17:05 / 18 мая 2012

Железный журавль МС-21 в небе

7d8b2d

В XXI век отечественное гражданское авиастроение шагнуло с весьма неудачным багажом: стремительно сокращающийся выпуск самолетов гражданского назначения, усиление технологического отставания в вопросах организации производственного процесса и разваливающиеся конструкторские школы.

Если добавить сюда корпоративные неприятности (с активным привлечением административного ресурса), то можно вполне четко осознать глубину пропасти, в которую падает гражданская авиация.

Туда же, в ранние 2000-е, уходят корни попыток государства реанимировать отрасль. Многие из тематических проектов не увенчались успехом, некоторые (как Sukhoi Superjet), находятся на начальных этапах своего продвижения и прорываются к своему месту под солнцем сквозь ураган критики как обоснованной, так и откровенно придирчивой.

Если заложенный в 2000-м году «Суперджет» сейчас перешел к коммерческой эксплуатации, то другой проект «прорыва» на внешние рынки пока находится на стадии разработки. И имя ему – МС-21, магистральный самолет XXI века.

Иркут МС-21 – проект ближне-среднемагистрального пассажирского самолета, призванный занять нишу таких отечественных моделей, как Ту-154 и Ту-204, с заделом на зарубежные заказы, где свои позиции делят лучшие – Airbus A320 и Boeing 737. Основными разработчиками МС-21 выступают корпорация «Иркут» и ОКБ Яковлева. Также в создании самолета заняты отечественные компании «АэроКомпозит» и КБ Бериева.

Не обошлось и без привлечения иностранных производителей. Причина подобного хода лежит в желании активно продвигать самолет на иностранный рынок. У российских производителей авиационных систем есть проблемы с прохождением европейских и международный сертификационных испытаний. В пользу МС-21 стоит сказать, что уровень вовлеченности иностранцев планируется ниже, чем у проекта «Сухой Суперджет». Следует отметить, что ключевые компоненты будут производиться (и разрабатываться) отечественными предприятиями.

Отдельной истории заслуживает проект двигателя ПД-14. Его разработчиком является «Объединенная авиастроительная корпорация». По прогнозам источников в авиастроительном бизнесе стоимость одного двигателя составит около $5,5–5,8 млн. Но возможно, цену снизят, чтобы обойти в конкурентной борьбе американскую Pratt & Whitney (конкурирующий двигатель этой компании стоит около $5,5 млн).

Отличительная черта процесса разработки ПД-14 от многих других современных отечественных проектов – вовлеченность практически всех крупных отраслевых НИИ и корпораций.

 Если раньше за право реализации некоего проекта боролись именно отраслевые НИИ и КБ (в тандеме с заводами, на которых собирались производить продукцию), то теперь, не без государственной воли, было решено максимально сконцентрировать усилия на конкуренции на внешних рынках. ПД-14 разбит на модули, каждый из которых изготавливается той фирмой, которая имеет наибольших опыт и технологический задел.

Не остались в стороне и производственные мощности. Для внедрения в технологический процесс порой было недостаточно просто модернизировать существующие площадки – требовалось строить новые. В Перми возведен завод, на котором освоена технология нанесения керамических покрытий на детали горячей части двигателя. Все сделано с нуля. Цена – примерно 15 млн евро.

На данный момент в Уфе практически завершена постройка четвертого в мире завода по выпуску пустотелых лопаток вентилятора. Технология – отечественная и запатентованная, которой нет ни у кого в мире. Кроме того, разработчик ПД-14 привлекает на условиях конкурса и другие зарубежные компании к реализации проекта ПД-14. Так планируется, что в организации производства мотогондолы ПД-14 из композиционных материалов может принять участие и одна из итальянских фирм, так же на условиях конкурса. Однако в этой работе выразили желание участвовать и отечественные компании: ОНПП «Технология» из Обнинска, ЦНИИСМ из Хотькова и крупнейший ракетный завод в Реутово.

МС-21 знаменует собой коренное изменение психологии работы отечественных производителей, переход на рыночное мышление. Впервые в разработку гражданского двигателя заложены не только требуемые технические параметры, но и весьма серьезные нормы по себестоимости и пригодности к обслуживанию. Все это обусловлено сложностью поставленной задачи, ведь попытка вклинится на рынок, где доминируют такие авиационные гиганты, как Airbus и Boeing, – весьма серьезная затея.

Автор текста: Михаил Фучко

Loading...