12:05 / 21 мая 2012

Вектор времени Тюменской филармонии

fe6b5b

Тюменская филармония, получившая в 2010 году статус национального достояния России, достойна хорошего музея. «Мы уйдем – и с нами уйдет история…»

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Строго говоря, отсчет истории Тюменской филармонии можно вести с 1944 года. Это год исторический – в августе была образована Тюменская область. В прежнем районном центре, в одночасье ставшем столицей огромной территории, началось активное формирование новых учреждений. В сентябре 1944 года на заседании Тюменского облисполкома было принято решение организовать концертно-эстрадное бюро (КЭБ) «для повышения культурного уровня обслуживания трудящихся и развития концертно-эстрадной работы». Его главной задачей была организация досуга советских граждан, и не только в областном центре, но и в самых дальних таежных уголках края.

Сохранились свидетельства, дающие представление о репертуаре и популярности коллективов КЭБ. Вот строки из отзыва, подготовленного отделом пропаганды и агитации Нижнетавдинского райкома ВКП(б) в феврале 1949 года: «Бригада артистов Тюменского концертно-эстрадного бюро… выезжала в самые отдаленные колхозы района. Везде концерты проходили с большим успехом. Программа концертов разнообразна по своему репертуару и горячо воспринимается зрителями. Хорошо исполняются вокальные номера М.Н. Подкопаевой и Л. Чеченовой. С большим удовольствием слушается художественное слово В.П. Шелегиной…».

(Здание Тюменского концертно-эстрадного бюро, бывшего клуба приказчиков, на улице Республики. 1950-е годы)

Любопытен репертуарный лист эстрадно-цирковой бригады КЭБ под управлением Александра Павловича Подкопаева, который был «разрешен к исполнению в пределах Тюменской области» в том же 1949 году. В отделениях концерта «Соло-баян», «Художественное слово», «Соло-пение» и прочее – здесь не встретить иноязычного или переводного материала. Писатели и поэты – русские (Пушкин, Горький, Чехов и другие), композиторы – советские (Островский, Блантер, Соловьёв-Седой и другие). Значителен блок русской народной песни («Тройка», «Коробейники», «Над полями да над чистыми» и даже «Колхозная полька» и прочие). Исключение – вальс «Дунайские волны». Сценические номера Л. Кузьменко и М. Подкопаевой – диалог Липочки и Аграфены Кондратьевны из пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся» и юмористическая сценка Леонида Ленча «Одну минуточку». Напоследок – зрелище: цирковые номера вроде китайских фокусов или нанайской борьбы.

Западной классики в репертуаре КЭБ еще не было. Она стала появляться в выступлениях заезжих коллективов. С высоким искусством тюменцы могли познакомиться на гастрольных концертах мастеров. Так, в первые послевоенные годы три выступления в Тюмени дала заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова, на летних площадках выступали «Балетная студия имени Айседоры Дункан», ансамбль песни и пляски под руководством И.О. Дунаевского. С успехом прошли концерты камерной музыки лауреатов всесоюзного и международного конкурсов пианистов. Событием 1949 года стали выступление Северного хора под руководством лауреата Сталинской премии Антонины Колотиловой и гастроли Театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко с постановками «Евгений Онегин» и «Чио-Чио-сан».

В 1965 году, когда Тюмень уже стала нефтегазовой столицей страны, в городе не было зала, куда можно было пригласить артистов

С 1950 года артистами КЭБ стали регулярно проводиться музыкальные лекции, концерты, литературные вечера для студентов и школьников. Эта просветительская работа продолжается уже на протяжении шестидесяти лет.

АППЕТИТЫ РАСТУТ

Между тем амбиции властей новой области росли. Престижно было иметь не просто бюро, а полноценную филармонию. 6 мая 1946 года появилось соответствующее решение исполнительного комитета Тюменского облсовета. Если заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию, то можно узнать, что советская филармония – это «государственная организация, в задачи которой входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также различных видов эстрадного искусства (танец, художественное чтение и другие)». Именно эти виды деятельности и вменялись новой государственной филармонии «второй тарифной группы с концертным залом на 600 мест, в целях дальнейшего повышения культурного уровня трудящихся». В объяснительной записке к штатному расписанию пояснялось, что «имеющиеся в области четыре драматических театра и несколько кинотеатров не в состоянии удовлетворить возросшие культурные запросы населения», которое значительно выросло в годы войны за счет персонала эвакуированных промышленных предприятий. В 1945 году в Тюмени проживала 91 тысяча человек.

