в экономику молодежи. Поскольку каждый молодой человек, выбравший бизнес, принесет с собой знания, энтузиазм, задор, патриотизм. Нужно поддерживать молодежные программы

Еще один пример: внутренний туризм. В России это направление имеет колоссальный потенциал для развития. Другое дело, что мы работаем сейчас на грани нового экономического уклада, нам нужно максимально убрать расстояние между потребителем внутреннего туризма и тем, кто предлагает эти услуги. В этом деле создание национальных электронных сервисов по внутреннему туризму, по примеру букинга, становится государственной задачей. То есть, создание национальных сервисов по развитию больших внутренних рынков – это государственная политика. Это должно дать взрывной рост.

Если говорить про падающие издержки, то впервые за много лет сейчас этот вопрос включен в государственную повестку осознанно. Госдума РФ в последнее время приняла ряд законов, это и новогодние каникулы для ИП, возможность регионам содержать ставку по упрощенной системе налогообложения, была пересмотрена часть неналоговых платежей, которая должна была вступить в силу. К этому, так же нужно подходить осознанно. Если мы создаем постоянные издержки, а с другой стороны призываем бизнесменов активно развиваться – это неправильно. Нужно переоценить пакет административных барьеров, которые созданы и планируется создать.

Вспоминая 90-ые годы, именно в то время я начинал заниматься бизнесом, тогда многие финансовые процессы шли динамично, потому что в экономику пришла огромная масса людей. Сегодня большим резервом является вовлечение в экономику молодежи. Поскольку каждый молодой человек, выбравший бизнес, принесет с собой знания, энтузиазм, задор, патриотизм. Нужно поддерживать молодежные программы.

Недавно мы провели исследование: у нас в России женское предпринимательство развито меньше чем на Западе, и даже, чем в некоторых странах Востока. То есть, женское предпринимательство – это огромный задел, но женщины, по нашему исследованию, боятся туда идти, потому что им не хватает программ государственной поддержки. Соответствующее решение, кстати, вошло в антикризисный план правительства, и мы рады, что нас услышали».

Loading...