16:11 / 20 ноября 2014

География побед

Сбер3

Если когда-нибудь вновь напишут историю Тюменской области, безусловно, то в этом труде, будут страницы, посвященные ОАО «Мостострой-11».

За четыре десятилетия своей истории ОАО «Мостострой-11» сделало для развития и единства региона столько, что один перечень наиболее значимых объектов займет немало страниц.

 

На сибирских берегах

Основанная в 1975 году, эта компания в короткий срок стала лидером мостостроения в регионе. В то время мостостроители базировались в Сургуте и главной задачей нового коллектива было строительство коммуникаций в растущем нефтегазовом регионе.

«Мостостроительный трест № 11», как тогда называлось предприятие, работал на огромной территории от Урала до Енисея и от Казахстана до Ямала.

Первым директором и бессменным лидером этой сильной команды на протяжении 30 лет был Валентин Солохин. Под руководством опытного мостостроителя, работавшего в отрасли с 1955 года, предприятие уже к 1990 году построило 646 железнодорожных мостов и путепроводов общей протяженностью 26 804 метра, а также 837 мостовых сооружений протяженностью 45 188 метров. Ключевые транспортные магистрали Тюменского Севера, включая железные дороги Тюмень – Тобольск – Сургут, Сургут – Нижневартовск, Сургут – Коротчаево – Ягельная – Ямбург – Надым, были сданы при участии треста.

В областном центре, к примеру, в 1979 году был построен путепровод по ул. Пермякова – один из самых протяженных и востребованных в городе. Он и сегодня остается главной транспортной артерией, которая связывает растущие микрорайоны с центральной частью города. В 1987 году «Мостострой-11» сдал пусть не самый крупный, но бесспорно самый любимый тюменцами мост – вантовый пешеходный мост через реку Туру, позже получивший название мост Влюбленных. По данным опроса, проводившегося некоторое время назад среди жителей столицы области, именно он был признан символом Тюмени и ее главным украшением.

В 1990-е годы Солохину удалось адаптировать компанию к работе в условиях рыночной экономики, сохранить коллектив и материальную базу. В эти годы на территории области разворачивается масштабное дорожное строительство, в котором принимает участие и «Мостострой-11». Только с 1991 по 1995 год было сдано 218 мостов общей протяженностью 13 006 метров. В 1995 году был завершен мост через Туру по ул. Челюскинцев, связавший заречную часть города с историческим центром.

В целом же трудно найти в Тюменской области район или город, в котором не потрудились бы специалисты «Мостостроя-11». Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа также отлично знакомы этой команде. Именно здесь на берегах югорских рек появились ключевые объекты, которыми по праву гордится эта компания.

Во второй половине 1990-х компания вновь разворачивает активную деятельность в Югре, где в то время началось строительство сети автомагистралей. С 1996 по 2000 год в округе было введено в эксплуатацию 34 моста и путепровода общей протяженностью 4714 метров. И в дальнейшем компания только набирала обороты.

Достаточно сказать, что за следующие пять лет было сдано в эксплуатацию 437 мостовых сооружений общей протяженностью 24 740 метров. Именно в эти годы «Мостострой-11» все чаще берется за строительство социальных и промышленных объектов, расширяя сферу своей деятельности. В 2002 году компания выходит на рынок Казахстана, и с тех пор объемы работ здесь стабильно растут.

В 2005 году коллектив возглавил Сергей Дядькин, мостостроитель с 35-летним стажем. В это время «Мостострой-11» выходит в европейскую Россию.

Сегодня (с 2008 года. – Прим. ред.) во главе команды тюменских мостостроителей стоит Николай Руссу. Опытный мостостроитель, окончивший Сибирский автомобильно-дорожный институт и восемь лет отработавший в территориальной фирме «Мостоотряд-15» (подразделение «Мостостроя-11»), в 1989 году он возглавил другое подразделение той же компании – «Мосто-отряд-36». В сжатые сроки ему удалось буквально возродить пребывавшее в упадке предприятие, обрести доверие коллектива и заказчиков. Николай Руссу вспоминает те непростые годы как период серьезных испытаний.