(Л.М. Згерский, первый директор Тюменской филармонии. 1980-е годы)

Филармонии было выделено собственное помещение – здание на улице Республики, 36. Этот выбор не был случайным. Здесь имелся зрительный зал на 400 (по другим сведениям – на 300) мест, оставшийся в наследство от клуба приказчиков, которому владелец здания, один из братьев Шайчиков, сдавал это помещение. В культурной жизни дореволюционной Тюмени клуб был весьма заметен и фактически выполнял ту же роль, что и концертно-эстрадное бюро полвека спустя. К 1946 году это здание уже утратило свои функции. Его занимали торговые организации: военторг, спецторг, облпищеснаб, торгбанк, торгинспекция – неудивительный набор для главной улицы бывшего купеческого города. Кроме того, облисполком предполагал отдать в распоряжение филармонии городской летний театр на 650 мест.

Директором филармонии был назначен Николай Яковлевич Кобриц. Ему предстояла огромная работа: отремонтировать здание, создать хор русской песни «на базе существующих при областном Доме народного творчества и вечерних курсах музыкальной школы хоровых коллективов», музыкально-литературный лекторий, а также «не менее пяти постоянно действующих художественных бригад для обслуживания районов области». Правда, оставалось еще утвердить организацию Тюменской облгосфилармонии в управлении по делам искусств при Совете Министров РСФСР. Но на этом этапе возникла заминка. Государственная штатная комиссия при союзном совете министров не утвердила состав административно-управленческого персонала. На этом закончился 15-месячный период существования Тюменской филармонии, которая вновь получила вывеску концертно-эстрадного бюро.

«КРАЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ!»

Лишь спустя 12 лет, в 1958 году, облисполком предпринял вторую попытку создать филармонию. Ее директором стал Леонид Мечиславович Згерский, который еще с октября 1953 года возглавлял КЭБ. Тогда ему было 32 года. Незадолго до назначения он окончил заочно Тобольский библиотечный техникум по специальности «организатор и методист клубной работы». Згерский родился в шахтерской семье в Кемеровской области. Учился в Омском музыкальном училище по классу виолончели. Но окончить его не довелось: в 1940 году призвали в армию, откуда он вернулся только в 1946-м, пройдя по фронтам Великой Отечественной с первого дня до последнего. С осени 1947 года и без малого 50 лет Згерский проработал в стенах филармонии. Уже в должности директора бюро он проявил себя как талантливый организатор. По словам архивиста Ольги Черепневой, от предыдущего директора он получил большие долги и сидящих несколько месяцев без зарплаты артистов. За короткое время руководитель в корне поменял существование бюро и быстро вернул все долги… Згерский сумел переманить в Тюмень отличных музыкантов – в частности, Михаила Бирмана (старшего). Талантливый композитор, блестящий виртуоз-импровизатор, он мог очаровать своей игрой любую публику, а оказавшись на сцене маленького сельского клуба, где не было пианино, брал в руки аккордеон, и концерт становился праздником.

В 1959-м был создан любительский народный оркестр, который неоднократно становился лауреатом фестивалей и конкурсов, выступал даже на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского в Москве.

