we-enter
19:06 / 25 Июнь 2013

Инвестиции в регионы

Инвестиции в регионы

Директор регионального отделения Банка Москвы по Тюменской области, ХМАО–Югре и ЯНАО Иван Бобков принял предложение от президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) Тюменской области Эдуарда Абдуллина возглавить комитет палаты по финансовым рынкам. Журнал «Тюмень» организовал встречу двух руководителей в новом офисе ТПП по улице Хохрякова, 9.

we-enter

Валерий Гут: Что сегодня, по вашему мнению, должно определять успешность взаимоотношений бизнеса и власти?

Иван Бобков: Это многофакторный процесс. Он состоит из нескольких слагаемых, в том числе — количества и качества успешно реализованных инвестиционных проектов в конкретном регионе. Традиционный путь к увеличению их количества – привлечение внешнего инвестора посредством ввода его на определенных условиях в действующий региональный бизнес либо предоставления преференций для строительства проекта с нуля. Но у заказчика всегда возникают вопросы по эффективности работы и желание получить результат на порядок выше возможного при обычных условиях. Как этого достичь? По моему мнению, перспектива кратного увеличения и развития инвестиционного потенциала регионов – в инвестпроектах, реализуемых в формате государственно-частного партнерства (ГЧП)1 и концессионных соглашений2. Это выход на абсолютно иной уровень взаимодействия с инвестором: внешним и внутренним! Это работа по более глубокому раскрытию инвестиционного потенциала территории и реальных потребностей региональных властей, у которых есть еще и определенная социальная ответственность. Опыт развитых экономик – будь то Китай, Южная Корея, Сингапур или европейские страны, не говоря уж о США – показывает все преимущества такого пути.

Инвестиции в регионы

Эдуард Абдуллин: Законы по ГЧП уже приняты во многих субъектах РФ на региональном уровне, но пока опыта, который нам можно было бы перенять, нет. ГЧП – это эффективный инструмент. Вопрос только в том, как он будет реализовываться, – это самое сложное, камень преткновения. Потому что, с одной стороны, есть частные инвестиции, частный интерес, а с другой – бюджет, Налоговый кодекс, и необходимо увязать их между собой, чтобы они не противоречили друг другу. Второй важный момент, который также нужно учесть, – коррупционность. При определенных условиях закон может существовать и работать на конкретные аффилированные структуры, близкие к власти. Закон этот на федеральном уровне рамочный и не диктует свои требования местным нормативным актам. Каждый субъект прописывает себе закон сам, в зависимости от своего финансово-экономического положения и других факторов. Это определенного рода новация в законодательстве и большой плюс. У нас, в Тюменской области, он тоже должен быть принят. Но кто его будет писать? Кто заложит в него накопленный мировой опыт?

ГЧП – это эффективный инструмент. Законы по нему уже приняты во многих субъектах РФ на региональном уровне. Нам остается только начать ими пользоваться

Инвестиции в регионы

Что в таком случае может помешать?

Иван Бобков: По мнению законодателей, существует три блока вопросов, которые являются препятствием для введения закона о ГЧП в регионах. Первый – это риск коррупционной составляющей. В моем понимании, такой риск есть всегда и во всем, что касается каких-либо финансовых отношений. Не верю, что есть или может быть издан где-то в мире такой закон, который полностью исключает подобную категорию риска. Второй блок – доверие потенциального инвестора к власти и риск национализации на выходе результатов инвестпроекта. И третий – некому писать. Участие в данных проектах государственного банка вторую и третью группу рисков нивелирует: и со стороны гарантий, и со стороны методологии. Решить эти вопросы можно. И это неоднократно доказано позитивным опытом работы Банка Москвы с правительствами Москвы и Московской области. Более того, на сегодняшний день реализовывать подобные проекты в состоянии только госбанки, обладающие достаточным объемом средств и адекватным пониманием целевого назначения использования кредитных ресурсов; обычные коммерческие банки подобные проекты не потянут. Это надо понять и принять.

