О тюменской саморекламе
В последнее время на города России обрушилась легкая эпидемия так называемого «брендинга территорий»: заезжие дизайнеры рисуют городам красивые туристические логотипы, с которыми там не знают, что делать. Пропагандировать свой город своим же горожанам? Размещать новый фирменный стиль в соцсетях и на прочих сайтах и ждать мощного наплыва интуристов и ростуристов? Зачем – если город не туристический и его репутация скорее пострадает от наплыва, нежели упрочится? Для самоудовлетворения? O’K, хотя, наверное, у города и до «ребрендинга» был свой герб...
Может, лучше подумать, чем, кроме как свежеиспеченным логотипом, можно растолкать довольно вялых (на нашем рынке) конкурентов и привлечь к себе общественное внимание, попутно заработав на этом денег?
Есть такое понятие – «региональный бренд». Например, коньяк, шампанское, портвейн… В России: вологодское масло, тульский пряник, оренбургский платок, ивановский ситец… Как мне кажется, любое человеческое поселение может откопать в своей истории (особенно если история, как у Тюмени, довольно длинная) что-то, за что можно зацепиться, вытащить эту зацепку на всеобщее обозрение и сделать на ней немного денег и много саморекламы.
Потребителю остро не хватает в его жизни чего-нибудь уникального, что ему хочется любить
Вот, например, никому не известный город Белёв Тульской области. На ферме неподалеку живет музыкант, лидер группы «Вежливый отказ» Роман Суслов. И он нашел очень секретные рецепты некогда знаменитой белевской пастилы – а это совсем не та пастила, которую мы привыкли потреблять, это дивное произведение кулинарного искусства. Теперь эта пастила продается и часть вырученных денег идет на памятник ее изобретателю купцу Амвросию Прохорову (автор памятника, если что, – ваш покорный слуга).
Или взять, например, город Тюмень. Здесь в 1932 году было налажено производство знаменитой сгущенки в широко известных бело-синих банках. И что? А ничего. Все равно нефть, газ… Не обидно? Обидно.
Конечно, на раскачку бренда и вывод его на просторы большого рынка потребуется не один год, но это не значит, что нужна будет огромная куча денег. Учитывая, что аудитория становится все более продвинутой, совсем не обязательно покупать эфирное время на Первом канале – можно использовать для продвижения Интернет, социальные сети, контекстную рекламу. Не стоит брезговать «партизанским маркетингом» – надо создавать позитивные происшествия, на которые СМИ клюют совершенно бесплатно, попутно рекламируя вас.
Главное – придумать безотказную историю. А история может быть любой – хоть сгущенка, хоть пастила, хоть печенье «Плазма» или что-то еще, остроумно притянутое за уши. Тюменский хип-хоп, тюменские валенки, тюменская... да хоть школа дизайна!
Потребителю остро не хватает в его жизни чего-нибудь уникального, к чему есть желание привыкнуть и что ему хочется любить. И это можно ему дать.
Автор колонки: Стас Жицкий, дизайнер, один из основателей студии OPEN!Design&Concepts (Москва), участник проекта «Сноб»
Фото: www.znakmedia.ru