(Здание Тюменской филармонии после первой реконструкции. 1971 год)

Филармония стала работать под лозунгом «Превратим Сибирь в край высокой культуры!». Но через год после открытия она лишилась своего зала. Простоявшее полвека без капитального ремонта здание бывшего Клуба приказчиков было признано аварийным. Творческие коллективы ютились в приспособленных помещениях, а директору пришлось пережить муки «пробивания» нового здания. Строки документа, отправленного из облисполкома в Госстрой РСФСР, проникнуты негодованием: «Имеющиеся учреждения культуры города размещаются в большинстве своем в приспособленных деревянных зданиях… Единственный областной драматический театр размещен в бывшем соляном складе, цирк дощатый работает всего лишь три месяца в год, имеющиеся клубы маловместительны… Клубы ДОКа и судостроительного завода размещены в бараках, а многие заводы вообще не имеют клубов». В 1960 году Совет Министров РСФСР разрешил реконструкцию здания филармонии. Работы затянулись, и лишь 5 ноября 1967 года в новом здании был дан первый концерт для строителей, на котором выступил скрипач Игорь Фролов. На следующий день состоялось торжественное заседание областного и городского активов в честь юбилея СССР, приуроченное к празднику 7 ноября. Как водится, после «красной даты» продолжили устранять недоделки. В декабре зал на 1100 мест был окончательно принят в эксплуатацию.

Зал филармонии стал самым вместительным и оборудованным в Тюмени. Хотя еще в 1965 году, когда Тюмень уже стала нефтегазовой столицей страны, а население выросло со 150 тысяч человек (в 1959 году) до 210 тысяч, – в городе не было зала, куда можно было пригласить артистов.

СОВЕТСКАЯ ЭПОХА ФИЛАРМОНИИ

Появление большого зрительного зала позволило реализовать задумку Згерского о проведении в Тюменской области масштабных фестивалей. Их программа, рассчитанная на разные города области, позволяла приглашать отечественных «звезд» первой величины.

«Первый Всесоюзный фестиваль “Дни советской музыки в Тюменской области” состоялся в ноябре 1972 года, а последний, 12-й фестиваль, прошел в 1989 году, – рассказывает Надежда Коваленко. – Около 200 музыкантов становились гостями области, давая до 150 концертов в Тобольске, Урае, Ноябрьске, Нижневартовске, Нефтеюганске, Новом Уренгое, Сургуте, городах Среднего Приобья, а также в южных районах области. К нам приезжали композиторы Георгий Свиридов, Тихон Хренников, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Оскар Фельцман, Владимир Шаинский, Андрей Петров и другие. Вдохновленные увиденным, они посвящали Тюменскому краю новые произведения. В. Пикуль создал Вторую симфонию «Тюменскую», Людмила Лядова – вокально-симфоническую сюиту «Тюмень – Сургут», Ян Френкель, Владислав Казенин, Эдуард Колмановский – ряд песен».

В 1981 году впервые состоялся Всероссийский фестиваль искусств «Тюменский меридиан». В нем приняли участие Борис Штоколов, Ольга Воронец, Иосиф Кобзон, ВИА «Ариэль», ансамбль «Московский классический балет». Годом позже, на праздник, посвященный 60-летию образования СССР, приехали певцы Г. Борисова, В. Мальченко, З. Тутов, О. Анофриев, а также ВИА «Пламя», «Поющие сердца» и другие, – около четырех сотен участников. Всего прошло четыре таких праздника музыки. Фестиваль, посвященный 400-летию Тюмени, в 1986 году, получил даже статус всесоюзного. Тогда в Тюмень приехал коллектив мирового уровня – Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения – 70 человек! Зрительская аудитория фестиваля составила 667 тысяч человек – рекорд Тюменской филармонии.

За время своего существования (с 1978 по 1990 год) ансамбль скрипачей Сибири дал свыше 900 концертов в 15 республиках страны

Популярностью пользовались также «Дни культуры и искусства национальных республик» и фестиваль «Самотлорские ночи». Они запомнились тюменцам и жителям края выступлениями эстрадно-симфонического оркестра под руководством Юрия Силантьева, ансамбля народного танца Игоря Моисеева, ансамбля «Березка» имени Н.С. Надеждиной, Омского, Уральского и Северного русских народных хоров, артистов Юрия Гуляева, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Людмилы Зыкиной, Валентины Толкуновой.

Неудивительно, что в эти годы Тюменская филармония регулярно занимала призовые места во всероссийских и всесоюзных соревнованиях коллективов театрально-зрелищных мероприятий. Организация получала грамоты, коллектив – премии.