Что в строгом смысле можно считать привлечением инвестиций в регионы?

Эдуард Абдуллин: Это очень широкое понятие. Все, что может выражаться в стоимостном эквиваленте: привлеченные средства, транспорт, оборудование, непосредственно деньги, ценные бумаги. Если рассмотреть характер инвестиций, существующий в области, то до последнего времени, как правило, это современные технологии и оборудование, инновации, транспорт, квалифицированный персонал, строительство каких-то объектов на совершенно пустой земле. Но инвестиции на сегодняшний день привязаны исключительно к промышленности, созданию, в основном, тех видов товаров, которые раньше в области не производились. Это по большей части новые технологии западного образца. И таким проектам дается зеленый свет. Но не стоит забывать про малый и средний бизнес.

Сегодня настоящий инвестиционный бум: в области параллельно реализуется более десятка крупных промышленных проектов. Малые и средние «оттесняются»?

Иван Бобков: Стратегически верно вкладывать ресурсы в крупные производственные предприятия, такие как «Тобольск-Нефтехим», Антипинский НПЗ, «Тюменьстальмост» или УГМК в Тюмени. Это эффективно для формирования доходной части бюджета мунина правах рекламы ципалитета или региона в целом. Такие проекты подобно магнитам притягивают к себе большое количество денег, объемов работ и услуг, а также рабочей силы, на основе которых развивается малый и средний бизнес. Крупный бизнес дает экономическую базу для создания и развития малого и среднего предпринимательства.

Значит, в социальный и другие непромышленные секторы можно тоже выгодно вкладывать деньги?

Иван Бобков: Несомненно, вкладывать в непромышленные секторы экономики региона можно, нужно и важно. По моему личному убеждению, качество жизни населения – это не менее значимая составляющая инвестиционной привлекательности и потенциала конкретной территории. Инвестиции в инфраструктуру и «социалку»: детские сады, школы, ЖКХ, дорожное строительство, мосты, транспорт, спорт и внутренний туризм – забота государства в лице местных органов власти. Непроизводственные секторы выпадают из поля зрения инвесторов, так как в этих проектах большие суммы вложений и долгие сроки возврата – не та выгода для бизнеса. Потребность же в инфраструктурных объектах у регионов не меньше, чем в производственных предприятиях. Опыт иностранных государств показывает, что сотрудничество власти и бизнеса в этом направлении дает колоссальный синергетический эффект для территорий. Просто нужна планомерная и целенаправленная совместная работа. Яркий пример: «ожил» «Тобольск- Нефтехим» – и с новой силой стал развиваться сам Тобольск.

Эдуард Абдуллин: Было бы очень справедливо считать инвестором еще и предпринимателя, который вложил деньги в строительство, к примеру, обычной поликлиники. Как раз для реализации таких небольших проектов и было недавно создано Инвестиционное агентство Тюменской области на базе Фонда развития и поддержки предпринимательства, которое за счет средств областного бюджета будет поощрять реализацию инвестпроектов малого бизнеса. Это строительство пекарен, предприятий придорожного сервиса, дошкольных и внешкольных учреждений и тому подобного. Этот бизнес низкорентабелен, но социально значим и полезен для отдельного города, района и региона в целом.

Как это решается, в чем видите выход?

Эдуард Абдуллин: У нас есть «заказ» на крупные инвестиции. Необходимы очень серьезные показатели, которые характеризуют рост территории. Поэтому, естественно, для власти сначала нужно привести сюда как можно больше средств – они отразятся на общеэкономических показателях. Это приводит к появлению следующей тенденции. Раньше мы говорили о том, что люди из деревень переезжают в города. Сейчас же люди из малых городов стремятся попасть в более крупные. Например, из Ишима, Ялуторовска – в Тюмень. Соответственно, новая задача – не допустить развития этой тенденции, потому что тогда начнут «умирать» средние и малые города. Поддержка этих территорий возможна только через привлечение небольших инвестиций, за счет собственных и сторонних ресурсов; кредитных организаций, которые должны быть заинтересованы прийти в эти муниципалитеты. Развитие удаленных территорий – вот вектор деятельности власти в нашем регионе. Банки – это локомотивы экономики. Без них развиваться невозможно. И, насколько я понимаю, Банк Москвы готов работать в любом районе Тюменской области.