Сбер37

фото Александр Черемнов

Николай Руссу: Тюменской области всегда везло с руководителями, которые понимают: строительство – это локомотив развития региона. Поддержка чувствуется во всем. От лица всего коллектива ОАО «Мостострой-11» поздравляю Тюменскую область с 70-летием. Нам приятно делать то, что приносит пользу жителям Тюмени и региона

«Начинать пришлось с формирования команды и тяжелой работы. Я уходил из дома в 6 утра и возвращался в 12 ночи. На своем УАЗике я проезжал по 100 000 километров в год. Посещение объектов, переговоры с властями – работы хватало. Спрашивал строго – с себя и с других. Если кто-то не справлялся, так и говорил: лучше уйди. Два года спустя мы уже твердо стояли на ногах, а через пять лет определенно стали лучшими».

В результате в 2008 году акционеры приняли решение о назначении доказавшего свою эффективность руководителя генеральным директором ОАО «Мостострой-11». В это время география деятельности компании радикально расширяется. Сегодня в общей сложности «Мостострой-11» работает в девяти регионах России и Казахстане.

Сбер32

 

Флаг ОАО «Мосто-строй-11» не раз поднимался над объектами, построенными по всей России. Некоторые из них поистине уникальны, а один даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса

В 2008 году начались строительно-монтажные работы на обширном пространстве от Москвы до Новороссийска, где компания приняла участие в строительстве магистрали М-4 «Дон». Годом позже «Мостострой-11» получил подряд на возведение ряда объектов в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. Ленинградская область, Татарстан, Воронежская область, Краснодарский край, Липецкая область, Башкортостан – флаг ОАО «Мостострой-11» не раз поднимался над объектами, построенными по всей России. Некоторые из них поистине уникальны, а один даже вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

 

Новые горизонты

С тех пор структура портфеля заказов ОАО «Мостострой-11» существенно изменилась. Мостостроительное предприятие превратилось в многопрофильный строительный холдинг, в рамках которого развивается как промышленное, так и гражданское строительство. На долю мостов и путепроводов по-прежнему приходится до 75% от общего объема заказов («Мостострой-11» входит в первую пятерку крупнейших мостостроительных компаний России). Не менее 14% составляет доля гражданского строительства. Значительно выросли объемы производства строительных материалов и конструкций – до 10%. Дорожное строительство представляет собой новое направление и занимает пока лишь 1% в портфеле заказов, равно как и другое вспомогательное подразделение, связанное с проектными работами (0,5%).

Сбер33

В состав холдинга входит семь мостоотрядов, строительное управление, два проектных института, дорожно-строительное управление, три завода железобетонных конструкций, два цеха металлоконструкций, цех по производству светопрозрачных конструкций, цех по изготовлению резиновых и опорных частей. Число сотрудников превысило 3800 человек. «Мостострой-11» перешагнул границы региона, выйдя сперва на российский, а затем и на международный рынок.

Дворец бракосочетания и часовня Благоверного великого князя Дмитрия Донского в Тюмени, завод по производству полипропилена в составе Тобольского НХК, металлургический завод «УГМК-Сталь» в Тюмени, физкультурно-оздоровительный комплекс в Тобольске, жилые дома – и всё это с неизменно высоким качеством и в самые сжатые сроки. Только в 2011–2013 годах было сдано в эксплуатацию 106 мостовых сооружений общей протяженностью 14 686,28 метра, введено 70 461 м² жилья.

Сбер34

 

В пятерке лидеров

На данный момент ОАО «Мостострой-11» работает над 40 объектами. Лидирующее положение по-прежнему занимает Тюменская область, на долю которой приходится 41% работ, за ней следует ХМАО–Югра – 33%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 4%, Казахстан – 11%. ОАО «Мостострой-11» стал единственной тюменской компанией, которой доверили сооружение сразу пяти олимпийских объектов.

«Было время, когда мы на Севере строили по шесть мостов за зиму. Сегодня мне говорят, что это сделать невозможно, а я отвечаю: посмотрите историю – мы это уже делали четверть века назад»

Как бы ни менялась экономическая конъюнктура, команда Руссу не сбавляет обороты. «Было время, когда мы на Севере строили по шесть мостов за зиму, – вспоминает Николай Александрович. – Сегодня мне говорят, что это сделать невозможно, а я отвечаю: посмотрите историю – мы это уже делали четверть века назад».

