we-enter
19:03 / 11 Март 2016

Формула успеха развития региона

Формула успеха развития региона

Выступление губернатора Владимира Якушева на III Тюменском инвестиционном форуме.

we-enter

15664
 

Владимир Владимирович Якушев,
губернатор Тюменской области:

IMG_1246

«Прежняя модель экономического роста, которую мы эксплуатировали в предшествующий период, себя исчерпала. Нам нужны новые качественные комплексные решения, не просто меняющие отдельные нормативно-правовые документы, но и преобразующие сам экономический уклад.
Нужны изменения, которые сформируют новую модель, приводящую в движение глубинные слои экономики. Очевидно, что рост предыдущего периода был связан с увеличением потребления, которое было обеспечено по большей части за счет импортных товаров, что не позволяло в полной мере запустить производство нашей собственной промышленности и развитие собственных технологий.
 
Трудности последнего периода эти проблемы только обострили. Отсюда возникла потребность активного импортозамещения и наращивания собственного производства практически во всех отраслях. Думаю, вы согласитесь, что импортозамещение не будет полноценным, если мы будем производить продукты на импортном оборудовании и по импортным технологиям. Нам нужны новые производства, основанные на собственных технологиях. Отсюда несколько предложений, вытекающих их тюменского опыта: необходимо внедрение элементов государственного планирования экономики в отдельных жизненно-важных для государства областях. Речь идет о разработке планов развития инфраструктуры, индустриализации и технологий. Разумеется, такие вещи должны быть увязаны с процессом бюджетного планирования и финансовыми планами крупных игроков.
 
План индустриализации должен включать в себя все проекты модернизации действующих и создание новых промышленных производств с расстановкой по субъектам Российской Федерации. С определением конкретных мер поддержки, направленных на быстрейшее достижение результата, со стороны федеральной, региональной и муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций, а также самого инвестора. Это позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и льготы, которые имеются в распоряжении всех уровней власти, а также выстроить под них инвестиционные программы.
 

Мы получим уникальную возможность планировать развитие тех производств, которые шаг за шагом позволят заместить импорт, параллельно наращивая несырьевой экспортный потенциал. Цель одна – развитие собственной индустриальной и гибкой экономики

 
В долгосрочной перспективе технологического развития хотелось бы увидеть исчерпывающий перечень критично важных и перспективных для страны технологий. Этот перечень должен быть подробно расписан между государственными заказчиками, ответственными за их разработку, с определением конкретных сроков, когда и какие технологии должны быть получены и внедрены. Разумеется, в разработке такого заказа должны участвовать только те бюджетополучатели и институты развития, материально-техническая и научно-кадровая составляющая которых позволяет выполнить госзаказ качественно и в срок.
 
Я считаю, что для разработки технологий, по которым у нас нет готовых наработок, либо они утрачены, и их восстановление с финансово-экономической точки зрения нецелесообразно, должны быть привлечены иностранные исполнители, имеющие необходимые наработки и компетенции.
 
Необходимо стимулировать приобретение контроля соответствующими российскими юридическими лицами над иностранными малыми предприятиями и отдельными институтами, имеющими пока недооцененные патенты и перспективные разработки, которые будут определять картину в своих сферах на несколько десятилетий вперед. Разумеется, к решению этой задачи должен быть привлечен частный и корпоративный капитал. Для его стимулирования необходимы поправки налогового кодекса, дающие возможность вычеркнуть часть средств, направленных на приобретение инновационной продукции и разработку новых технологий, из налога на прибыль.
 
Также, необходимо наработать 44-ый и 223-ий федеральные законы, окончательно установив приоритет такой продукции и определив порядок разработки и актуализации ее единого реестра.

 
img_1171_1500x844

Чем тщательнее мы будем планировать и предопределять темпы роста экономики, создавая технологический и производственный задел себе и нашим потомкам, тем больший эффект мы получим

Развивая реальный сектор экономики, мы апробировали несколько вариантов подготовки кадров в наших учреждениях профобразования. Так, в Ялуторовском агроколледже, с привлечением немецкой аграрной академии из Нижней Саксонии, мы запустили центр подготовки современных кадров по системе дуального образования. А в Тюменском Лесотехникуме создали принципиально новую модель, дающую плотную связку реального сектора экономики и системы подготовки кадров. В рамках этой модели руководители предприятий, для которых техникум готовит специалистов, имеют право корректировки образовательного плана под свои реальные нужды, а также право аттестации преподавателей, которые в свою очередь обязаны регулярно проходить трехмесячную стажировку на самых современных предприятиях отрасли. Аведущие специалисты этих предприятий временно по отдельным дисциплинам идут преподавать в учебные заведения, при этом у них сохраняется оплата труда на постоянном месте работы. Такой подход дает возможность эффективно связать образование и экономику, устранить перекосы в коммуникациях этих двух систем.
 