Уже на излете советской эпохи, в 1987 году, по инициативе художественного руководителя филармонии Михаила Бирмана стал проводиться фестиваль «Алябьевская музыкальная осень», посвященный 200-летнему юбилею знаменитого композитора, уроженца Тобольска А.А. Алябьева. Программа фестиваля предполагала камерный репертуар: вечер камерной вокальной музыки, концерт фортепианной музыки, далее – выступление инструментального ансамбля (дуэт, трио, квартет). На первом фестивале выступили Московский камерный оркестр под руководством Антона Шароева и Ансамбль скрипачей Сибири под управлением Михаила Пархомовского.

(Ансамбль скрипачей Сибири. 1981 год)

«Ансамбль скрипачей Сибири – яркая страница в истории Тюменской филармонии, – подчеркивает Надежда Коваленко. – Основа коллектива – выпускники Московской консерватории имени П.И. Чайковского. За время своего существования (с 1978 по 1990 год) ансамбль дал свыше 900 концертов в 15 республиках страны, выступил практически во всех городах тюменского региона. В репертуаре ансамбля, помимо сочинений русских и западноевропейских композиторов XIX века, важное место занимала музыка современных отечественных композиторов – Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Тихона Хренникова, Мурада Кажлаева, Арама Хачатуряна, Кары Караева и других».

Тем не менее, отмечая масштабность творческих проектов 1960–1980-х годов, тогдашний художественный руководитель филармонии Михаил Бирман заметил в интервью 2008 года: «В эпоху покорения северных просторов области никто не думал о том, что высокое искусство важно и нужно прививать здесь. Даже когда проходили большие фестивали, как, например, “Дни советской музыки”, это были скорее разовые мероприятия, чем планомерная работа по эстетическому воспитанию зрителя…».

ПУТЬ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

С распадом Советского Союза рухнула и стройная советская система функционирования филармоний. Были расформированы организации, занимавшиеся планированием концертной жизни, такие как Росконцерт, Союзконцерт, Москонцерт. В Тюменской филармонии перестал существовать единственный собственный коллектив – Ансамбль скрипачей Сибири. А его руководитель Михаил Пархомовский эмигрировал.

Последней яркой инициативой Леонида Згерского как директора филармонии стало присвоение ей имени народного артиста СССР Юрия Гуляева, уроженца Тюмени. Это произошло в 1993 году, в первый день проведения Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени Ю.А. Гуляева. Его учредителями стали Министерство культуры РФ, администрации Тюменской области и города Тюмени. Жюри возглавил народный артист РФ, профессор Московской консерватории Е.Г. Кибкало. Среди открытий фестиваля – тюменка Ирина Бибеева, ставшая в дальнейшем заслуженной артисткой РФ и лауреатом международных конкурсов.

Второй (и последний) Всероссийский конкурс молодых оперных певцов имени Ю.А. Гуляева проходил через четыре года уже при новом руководителе. С 1996 года директором филармонии стал 46-летний Михаил Бирман. Выпускник Уральской государственной консерватории, в филармонии он работал с 1974 года, продолжая семейную традицию. В начале 1990-х создал частную компанию «Тюменьконцерт», в которой попытался, по собственному признанию, «объединить искусство и бизнес». Попытка оказалась успешной, но от предложения возглавить филармонию не отказался. И с этого момента решает задачу из трех составляющих: сохранить лучшие традиции филармонии, усилить академическое и просветительское направление, заработать деньги на дальнейшее развитие.

(Диплом «Национальное достояние России – 2010», врученный Тюменской филармонии)

К моменту, когда Бирман стал руководителем Тюменской филармонии, гастрольная жизнь в ней замерла, в штате числилось всего три творческих специальности, а само здание пришло в аварийное состояние. Новый директор избрал новую стратегию развития. Как вспоминает Михаил Михайлович, до его прихода «собственных больших коллективов в филармонии не было, хотя очень активно и творчески работали группы музыкального лектория; с 1998 года мы пошли по пути создания собственных коллективов, которые бы выполняли необходимую миссию сохранения и продолжения традиций музыкального просветительства».