Иван Бобков: Все верно. Наш региональный офис готов рассматривать любые проекты на территории Тюменской области, Югры и Ямала, независимо от величины населенного пункта. Банк Москвы является универсальным банком, в линейке продуктов которого есть услуги как для среднего и малого бизнеса, так и для частных лиц. Все в одном офисе.

Отвечая на вопрос, могу сказать, что «выход» – это привлечение в наш регион инвестиций со стороны госбанков и госкорпораций при разных формах сотрудничества. Для Банка Москвы, входящего в группу ВТБ, одно из основных стратегических направлений – финансирование проектов в системе ЖКХ, начиная от канализации, водоочистки, коллекторов и заканчивая капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов (это перспектива 2014 года – ФЗ №2711), а также социально значимых региональных и муниципальных проектов: больниц, школ, детсадов, автодорог, мостов, спортивных сооружений и так далее. На протяжении многих лет Банк Москвы – один из крупнейших универсальных банков России – являлся надежным партнером большинства предприятий московского региона и непосредственно правительства Москвы при решении ключевых задач социально-экономического развития территорий.

С приходом Сергея Собянина в правительство Москвы, а группы ВТБ – в состав акционеров Банка Москвы, наш муниципальный финансовый институт получил новый импульс развития. Одним из приоритетных направлений работы стало сотрудничество с другими субъектами Российской Федерации, входящими в них муниципальными образованиями и их дочерними структурами по финансированию экономически и социально значимых для них инфраструктурных проектов.

Развитие удаленных территорий – вот вектор деятельности власти в нашем регионе. Банки – это локомотивы экономики. Без них развиваться невозможно.

Какие инструменты, в том числе и банковские, существуют для решения задач по привлечению инвестиций в соцсферу и ЖКХ регионов?

Иван Бобков: У Банка Москвы их несколько, работаем мы в разных направлениях и комплексно. К примеру, это единая электронная торговая площадка (ЕЭТП.Прим. ред.) и ее сайт:www.roseltorg.ru. Эта вторая по величине в России электронная площадка принадлежит правительству Москвы и Банку Москвы – 52 и 48% акций соответственно. На ЕЭТП организованы торги по закупкам госучреждений и коммерческих организаций с более чем пятидесятипроцентным участием государства в уставном капитале, естественных монополий, оборонных предприятий, а также их дочерних компаний. Это огромные средства от заказчиков, доступ в онлайн-режиме к которым получают одновременно любые малые, средние и крупные компании. Банк Москвы предоставляет на ЕЭТП комплекс услуг: беззалоговые и скоринговые кредиты для участия в тендерах и конкурсах, банковские гарантии исполнения обязательств по госконтрактам, кредиты на их исполнение под залог выручки и тому подобное. Есть отдельное направление – возможность кредитования проектов в социальной сфере и ЖКХ в формате государственно-частного партнерства или концессионных соглашений. Это финансирование долгосрочных крупных инфраструктурных проектов, объединяющее интересы власти и бизнеса. Самостоятельное направление – коммерческое и инвестиционное кредитование государственных и муниципальных учреждений, организаций, фондов и их подрядчиков для реализации региональных и муниципальных программ. И, конечно, работа с коммерческими проектами субъектов среднего и малого бизнеса, различные виды расчетных услуг и кредитов, в том числе ипотека квартир и индивидуального жилищного строительства жителям регионов.

                                               текст Валерий Гут фото Владимир Семёнов

 

we-enter