Теперь несколько слов про территории. Когда нам говорят про инвестиционную привлекательность стран и регионов, мы понимаем, что в основе такой привлекательности, и в целом в успехе экономики лежит реальная ситуация в муниципалитетах, поскольку именно они составляют любой регион, а в конечном итоге и государство.
 
Тюменская область – это совокупность 26 конкретных муниципальных районов и городских округов. Учитывая это, вся работа по их развитию, если брать укрупнено, состояла из семи этапов и мы назвали ее – «Семь шагов». Что это были за шаги: шаг первый – создание системы коммуникаций. Любой инвестор взаимодействует на разных уровнях с подразделениями федеральных органов власти, региональным правительством и муниципальными адиминстрациями, ресурсоснабжающими организациями и институтами развития. Понимая это, мы заключили соглашение, прописав алгоритм взаимодействия всех этих инстанций и установив режим наибольшего благоприятствования для любого проекта, реализуемого в регионе. Чтобы документ был абсолютно конкретным, приложили к соглашению полный реестр всех инвестпроектов. Любая сторона соглашения имеет к этой информации прямой доступ, и, стало быть, видит все проблемы, которые предстоит решать.
 
Шаг второй – мы выдали всем муниципалитетам показатели роста экономики, к которым им необходимо стремиться, взяв за основу показатели, которые доведены главам субъектов указом президента.
 
Шаг третий – мы ввели систему рейтингования и мониторинга муниципалитетов. По итогам года создавался свод показателей статистики - данные реестра инвестиционных проектов, где указано, сколько каких проектов приходится на каждую конкретную территорию, и приведено мнение экспертов, представляющих бизнес, которые ложатся в основу рейтинга муниципалитетов.
 
Шаг четвертый – стимул и антистимул. К стимулам мы отнесли систему премирования глав администраций их команд по итогам рейтинга. На премию могут рассчитывать только те, кто вошел в первую десятку рейтинга. Точно также распределяется и бюджет развития. А по джентльменской договоренности между нами, глава муниципалитета, занявшего в рейтинге последнее место, покидает свое место работы.
 
Шаг пятый – главы муниципалитетов получили набор лучших практик других регионов и муниципалитетов, для готового к использованию готового муниципального стандарта. Этот стандарт включает в себя тринадцать пунктов. Ежеквартально главы, а с этого года и их заместители, курирующие экономику, проходят учебу.
 
Шестой шаг – система комплексной поддержки проектов. Так любой инвестор получает право на пользование всем пакетом услуг государственной и муниципальной поддержки. Этот пакет включает предоставление земельного участка, получение налоговых льгот, отраслевых субсидий и инвестиционных займов под 7% годовых. Только такой подход, на наш взгляд, может обеспечить дальнейший рост экономики в сложнейших современных условиях.
 
Седьмой шаг - призывая других к планированию, мы начали с себя. Отраслевые стратегии с конкретными планами, предусматривающими реализацию конкретных инвестиционных проектов, привязанных к муниципальным площадкам, у нас появились уже давно. Затем, мы сориентировали на эти же проекты нашу систему господдержки. С прошлого года мы сформировали отдельные планы развития для каждого муниципалитета, куда внесли ключевые проекты для развития экономики каждой конкретной территории. Закрепили ответственных со стороны муниципалитетов и областного правительства за этими проектами в формате проектной команды. Таким образом, мы знаем, куда движемся, понимаем, кто отвечает за каждый процесс, и насколько этот человек подготовлен. Видим, чем конкретно можем помочь каждому проекту.
 
Планировать развитие, закладывать рост по всем основным направлениям и показателям, концентрировать ресурсы, определяя ответственных, задействовать ресурсы даже самой маленькой территории через ее рост, получая совокупный рост региона и страны в целом, запустить все источники нового технологического роста, способного изменить облик нашей экономики в среднесрочной перспективе, массово и целенаправленно готовить для этого кадры – вот форула успеха».

we-enter