В первую очередь был создан камерный оркестр, для руководства которым из Москвы пригласили заслуженного деятеля искусств России и Украины Антона Георгиевича Шароева. Оркестр «Камерата Сибири» и по сей день – единственный камерный коллектив на всем пространстве Западной Сибири. Помимо исполнения произведений мастеров эпохи Ренессанса, барокко, классицизма, русских композиторов, он частично восполняет и оперную лакуну: оркестр подготовил концертный вариант оперы Д.С. Бортнянского «Алкид» и – впервые – оперы А.Г. Рубинштейна «Христос». Шароев нашел партитуру этого произведения у своего прадеда, считавшуюся утерянной.

В это же время созданы камерный хор «Ренессанс» (с марта 2008 года – хоровая капелла Тюменской филармонии) под руководством Анжелики Таланцевой и дуэт русских народных инструментов «Лад» (Ольга и Андрей Чувашовы). Также филармония приняла под свое крыло лауреата всероссийских и международных конкурсов ансамбль народного танца «Зори Тюмени», существующий с 1978 года. Его создатели и бессменные руководители – заслуженные работники культуры РФ Валерий и Галина Арцеры. Увидев выступление «Зорей Тюмени», выдающийся танцовщик Махмуд Эсамбаев воскликнул: «Не понимаю, где нахожусь – на концерте коллектива Игоря Моисеева или в далекой Тюмени, где есть такое чудо!». В 2011 году создан вокальноинструментальный коллектив «Санрайз» под руководством Натальи Гультяевой.

Свое новое рождение Тюменская филармония пережила в 2003 году, получив обновленное после двухгодичной реконструкции здание. Вместимость концертного зала увеличилась до 1229 посадочных мест (за счет демонтажа кинопроекционных помещений и оркестровой ямы). Появился зал камерной и органной музыки на 240 мест, куда перенесли из костела орган немецкой фирмы «Шуке». Значительно расширилась абонементная программа, по которой филармония работает с 1972 года. В сезоне 2008–2009 года было представлено уже 25 циклов с участием выдающихся мастеров искусств. В абонементах принимает участие и концертная группа филармонии, которая выезжает с познавательными занятиями в детские сады и школы. «Дети порою поражаются, увидев поющего человека, не могут удержаться от смеха! – делится впечатлениями Надежда Коваленко. – Они привыкли видеть поющих людей только на экране телевизора, и встреча с «живой» музыкой для них – эмоциональное потрясение!»

Увидеть в гастрольной афише ярких отечественных звезд не удивительно для тюменцев – со сцены филармонии для них пели и мировые знаменитости, такие как Монтсеррат Кабалье или Хосе Каррерас.

Уже традицией стали новые фестивали: Рождественский, Международный фестиваль джазовой музыки (соорганизатором и постоянным участником которого является Даниил Крамер), фестиваль «Лето в Тобольском кремле». Последний также успешно приобщает тюменцев к оперному искусству. Исполнение оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» артистами труппы театра «Новая опера» в Тобольском кремле руководителями ведущих средств массовой информации области («Клуб-7») было отмечено титулом «Сенсация-2006».

Филармония использует новые маркетинговые приемы для привлечения зрителя. Более широкие возможности для свободной деятельности у нее появились с 2004 года, когда учреждение получило статус автономной некоммерческой организации (с марта 2008-го – государственное автономное учреждение культуры). Теперь доля денежных средств, полученных по госзаказу, составляет примерно пятую часть бюджета организации. Остальное – заработанные средства. В убыток себе филармония уже не работает.

В 2003 году создан союз друзей филармонии, число его членов уже превысило шесть тысяч. Это – постоянные зрители и слушатели, которые за свою верность музыкальному искусству имеют возможность посещать концерты со скидкой.

Пока нереализованной мечтой руководства остается создание собственного симфонического оркестра. С его появлением Тюменская филармония станет учреждением классического европейского типа: концертный зал, симфонический оркестр, хоровая капелла.

«Я считаю, что филармония существует не для развлечения, мы воспитываем своего зрителя, прививаем ему вкус к академической музыке». В этих словах директора Тюменской филармонии Михаила Бирмана – вектор ее существования во времени.

Автор текста: Геннадий Крамор

Фото из архива Тюменской филармонии

Loading...