Невозможное стало возможным благодаря особому подходу команды «Мостострой-11» к общему делу и в первую очередь позиции ее главного лидера.

«Все объекты для нас абсолютно равнозначны, – говорит генеральный директор ОАО «Мостострой-11» Николай Руссу. – Мы прививаем своим работникам такое отношение к делу: наша работа не на один день, а на долгие годы. И не только потому, что любой объект стоит денег налогоплательщиков, а потому что благодаря сооружениям формируется имидж компании, города, области».

И все же даже сам Николай Александрович выделяет два особенно памятных объекта.

«Мост через реку Иртыш в Ханты-Мансийске – это 3500 тонн металла, которые поставлялись наплавом. Уникальное инженерное сооружение не имеет аналогов в России. Арочный пролет составляет 231 метр. Этот «Красный дракон», как прозвали его югорцы, сократил путь с запада страны на восток на 1250 км!

Вантовый мост через Обь в Сургуте попал в Книгу рекордов Гиннесса. Он установил рекорд на самый длинный центральный пролет – 408 метров, – который поддерживается единственным пилоном. Сегодня мост на острове Русском его превзошел по этому показателю, но в 2000 году ему не было равных».

Фирменной чертой «Мостостроя-11» стала высокая скорость сдачи даже самых сложных объектов. К примеру, путепровод на Московском тракте – а это восемь съездов длиной почти 3 км, 55 опор, 2017 свай и 66 000 м2 асфальта – был сдан всего за шесть месяцев, на треть раньше срока. «Мы поступаем так, работая не только на развязках, – поясняет Николай Руссу. – Это наш профессиональный стиль: выйти на объект и сделать все максимально быстро. Такой результат достигается непрерывным циклом работ».

Сегодня команда тюменских мостостроителей возводит очередной знаковый объект – мост через реку Вах общей длиной 1 км. Он станет важной частью магистрали, которая соединит сразу четыре региона: Пермскую, Свердловскую, Томскую области и Ханты-Мансийский автономный округ – Югру. И это будет значить много больше, чем самые громкие декларации о единстве, сотрудничестве и партнерстве.

В рамках строительства обхода Тюмени «Мостострой-11» возводит автодорожный путепровод транспортной развязки на пересечении с автомобильной дорогой Тюмень – Ханты-Мансийск. К 70-летию области компания подготовила отличный подарок родному краю – 300-метровый путепровод через Транссиб в районе Ишима.

Всего же за без малого 40 лет своей истории «Мостострой-11» возвел и реконструировал почти 2800 различных мостовых сооружений протяженностью более 160 км. Всё это стало возможным благодаря самоотверженному труду команды, во главе которой всегда стояли сильные лидеры. Вот и сегодня, рассказывая о новых проектах, Николай Руссу говорит о тех, чьими руками возводились мосты, путепроводы и здания, которые сегодня украшают Тюменскую область и всю Россию.

Один из них – Николай Смехов – попал в структуру «Мостостроя-11» после окончания института в 1971 году и прошел путь от простого прораба до руководителя. При его активном участии в рекордно короткий срок была построена железнодорожная магистраль Сургут – Нижневартовск, а в середине 1980-х годов на Покачаевском направлении сооружен свайно-эстакадный мост. С 1986 по 2010 год Николай Смехов занимает пост директора ТФ «Мостоотряд-95». В 2010-м становится членом совета директоров.

Валерий Донадзе начал свою деятельность в 1971 году со строительства железной дороги Тюмень–Сургут в поселке Юганская Обь. В 1976-м он перешел в «Мостотряд-65» и принял участие в строительстве причалов на реке Надым и мостов на железной дороге Пангоды–Ягельная. В 1979 году возглавил вновь образованное подразделение компании – «Мосто-отряд-93», которое начало возводить первые дома на берегу реки Пяку-Пур. С 2009 года является заместителем генерального директора ОАО «Мостострой-11».

Сбер35

Возглавивший в 1992 году пост директора ТФ «Мостоотряд-29» Александр Косяков пришел в компанию в 1974-м и сразу приступил к строительству обского моста в качестве монтажника. В 1980-х годах был назначен производителем работ, а впоследствии старшим производителем работ. С 1990 по 1992 год был заместителем начальника мостоотряда по производству.

Для Валерия Витманаса «Мостострой-11» стал не только местом профессионального роста, но и общим семейным делом: вместе с женой они уже 30 лет работают в этой структуре. Его история началась в 1984 году с небольшого автодорожного моста через озеро Кислор, а самым глобальным проектом в трудовой деятельности стал вантовый мост через Обь в районе Сургута – объект, который позднее назовут обским гигантом. В 2005 году он назначен главным инженером ОАО «Мостострой-11».

При непосредственном участии Юрия Шебалдова компанией были построены автодорожный и железнодорожный мосты через Юганскую Обь, вантовый мост в Сургуте, мост через реку Иртыш в Ханты-Мансийске и многие другие. Свою деятельность в компании он начал в 1967 году с должности строительного мастера. Потом работал инженером-проектировщиком, старшим инженером ПТО и главным конструктором проектов. С 1984 по 2012 год был начальником технического отдела ОАО «Мостострой-11».

Анатолий Лысенков пришел в структуру в 1981 году и прошел здесь настоящую школу жизни. Начав с должности главного инженера в «Мостоотряде-36» в Тюмени, в 1986-м он был назначен директором «Мостоотряда-87» в Тобольске и получил в управление строительство автодорожного моста через Иртыш в том же городе – объекта, находившегося в крайне трудном положении, – и успешно довел его до завершения. Сейчас на счету Анатолия Лысенкова две сотни мостов, в том числе три тюменских через реку Туру, автодорожный и железнодорожный мосты через Иртыш в Тобольске, мосты через Вагай, Демьянку, Туртас. В должности директора «Мостотряда-87» он проработал до 2009 года.

Решением экономических вопросов в структуре занимался Виктор Пазий. Он начал работу в ОАО «Мостострой-11» в 1981 году в должности начальника планового отдела и главного экономиста. В период с 2004 по 2008 год был заместителем генерального директора ОАО «Мостострой-11» по экономике. Имеет звание заслуженного экономиста РФ.

Сбер36

В сметно-договорном отделе с 1981 по 2007 год руководил Писаревский Евгений Евсеевич, а в 2007-м ему на смену пришла Елена Витманас, которая и сегодня является начальником отдела.

В 2011 году компания открыла филиал – «Строительное управление», который возглавил Сергей Бреус. Наряду со строительством промышленных объектов и транспортных развязок компания начала осваивать область гражданского строительства, и здесь не обходится без трудностей. Возведение жилых домов осложняется наличием старой застройки в центральной части города – переговоры с владельцами и снос ветхих домов отнимают массу сил и средств. Сейчас в списке возведенных объектов компании значится несколько единичных жилых домов и один жилой квартал.

Николай Руссу: «Я хочу, чтобы каждый житель Тюмени ехал свободно по городу без пробок и не замечал этих мостов, развязок, а просто успевал вовремя прибыть в пункт назначения и получал удовольствие от поездки»

В январе 2012 года образовано дочернее предприятие ЗАО «Институт Тюменьгражданпроект». Директор – Любовь Колегова.

В 2013 году было образовано дочернее предприятие ОАО «Мостострой-11» – ОАО «ПИИ Тюменьдорпроект», выполняющее проектно-изыскательские работы. Генеральный директор Сергей Осенков пришел сюда с богатым опытом в сфере проектирования. В его биографии работа в таких крупных предприятиях, как институт «Гипротюменнефтегаз», проектная контора ФГУП «Свердловскавтодор», уральский филиал ОАО «ГипродорНИИ».

Кажется, что Николай Руссу знает по имени каждого. Эти люди разделили с ним главную страсть его жизни – любовь к мостам.

 

фото предоставлены пресс-службой
ОАО «Мостострой-11»,
а также Илья Гостюнин, Владимир Бутов,
Мария Шварова
и архив редакции tmn

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика